Правовое регулирование сферы информационных технологий

Вопросы правового регулирования в сфере информационных технологий (в т.ч. электронного документооборота) отражены в следующих основных нормативно-правовых актах действующего российского законодательства федерального уровня:

· Конституция Российской Федерации;

· Гражданский кодекс Российской Федерации;

· Уголовный кодекс Российской Федерации;

· Бюджетный кодекс Российской Федерации;

· Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»;

· Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»;

· Федеральный закон № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»;

· Федеральный закон № 85-ФЗ от 4 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»;

· Федеральный закон № 3523-1 от 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;

· Федеральный закон № 5351-1 от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах»;

· Федеральный закон № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»;

· Федеральный закон № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»;

· Федеральный закон № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 года «Об обязательном экземпляре документов».

Могут быть выбраны следующие направления совершенствования действующего законодательства в области информатизации:

· систематизация и кодификация действующей нормативной базы;

· создание единой терминологической базы нормативных документов, регулирующих отношения в области информатизации;

· устранение противоречий с федеральными законами, выявление неэффективных законотворческих норм в законодательстве;

· разработка нормативной базы для работы с персональными данными;

· разработка нормативного обеспечения взаимодействия граждан с органами власти;

· разработка регламентов взаимодействия различных информационных систем.

Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления.

Эффективность функционирования системы государственного управления может быть определена по следующим направлениям:

· взаимодействие с гражданами и предприятиями;

· внутренняя работа учреждения;

· взаимодействия органов власти между собой.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок. Так, в Федеральной налоговой службе РФ объем информации, поступающей от юридических лиц, составляет около 800 млн листов в год, трудозатраты на ввод этих данных составляют 3,2 млн человеко-дней. Автоматизация сбора и учета налоговых поступлений обеспечит как минимум 50%-ное сокращение трудозатрат.

Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов.

Например, внедряемая в Федеральной таможенной службе РФ система электронного декларирования грузов позволяет импортерам заполнять таможенные декларации в электронном виде. В результате среднее время оформления импортируемых грузов на границе сокращается с нескольких часов до 18 минут.

На основе ИКТ возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней.

Прямой экономический эффект от внедрения ИКТ связан:

· с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;

· с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами;

· с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами).

В России только обработкой документов занято около 400 тыс. госслужащих, временные затраты граждан на ходьбу по инстанциям составляют oт 3 до 4 млрд человеко-часов в год, а каждый документ копируется до 20 раз. Применение информационных технологий позволит экономить до 30 млрд руб. в год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: