Вопросы правового регулирования в сфере информационных технологий (в т.ч. электронного документооборота) отражены в следующих основных нормативно-правовых актах действующего российского законодательства федерального уровня:
· Конституция Российской Федерации;
· Гражданский кодекс Российской Федерации;
· Уголовный кодекс Российской Федерации;
· Бюджетный кодекс Российской Федерации;
· Федеральный закон № 24-ФЗ от 20 февраля 1995 года «Об информации, информатизации и защите информации»;
· Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»;
· Федеральный закон № 126-ФЗ от 7 июля 2003 года «О связи»;
· Федеральный закон № 85-ФЗ от 4 июля 1996 года «Об участии в международном информационном обмене»;
· Федеральный закон № 3523-1 от 23 сентября 1992 года «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
· Федеральный закон № 5351-1 от 9 июля 1993 года «Об авторском праве и смежных правах»;
· Федеральный закон № 2124-1 от 27 декабря 1991 года «О средствах массовой информации»;
|
|
· Федеральный закон № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государственной тайне»;
· Федеральный закон № 77-ФЗ от 29 декабря 1994 года «Об обязательном экземпляре документов».
Могут быть выбраны следующие направления совершенствования действующего законодательства в области информатизации:
· систематизация и кодификация действующей нормативной базы;
· создание единой терминологической базы нормативных документов, регулирующих отношения в области информатизации;
· устранение противоречий с федеральными законами, выявление неэффективных законотворческих норм в законодательстве;
· разработка нормативной базы для работы с персональными данными;
· разработка нормативного обеспечения взаимодействия граждан с органами власти;
· разработка регламентов взаимодействия различных информационных систем.
Рассмотрим общие вопросы оценки эффективности внедрения информационных технологий государственного и муниципального управления.
Эффективность функционирования системы государственного управления может быть определена по следующим направлениям:
· взаимодействие с гражданами и предприятиями;
· внутренняя работа учреждения;
· взаимодействия органов власти между собой.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет повысить эффективность взаимодействия граждан и организаций с органом государственной власти. Достоверная, оперативная, полная и актуальная информация о деятельности органов власти размещается на веб-сайте. Это позволяет существенно упростить гражданам процесс поиска требуемой информации, снизить затраты времени государственных служащих на разъяснения, а также уменьшить количество ошибок. Так, в Федеральной налоговой службе РФ объем информации, поступающей от юридических лиц, составляет около 800 млн листов в год, трудозатраты на ввод этих данных составляют 3,2 млн человеко-дней. Автоматизация сбора и учета налоговых поступлений обеспечит как минимум 50%-ное сокращение трудозатрат.
|
|
Кроме того, граждане и организации должны иметь возможности посредством Интернета делать запросы и получать справки, передавать в органы государственного управления предусмотренную законом отчетность. При этом отслеживается состояние запросов.
Например, внедряемая в Федеральной таможенной службе РФ система электронного декларирования грузов позволяет импортерам заполнять таможенные декларации в электронном виде. В результате среднее время оформления импортируемых грузов на границе сокращается с нескольких часов до 18 минут.
На основе ИКТ возможна реализация так называемого «принципа одного окна», который предполагает наличие одной точки входа для взаимодействия с органами власти всех уровней.
Прямой экономический эффект от внедрения ИКТ связан:
· с высвобождением площадей, затрачиваемых ранее на хранение документов;
· с сокращением числа сотрудников при росте объема работ с документами;
· с сокращением времени выполнения бизнес-процессов органов государственного и муниципального управления (связанным, в частности, с экономией времени на операциях с документами).
В России только обработкой документов занято около 400 тыс. госслужащих, временные затраты граждан на ходьбу по инстанциям составляют oт 3 до 4 млрд человеко-часов в год, а каждый документ копируется до 20 раз. Применение информационных технологий позволит экономить до 30 млрд руб. в год.