double arrow

Государственная программа «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»

В 2008 году стало очевидным, что информационное общество в России развивается гораздо медленнее, чем в других странах, и в существовавших условиях нельзя ожидать каких-либо заметных перемен. Реализация федеральной целевой программы «Электронная Россия» (2002-2010) была не вполне успешной. Государство приняло решение пересмотреть подход к своей политике в области информационных технологий. Пришло понимание того, что ценны не внедренные технологии и разработанные информационные системы сами по себе, а то, какую пользу они приносят гражданам, бизнесу, всему обществу.

Определённым продолжением деятельности государства по информатизации стала Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)»[12]. Эта программа предполагает создание целостной и эффективной системы использования информационных технологий, при которой граждане получают максимум выгод. Поэтому 2010 г. стал одним из ключевых рубежей в информатизации России. Именно в этом 2010 году с учетом негативных результатов программы «Электронная Россия» было принято решение о ее замене программой «Информационное общество», ориентированной на утвержденную Правительством РФ в феврале 2008 г. стратегию развития информационного общества. В ней, в частности, говорится о создании инфраструктуры широкополосного доступа на всей территории Российской Федерации, внедрении в медучреждениях дистанционного обслуживания пациентов, интеграции государственных информационных систем и ресурсов, создании условий для коммерциализации и внедрения результатов научных исследований и развитии системы библиотечных фондов на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

В современном постиндустриальном, информационном обществе информация становится стратегическим ресурсом, а информационные технологии являются одним из инструментов повышения эффективности государственного и муниципального управления.

В настоящее время наиболее активно развиваются технологии управления бюджетной, налоговой системами; технологии государственных информационных порталов, реализующих взаимодействие граждан, бизнеса и органов управления через компьютерные сети; технологии накопления информации в единых государственных базах данных; технологии муниципальных информационных систем, информационных систем жилищно-коммунальной сферы, геоинформационных систем, электронного документооборота.

Внедрение информационных технологий в сферы государственного и муниципального управления является задачей стратегической важности.

Именно поэтому разработана и утверждена государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)», задачи которой во многом определены основными положениями Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а также результатами выполнения федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002–2010 годы)». Реализуемые направления, в рамках которых достигается решение задач Программы, включают улучшение качества жизни граждан и условий развития бизнеса в информационном обществе, создание электронного государства и повышение эффективности государственного управления, развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, создание базовой инфраструктуры информационного общества и др.

Портал государственных и муниципальных услуг, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, электронный муниципалитет, электронный регион, электронное правительство, электронное государство являются примерами информационных технологий управления, которые в настоящее время становятся инструментами повышения эффективности деятельности государственных и муниципальных органов власти.

Вопросы правового регулирования использования информационных технологий в государственном и муниципальном управлении нашли отражение в следующих основных федеральных нормативно-правовых актах:

· Федеральный закон № 1-ФЗ от 10 января 2002 года «Об электронной цифровой подписи»;

· Федеральный закон № 149-ФЗ от 27 июля 2006 года «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

· Федеральный закон № 152-ФЗ от 27 июля 2006 года «О персональных данных»;

· Федеральный закон № 8-ФЗ от 9 февраля 2009 года «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»;

· Федеральный закон № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

· Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 года № Пр-212;

· Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17 ноября 2008 г.;

· Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации № 1815-р от 20 октября 2010 г.

Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)» была впервые принята распоряжением Правительства России №1815-р от 20 октября 2010 года, а затем утверждена постановлением правительства РФ № 313 от 15 апреля 2014 года «Об утверждении государственной программы "Информационное общество (2011-2020 годы)"». Ответственным исполнителем программы определено Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Министерство следит за тем, чтобы все государственные расходы в этой сфере осуществлялись продуманно и централизованно, не дублировали друг друга.

При подготовке госпрограммы Министерство связи и массовых коммуникаций РФ учитывало мировой опыт подобных программ, текущее состояние отрасли рынка ИКТ. Авторы руководствовались Концепцией долгосрочного социально-экономического развития до 2020 года и Стратегией развития информационного общества.

Цели и задачи Госпрограммы — получение гражданам и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий и создание условий для оперативного и эффективного взаимодействия государства с гражданами и бизнесом с их использованием.

Показателями успешной реализации Программы станут рост индекса Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий и увеличение количества граждан, использующих госуслуги в повседневной жизни. К 2020 году планируется увеличить долю населения, пользующуюся электронными госуслугами, с 11% (показателя 2010 года) до 85%.

Программа состоит из четырех подпрограмм:

1. «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе»;

2. «Информационная среда»;

3. «Безопасность в информационном обществе»;

4. «Информационное государство».

1. Подпрограмма «Информационно-телекоммуникационная инфраструктура информационного общества и услуги, оказываемые на ее основе». Исполнитель: Россвязь.

Задачи этой подпрограммы:

· Обеспечение доступности услуг электросвязи на территории Российской Федерации.

· Развитие федеральной почтовой связи.

· Совершенствование механизмов управления использованием радиочастотного спектра.

· Управление развитием информационно-телекоммуникационной инфраструктуры информационного общества и услугами, оказываемыми на ее основе.

Бюджет подпрограммы: 1,86 млрд рублей.

2. Подпрограмма «Информационная среда». Исполнитель: Роспечать.

Задачи этой подпрограммы:

· Строительство, восстановление, реконструкция, переоборудование объектов телерадиовещания.

· Электронные средства массовой информации: контент и доступ к нему.

· Участие России в международном информационном пространстве.

· Поддержка социально значимых проектов в сфере средств массовой информации.

· Развитие национальных информационных ресурсов.

Бюджет подпрограммы: 6,4 млрд рублей.

3. Подпрограмма «Безопасность в информационном обществе». Исполнители: Минкомсвязь, Роскомнадзор, ФСБ России, Роспечать.

Задачи этой подпрограммы:

· Контроль и надзор.

· Предупреждение информационно-технологических угроз национальным интересам России.

· Противодействие терроризму, экстремизму, насилию.

· Развитие грид-технологий, т.е. технологий создания и эксплуатации географически распределенных вычислительных инфраструктур, которые объединяют разнородные ресурсы и реализуют возможность коллективного доступа к этим ресурсам.

Бюджет подпрограммы: 1,2 млрд рублей.

4. Подпрограмма «Информационное государство». Исполнители: Минкомсвязь, Минздравсоцразвития, Минобрнауки.

Задачи этой подпрограммы:

· Управление развитием информационного общества.

· Развитие электронного правительства.

· Повышение качества государственного управления за счет создания и внедрения современных информационных технологий.

· Услуги на основе информационных технологий в области медицины, здравоохранения и социального обеспечения.

· Развитие сервисов на основе информационных технологий в области образования, науки и культуры.

· Поддержка региональных проектов в сфере информационных технологий.

Бюджет подпрограммы: 1,94 млрд рублей.

В целях обеспечения реализации этой Стратегии осуществляются мониторинг и статистическое наблюдение показателей развития информационного общества в Российской Федерации. По результатам этого мониторинга Президенту Российской Федерации представляется ежегодный национальный доклад о состоянии развития информационного общества в Российской Федерации.

Реализация основных направлений и мероприятий Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (далее – Стратегия) к 2015 году должна была обеспечить достижение определенных контрольных значений следующих показателей, определяющих состояние развития информационного общества в Российской Федерации.

Вот некоторые из этих показателей в таблице:

1. Место Российской Федерации в международных рейтингах развития информационного общества В числе двадцати ведущих стран мира
2. Место Российской Федерации в международных рейтингах по уровню доступности национальной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры Не ниже десятого
3. Доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации 100%
4. Сокращение различий между субъектами Российской Федерации по интегральным показателям информационного развития До 2 раз
5. Наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети “Интернет” Не менее чем в 75% домашних хозяйств
6. Доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота 70%
7. Доля библиотечных фондов, переведенных в электронную форму, в общем объеме фондов общедоступных библиотек – не менее 50%, в том числе библиотечных каталогов 100%

 

К 2015 году ни один из этих показателей не был достигнут, поэтому необходимо признать, что пока реализация государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» не является достаточно успешной. Тем не менее, некоторые задачи этой государственной программы начали решаться.

Была обеспечена в режиме реального времени видеотрансляция процедур голосования избирателей и подсчета голосов на выборах Президента Российской Федерации 4 марта 2012 года. Но это было разовое мероприятие.

Для обеспечения возможности предоставлять государственные услуги в электронном виде создана соответствующая технологическая база и инфраструктура:

· единая система идентификации и аутентификации, сервис проверки сертификатов и ключей электронной подписи;

· экспертная система центров телефонного обслуживания;

· система межведомственного электронного взаимодействия;

· единая система справочников и классификаторов, используемых в государственных и муниципальных информационных системах;

· государственная электронная почтовая система для подачи обращений с использованием личного кабинета на едином портале;

· мобильные приложения для доступа к сервисам электронного правительства;

· платёжные сервисы для осуществления электронных платежей за государственные услуги.

До 2013 года создавалась национальная платформа облачных вычислений, обеспечивающая предоставление «облачных» сервисов для органов государственной власти (SaaS, PaaS, IaaS). Но по состоянию на середину 2015 года эта платформа не работает.

Актуализированы системы «Портал Правительства Российской Федерации» и «Сайт Председателя Правительства Российской Федерации». Проведена модернизация информационно-технологического обеспечения Администрации Президента Российской Федерации.

В информационной системе о государственных и муниципальных торгах на реализацию (продажу) введён в действие официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru. Постоянно расширятеся номенклатура выставляемых на торги объектов.

Подготовлена рабочая документация для создания инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации.

Разработаны концепция построения и макет единой системы учета результатов НИОКР гражданского направления, выполняемых за счет средств федерального бюджета.

Расширена техническая поддержка пользователей свободного программного обеспечения.

Создана первая очередь единого портала для популяризации культурного наследия и традиций России, проведено первичное наполнение портала, создан прототип национальной информационно-коммуникационной платформы для распространения цифрового контента.

Доработаны и созданы новые электронные сервисы в здравоохранении, а также определены требования к системе персонального мониторинга здоровья человека, к системе поддержки принятия врачебных решений, проведена опытная эксплуатация программного комплекса «Реестр нормативно-справочной информации системы здравоохранения, социального развития и трудовых отношений».

Тем не менее, по заключению Счетной палаты, установлено, что план программы на 2012 год не утверждался, координацией деятельности по программе не занималось ни одно из структурных подразделений Министерства. А на сентябрь 2013 года программа была реализована на 1.1% от уровня финансирования, запланированного на весь год.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: