double arrow

Международные программы информатизации

Информационные и коммуникационные технологии, обеспечивающие накопление и использование знаний, проникли во все сферы деятельности и уже стали движущей силой мирового экономического и технологического развития. Они существенно меняют не только способ производства товаров и услуг, но и организацию и формы проведения досуга, реализации человеком своих гражданских прав, методы и формы воспитания и образования. На современном этапе развития мировой экономики информация становится важнейшим фактором экономического роста, а информационная сфера приобретает особое значение для жизни общества, определяя его политическое, социально-экономическое и культурное развитие. Эти факты указывают на то, что мировое сообщество вступило в новую фазу - информационную. Виртуальная экономика, усложнение и интеллектуализация информационных продуктов (услуг), актуализация информации для управления, рост значения Интернета, формирование новой образовательной среды и т. п. - основные атрибуты информационного общества.

К проблемам информационного общества как ступени в развитии современной цивилизации научная общественность обратилась в конце 1970-- начале 1980-х гг. Этому также способствовали следующие обстоятельства: увеличение роли информации и знаний в жизни общества; возрастание в валовом внутреннем продукте доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг; рост потребностей населения в информационных продуктах и услугах; формирование глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к мировым информационным ресурсам.

Всеобъемлющий характер информационно-коммуникационных технологий, скорость их распространения способствовали принятию в первой половине 1990-х гг. правительствами развитых стран мира национальных программ развития информационного общества. Возможности информационного общества развитые страны рассматривают как ключ к процветанию в XXI веке.

Учитывая глобальный характер проблем перехода к информационному обществу, необходимость выравнивания условий информатизации в различных регионах и странах, формируются международные программы, определяющие главные векторы глобальной информатизации.

В июле 2000 года на Окинаве состоялся саммит «Большой восьмерки». Там впервые официально был провозглашен переход мирового сообщества к глобальному информационному обществу. Окинавская хартия (Okinawa Charter on the Global Information Society) устанавливает основные принципы вхождения государств в глобальное информационное общество и является важнейшим документом, призванным организовать и активизировать деятельность международного сообщества в области формирования глобального информационного общества.

В Хартии выделяется четыре раздела:

1. использование возможностей цифровых технологий;

2. преодоление электронно-цифрового разрыва;

3. содействие всеобщему участию;

4. дальнейшее развитие.

В Окинавской хартии были установлены следующие основные принципы вхождения государств и стран в глобальное информационное общество.

1. Информационно-коммуникационные технологии (ИТ) - один из наиболее важных факторов, влияющих на формирование общества XXI в. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества.

2. Суть стимулируемой ИТ экономической и социальной трансформации заключается в ее способности содействовать людям и обществу в использовании знаний и идей.

3. Руководители стран "восьмерки" подтверждают свою приверженность принципу участия в этом процессе, исходя из того, что все люди повсеместно, без исключения должны иметь возможность пользоваться преимуществами глобального информационного общества.

4. Руководители стран "восьмерки" будут осуществлять руководство в продвижении усилий правительств по укреплению соответствующей политики и нормативной базы.

5. Руководители стран "восьмерки" отмечают, что Хартия является, прежде всего, призывом ко всем как в государственном, так и в частном секторах ликвидировать международный разрыв в области информации и знаний.

Свою готовность перейти к информационному обществу зафиксировала Россия, подписав 22 июля 2000 г. Окинавскую хартию глобального информационного общества (о. Окинава, Япония), а также став активным участником Всемирного саммита ООН по информационному обществу (Женева, 2003 г.).

Не менее важным событием явился Всемирный саммит на высшем уровне по информационному обществу, проводившийся в два этапа: Женева, 2003 год, и Тунис, 2005 год. По итогам первого этапа была принята «Декларация принципов. Построение информационного общества - глобальная задача в новом тысячелетии», декларативный документ, определяющий основные задачи глобальной информатизации.

Второй этап проходил при активном участии ООН и был посвящен в значительной степени проблемам управления Интернетом. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, выступая на саммите, сказал: «Нынешняя встреча на высшем уровне должна стать саммитом решений». Была сделана попытка выявить ключевые вопросы публичной политики и разработать согласованное представление о ролях и ответственностях правительств, межправительственных и международных организаций, частного сектора и организаций гражданского общества в вопросах управления Интернетом. Значительная группа стран под руководством Китая и членов так называемой Группы-20 (Бразилия, Южная Африка, Индия и другие) заняла позицию достаточно жесткого управления Интернетом, включая борьбу со спамом, незаконным контентом и т.д. Фактически эта позиция сводится к установлению цензуры в Интернете. США и страны Европейского союза при поддержке частного сектора утверждают, что регулирование Интернета должно сводиться к техническим вопросам, а его организационную основу менять не следует. Российская делегация заняла промежуточную позицию, но точка зрения Китая была ей более близка. Несмотря на жесткую дискуссию, найти согласованное решение не удалось, и Интернет до настоящего времени остается стихийной организацией, управляемой коммерческими структурами, базирующимися на территории США.

Свои программы имеют межгосударственные объединения (Евросоюз, СНГ) и международные организации (ООН, ЮНЕСКО). Первоначальный план действий Евросоюза «Европейский путь в информационное общество» (Europe's Way to the Information society. An action plan) был принят в 1994 г. Его часто называют "инициативой Бангемана", по фамилии руководителя группы высокопоставленных экспертов, которая подготовила рекомендации по активизации работ, связанных с переходом к информационному обществу. Европа к тому моменту имела серьезное отставание в процессах информатизации от США и Японии.

Дальнейшая стратегия информатизации в ЕС была определена на сессии Совета Европы в Лиссабоне в 2000 г., которую затем оформили в виде программы действий «Электронная Европа 2002» (eEurope Action Plan 2002), подготовленной Европейской комиссией. В этой программе поставлена стратегическая цель - создать к 2010 г. в Евросоюзе самую конкурентоспособную и динамичную информационную экономику в мире. Приоритетными направлениями должны стать: дешевый, быстрый, безопасный Интернет; инвестиции капитала в людей и их квалификацию; содействие использованию Интернета; совершенствование юридической среды информационного общества; развитие информационной инфраструктуры, распространение соответствующих услуг в пределах Евросоюза, ускорение развития электронной торговли; создание "онлайнового правительства": электронный доступ к общественным услугам; создание онлайнового здравоохранения; разработка европейского цифрового контента для глобальных сетей; создание интеллектуальных транспортных систем.

Практическая реализация стратегических целей развития Евросоюза объединяется в 5-летние рамочные программы. Так, в рамках 5-ой рамочной программы было направление «Технологии информационного общества». 6-ая программа (2002-2006 гг.) в значительной степени посвящена крупнейшему политическому проекту «Электронная Европа» (eEurope), в рамках которого выполнялось множество подпрограмм как внутри стран-членов ЕС, так и на уровне Европейской комиссии. В виде примеров таких подпрограмм можно указать e-Content - программа поддержки производства, распространения и использования европейского контента и поддержки многоязычия Всемирной сети; e-Inclusion - вовлечение в жизнь общества, обеспечение компьютерного образования малоимущих, людей с различными физическими недостатками. Если какое-то государство Евросоюза хочет развивать направления, не лежащие в русле общей стратегии, оно должно обеспечивать их собственным финансированием.

Следует отметить, что система демократического распространения финансовых средств сопровождается очень жестким мониторингом достигнутых результатов. Сравниваются показатели различных государств, достигнутые при реализации общей стратегии. Все основные результаты, текущие задачи и возникающие проблемы концентрируются на сайте http://ec.europa.eu/information_society/index_en.htm.

Так как европейцы не удовлетворены состоянием дел в области научных исследований, считая их не адекватными стратегической цели построения информационного общества, базирующегося на знаниях, при мониторинге особое внимание уделяется сравнениям с аналогичными процессами в США.

Государства, входящие в Содружество Независимых Государств, также нацелены на интеграцию усилий при переходе к информационному обществу. Этому способствуют общие исторические корни, менталитет, географическое расположение. В 1996 г. была разработана и согласована "Концепция формирования информационного пространства СНГ". В ней отмечается, что "в области формирования информационного пространства СНГ существуют закономерности, общие для всех государств Содружества и специфические для каждого государства", поэтому одной из основных задач является развитие нормативно-правовой базы взаимодействия в информационной сфере. Кроме этого, в Концепции определены общие интересы государств Содружества в информационной сфере:

· сохранение и развитие контактов граждан;

· беспрепятственное и нецензурируемое распространение открытой информации о жизнедеятельности государств - участников СНГ и органов Содружества;

· развитие образования, науки, техники и культуры;

· обеспечение доступа граждан, предприятий и организаций, органов государственного управления к национальным и международным информационным ресурсам по различным сферам согласованной деятельности на основе соответствующих межгосударственных договоров;

· создание условий взаимовыгодного использования информационных ресурсов государств - участников СНГ.

Кроме этого было констатировано, что имеется ряд важных конкретных задач, эффективное решение которых возможно только путем совместных усилий государств Содружества.

Однако реализация на практике декларированных положений пока вызывает значительные затруднения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: