Информационная политика российского государства

Комплекс мероприятий, способствующих переходу к информационному обществу, и сам процесс перехода принято называть информатизацией общества. По определению Федерального закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 25 января 1995 г., информатизация – это «организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов».

Процесс информатизации включает в себя следующие взаимосвязанные технико-технологические составляющие.

· Электронизация - распространение электронной технологии на самые различные сферы человеческой деятельности: в производство и управление, образование и науку, социальную и культурную сферы.

· Медиатизация - процесс совершенствования средств сбора, хранения и распространения информации, в котором главным носителем информации и данных становится электронный носитель. Медиатизация позволяет передавать информацию без перемещения человека, увеличивает скорость и расширяет спектр возможностей этой передачи.

· Компьютеризация - процесс совершенствования средств поиска и обработки информации на основе внедрения компьютерной техники. Компьютер становится главным средством коммуникации человека, средством избавления от рутинных операций. Компьютеризация - это не только технический и технологический процесс, но и социологические преобразования, связанные с освоением компьютерной техники практически всем населением.

· Интеллектуализация - процесс развития знаний и способностей людей к восприятию и порождению информации, что закономерно обуславливает повышение интеллектуального потенциала общества, включая возможность использования средств искусственного интеллекта.

· Информатизация - это технологический, социальный и даже культурологический процесс, связанный со значительными изменениями в образе жизни населения. Такие процессы требуют серьезных усилий не только властей, но и всего сообщества пользователей информационно-коммуникационных технологий на многих направлениях, включая ликвидацию компьютерной неграмотности, формирование культуры использования новых информационных технологий и других.

Информатизацию не следует ограничивать только технократическим подходом, сводящем информатизацию общества к технико-технологическому оснащению трудовой деятельности людей в сфере производства и управления. В этом случае информационные технологии расцениваются как средство повышения производительности труда.

Этот подход должен быть дополнен социологическим, когда информатизация рассматривается как процесс, охватывающий все сферы человеческой деятельности, воздействующий на самого человека - его знания и мораль, экономические и духовные интересы, его развитие как личности. При этом информатизация общества предстает как совокупность взаимосвязанных технических, экономических, социальных, политических и духовно-культурных факторов. Именно они обеспечивают развитие и широкомасштабное получение, обмен и применение информации в обществе в целях дальнейшего развития и совершенствования общества и его членов.

Основными функциями государства в области управления информационными ресурсами являются следующие:

· создание первичных и производных информационных массивов и продуктов, необходимых для выполнения всего комплекса задач государственного управления и реализации конституционных прав граждан на доступ к информации;

· надежное хранение и защита информационных ресурсов;

· эффективное использование информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений;

· обеспечение свободного доступа граждан и организаций к информационным ресурсам в соответствии с Конституцией и действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Концепцией управления государственными информационными ресурсами информационные ресурсы России формируются в организациях и на предприятиях всех форм собственности и подчиненности в ходе их деятельности в хозяйственной, научной, социальной или любой иной сфере. Значительная часть информационных ресурсов России создана на средства государственного бюджета и сосредоточена в государственном секторе. К наиболее значимым государственным информационным ресурсам относятся следующие:

· библиотечные ресурсы (около 150 тыс. библиотек, из которых более 2,5 тыс. научных и публичных библиотек активно используют автоматизированные информационные технологии и базы данных);

· архивный фонд Российской Федерации общим объемом более 460 млн ед. хр. В непосредственном ведении Росархива находится свыше 193 млн ед. хр. и несколько сот баз данных;

· информационные ресурсы Государственной системы научно-технической информации (ГСНТИ), в формировании которых участвуют более 30 специализированных организаций федерального и отраслевого уровня, 69 региональных информационных центров, а также ряд государственных предприятий;

· информационные ресурсы Государственной системы статистики. Это информационные фонды по отраслям статистики, интегрированные базы данных, Единый государственный регистр предприятий и организаций, первичная статистическая информация;

· государственные информационные ресурсы правовой информации, сосредоточенные в Минюсте России и ФАС, подведомственных им центрах правовой информации, а также разнообразные ресурсы судебных органов;

· информационные ресурсы органов государственной власти и управления всех уровней (различная социальная и управленческая информация).

Информационные ресурсы в области образования аккумулированы не только в библиотеках более 500 российских вузов (общий фонд свыше 300 млн ед. хр.), но и в региональных центрах информации (21), региональных центрах новых информационных технологий (57 краевых, республиканских, областных, городских центров и 13 специализированных центров) и в формируемой Федеральной университетской сети RUNNet.

Наблюдается смещение центра интереса к информации — от научно-технической к экономической, финансовой и правовой информации, спрос на которую резко возрос. При этом пока нет понимания того, что управление созданием информационных ресурсов государственных органов и организаций – это отдельная сфера, требующая особого внимания.

Государственное участие в процессах информатизации оформляется в виде специализированных программ, причем каждое государство определяет свою тактику поддержки процессов перехода к информационному обществу. Анализ национальных планов информатизации позволяет выделить ключевые факторы, определяющие различия между ними. К ним относятся:

· экономический потенциал, государственное устройство, политическая ситуация;

· специфика законодательства, обеспечивающего (или тормозящего) движение к информационному обществу;

· макроэкономическая политика государства в контексте формирования информационного общества;

· особенности идеологии построения информационного общества;

· характеристики национальной культуры и менталитета.

К основным сферам информатизации общества, в которых государство занимает активную позицию, относятся:

· социальная сфера;

· информатизация социального обеспечения;

· информатизация системы образования;

· материальное производство;

· управление;

· информатизация государственного управления;

· информатизация армии.

Основными целями программ информатизации вне зависимости от выбранной конкретным государством тактики являются:

· содействие динамичной конкуренции в области развития телекоммуникаций;

· поощрение частных капиталовложений в развитие информационной инфраструктуры;

· участие в разработке гибкого, способного к адаптации законодательства в сфере информатизации;

· обеспечение открытого доступа к информационным сетям;

· содействие предоставлению гражданам эффективных и доступных информационных услуг;

· участие в обсуждении международных проблем построения глобального информационного общества.

В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах. В 2008 году была принята Стратегия развития информационного общества до 2020 г[10].

Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006; ГОСТ Р 52633.1-2009, ГОСТ Р 52633.2-2010; ГОСТ Р 52633.3-2011; ГОСТ Р 52633.4-2011; ГОСТ Р 52633.5-2011.

Так как другие страны пока не имеют национальных стандартов по преобразованию биометрии человека в его личный криптографический ключ, предположительно, стандарты пакета ГОСТ Р 52633.хх будут в будущем использованы в качестве основы соответствующих международных стандартов. В связи с этим интересно отметить то, что уже существующие международные биометрические стандарты первоначально были созданы как национальные стандарты США.

В соответствии с общей структурой государственного управления, можно выделить следующие уровни управления государственными информационными ресурсами в России:

· федеральный уровень;

· региональный уровень (субъекты Российской Федерации);

· локальный уровень (организации и предприятия).

Остановимся на организации информационного обмена между органами государственной власти и местного самоуправления. Имеющиеся значительные муниципальные информационные ресурсы, не являясь государственной собственностью, во многих случаях служат основой для создания государственных информационных ресурсов.

Государственное регулирование процессов формирования и использования информационных ресурсов на муниципальном уровне должно осуществляться как на законодательной основе, в части предоставления обязательной информации, так и на договорной основе в рамках взаимообмена или приобретения необходимой информации. Большая роль отводится методам экономического стимулирования (избирательного финансирования) информационной деятельности и информационного обеспечения населения.

Управление информационными ресурсами должно строиться на принципах признания права собственности на информационные ресурсы. Безоговорочно признается превалирующее право собственности государства на информационные ресурсы, создаваемые, приобретаемые, накапливаемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных законом способов.

Ни одно министерство, ведомство или организация федерального уровня, равно как и субъекта Российской Федерации, не может быть собственником создаваемых и накапливаемых за счет средств бюджета информационных ресурсов, а только владельцем или пользователем этих ресурсов. Управление государственными информационными ресурсами как объектом собственности, в силу ст. 114 Конституции Российской Федерации, осуществляет Правительство Российской Федерации, которое назначает федеральный орган исполнительной власти, наделенный полномочиями реализации от лица государства прав собственника государственного имущества.

Субъектам Российской Федерации передача права распоряжения, владения и пользования государственными информационными ресурсами, равно как и информационными ресурсами совместного ведения осуществляется на основании договоров о разграничении полномочий, передаче собственности или о совместном ведении.

Важнейшей задачей является создание организаций и подразделений, специализирующихся на массовом информационном обслуживании на основе государственных информационных ресурсов. Наиболее перспективным путем решения данной задачи представляется организация взаимодействия с негосударственными (коммерческими и некоммерческими) информационными службами, которые могли бы производить информационные продукты и услуги на основе государственных информационных ресурсов.

Особое значение для управления информационными ресурсами, используемыми в сфере государственного управления, имеет развитие информационно-телекоммуникационной системы специального назначения (ИТКС). ИТКС базируется на развитой инфраструктуре информационно-аналитических центров федерального и регионального уровней, обладающих необходимыми информационно-телекоммуникационными и вычислительными ресурсами, развитыми технологиями аналитической обработки информации и средствами обеспечения информационной безопасности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: