Диагностическая карта обследования
Устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе
Пояснительная записка
В практике логопедической работы в коррекционной школе VIII вида значительное место занимает коррекция речевой патологии у обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени. Работа с такими детьми наиболее сложна, так как речевой дефект зачастую осложнен дизартрическими расстройствами.
Для планирования коррекционной логопедической работы с данными обучающимися необходимо выяснить как наиболее благополучные, так и несформированные компоненты речевой системы ребёнка. Поэтому обследование является важным этапом коррекционной работы.
Нами предлагается диагностическое обследование, в основе которого лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Такая система удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка и определения эффективности коррекционного воздействия.
Дидактический материал для речевых проб упрощен и уменьшен в объеме.
Особое внимание при диагностическом обследовании уделяется изучению общей и мелкой моторики, так как тяжесть нарушений артикуляционной моторики сочетается с нарушением функции рук и общей моторики. Поэтому при проведении диагностики важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.
Диагностическая карта устной речи
обучающегося школы
_____________________________________________________
(динамика развития устной речи обучающегося с системным недоразвитием речи тяжелой степени)
Серия I. Исследование понимания речи
1. Понимание конкретных существительных, глаголов
| № п/п | Задание | количество баллов | |||||||||||||||||||
| ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | |||||||||||||||||
| с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | |||||||||||
| · Конкретные существительные (-Покажи игрушки) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| 1. | куклу |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| 2. | зайчика |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| 3. | машину |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| · Обобщающие слова (-Покажи по картинкам) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| 4. | игрушки |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| 5. | посуда |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| 6. | животные |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| 7. | одежда |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| · Действия (-Покажи, где на картинке кто-то) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| 8. | спит |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| 9. | ест |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| 10. | играет |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| 11. | рисует |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| · Выполнение поручений по речевой инструкции (-Выполни действие с предметами) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
| 12. | дай куклу |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| 13. | посади мишку |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| 14. | покорми собачку |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| 15. | покатай машину |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
| Итого в баллах |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
2. Понимание простейших грамматических форм
| № п/п | Задание | количество баллов | ||||||||||
| ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
| с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| · Единствен., множеств. число существительных (по картинкам) - Покажи, где:
| ||||||||||||
| 1. | чашка-чашки | |||||||||||
| 2. | кукла-куклы | |||||||||||
| 3. | мяч-мячи | |||||||||||
| · Предложные конструкции с предлогами на, в, за, под) -Выполни действия с предметами:
| ||||||||||||
| 4. | положи карандаш на стол | |||||||||||
| 5. | спрячь мяч под стол | |||||||||||
| 6. | положи шарик в коробку (в карман) | |||||||||||
| 7. | спрячь руки за спину | |||||||||||
| · Существительные с уменьш-ласкат. суф-ми Где на картинках нарисован (а): | ||||||||||||
| 8. | дом - домик | |||||||||||
| 9. | ложка - ложечка | |||||||||||
| 10. | шапка - шапочка | |||||||||||
| Итого в баллах | ||||||||||||
| Итого в баллах за всю серию | ||||||||||||
| Итого в % | ||||||||||||
Серия II. Исследование фонематического слуха
| № п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
| ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
| с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| · Хлопнуть в ладоши, если в слоге есть заданный звук | ||||||||||||
| 1. | Б – ба, от, му, эб | |||||||||||
| 2. | А – ку, ас, ты, ва | |||||||||||
| · Хлопнуть в ладоши, если в слове есть заданный звук | ||||||||||||
| 3. | М – мак, суп, дом | |||||||||||
| 4. | А – аист, мак, гриб | |||||||||||
| · Подобрать картинку к паре слов (паронимы) | ||||||||||||
| 5. | Крыша-крыса | |||||||||||
| 6. | Мышка-мишка | |||||||||||
| · На какой звук начинается слово? | ||||||||||||
| 7. | Аист | |||||||||||
| 8. | Окунь | |||||||||||
| · На какой звук оканчивается слово? | ||||||||||||
| 9. | Кот | |||||||||||
| 10. | Дом | |||||||||||
| Итого в баллах | ||||||||||||
| Итого в % | ||||||||||||
Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи
1.Состояние фонематического восприятия
| № п/п | Слоги для повторения | Количество баллов | ||||||||||
| ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
| с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| 1. | па - ба | |||||||||||
| 2. | ба - ма | |||||||||||
| 3. | ба - на | |||||||||||
| 4. | на - га | |||||||||||
| 5. | ка - га | |||||||||||
| 6. | да - та | |||||||||||
| 7. | ва - фа | |||||||||||
| 8. | ва – ва - фа | |||||||||||
| 9. | да – да - та | |||||||||||
| 10. | ка – ка - га | |||||||||||
| Итого в баллах | ||||||||||||
| Итого в % | ||||||||||||
2. Артикуляционная моторика.
| № п/п | Название упражнения | Количество баллов | ||||||||||
| ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
| с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| 1. | «Улыбка» | |||||||||||
| 2. | «Трубочка» | |||||||||||
| 3. | «Лопатка» | |||||||||||
| 4. | «Иголочка» | |||||||||||
| 5. | «Чашечка» | |||||||||||
| 6. | «Лошадка» | |||||||||||
| 7. | «Вкусное варенье» | |||||||||||
| 8. | «Качели» | |||||||||||
| 9. | «Маятник». | |||||||||||
| 10. | «Улыбка»«Трубочка» | |||||||||||
| Итого в баллах | ||||||||||||
| Итого в % | ||||||||||||
3. Звукопроизношение.
| № п/п | Слова для повторения | Количество баллов | ||||||||||
| ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
| с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| · Согласные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| 1. | В – волк, сова | |||||||||||
| 2. | Б – бантик, клубок | |||||||||||
| 3. | Д – дом, удочка | |||||||||||
| 4. | К – кот, паук | |||||||||||
| 5. | Кь – кит, утки | |||||||||||
| 6. | Г – голубь, иголка | |||||||||||
| 7. | Гь – гитара, сапоги | |||||||||||
| 8. | Х – халат, ухо, петух | |||||||||||
| 9. | Хь - мухи | |||||||||||
| · Свистящие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| 10. | С – собака, усы, автобус | |||||||||||
| 11. | Сь – синий, гусь | |||||||||||
| 12. | З – зонт, коза | |||||||||||
| 13. | Зь – зебра, обезьяна | |||||||||||
| 14. | Ц – цепь, яйцо, огурец | |||||||||||
| · Шипящие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| 15. | Ш – шапка, машина, душ | |||||||||||
| 16. | Ж – жук, ежи, ножи | |||||||||||
| 17. | Ч – чайник, мяч | |||||||||||
| 18. | Щ – щетка, ящик, плащ | |||||||||||
| · Сонорные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
| 19. | Р – рыба, корова, топор | |||||||||||
| 20. | Рь – ремень, дверь | |||||||||||
| 21. | Л – лук, молоток, пила | |||||||||||
| 22. | Ль – лейка, улитка | |||||||||||
| 23. | Й – яблоко, майка | |||||||||||
| 24. | М – мыло, сом | |||||||||||
| 25. | Н – носки, окно, слон | |||||||||||
| Итого в баллах | ||||||||||||
| Итого в % | ||||||||||||
4. Сформированность звуко-слоговой структуры слова.
| · | Слова для повторения | Количество баллов | |||||||||||
| ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | |||||||||
| с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | |||
| · Односложные слова | |||||||||||||
| 1. | Кот | ||||||||||||
| 2. | Мяч | ||||||||||||
| · Двусложные слова | |||||||||||||
| 3. | Петух | ||||||||||||
| 4. | Веник | ||||||||||||
| · Двусложные слова со стечением согласных | |||||||||||||
| 5. | Банка | ||||||||||||
| 6. | Сумка | ||||||||||||
| · Трёхсложные слова | |||||||||||||
| 7. | Телефон | ||||||||||||
| 8. | Самолёт | ||||||||||||
| · Трёхсложные слова со стечением согласных | |||||||||||||
| 9. | Бабочка | ||||||||||||
| 10. | Подушка | ||||||||||||
| Итого в баллах | |||||||||||||
| Итого в % | |||||||||||||
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования
1. Активный словарь
| № п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
| ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
| с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| · Предметный словарь | ||||||||||||
| 1. | Игрушки | |||||||||||
| 2. | Посуда | |||||||||||
| 3. | Животные | |||||||||||
| 4. | Одежда | |||||||||||
| · Глагольный словарь | ||||||||||||
| 1. | Летит | |||||||||||
| 2. | Рисует | |||||||||||
| 3. | Моет | |||||||||||
| 4. | Стучит | |||||||||||
| · Словарь прилагательных | ||||||||||||
| 5. | По цвету (основные цвета) | |||||||||||
| 6. | По вкусу (сладкий – кислый) | |||||||||||
| 7. | На ощупь (холодный – горячий) | |||||||||||
| Итого в баллах | ||||||||||||
2. Словообразование
| № п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
| ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
| с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| · Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами | ||||||||||||
| 1. | Стол - столик | |||||||||||
| 2. | Нос – носик | |||||||||||
| 3. | Кукла - куколка | |||||||||||
| Итого в баллах | ||||||||||||
| Итого в баллах за всю серию | ||||||||||||
| Итого в % | ||||||||||||
Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения
| № п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
| ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
| с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| · Употребление сущ-х в ед. и мн. числе | ||||||||||||
| 1. | Мяч - мячи | |||||||||||
| 2. | Кукла - куклы | |||||||||||
| · Употребление сущ-х в ед. ч. и мн. ч. винит. п. (-Что ты видишь?) | ||||||||||||
| 3. | Мяч | |||||||||||
| 4. | Куклу | |||||||||||
| 5. | Кубики | |||||||||||
| · Употребление сущ-х в ед. ч. и мн. ч. родит. п. (-Чего не стало?) | ||||||||||||
| 6. | Мяча | |||||||||||
| 7. | Куклы | |||||||||||
| 8. | Кубиков | |||||||||||
| · Употребление предложно-падежных конструкций (Где сидит кошка?) | ||||||||||||
| 9. | На траве (на доме) | |||||||||||
| 10. | Под крыльцом | |||||||||||
| 11. | В трубе | |||||||||||
| 12. | За домом | |||||||||||
| · Употребление прилагательных в ед. и мн.ч..жен.,муж.,сред. р. | ||||||||||||
| 13. | Жёлтый мяч | |||||||||||
| 14. | Красная роза | |||||||||||
| 15. | Синее полотенце | |||||||||||
| 16 | Зелёные кубики | |||||||||||
| Итого в баллах | ||||||||||||
| Итого в % | ||||||||||||
Серия VI. Исследование связной речи
| № п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
| ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
| с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
| · Повторение фразы | ||||||||||||
| 1. | Вот мама. | |||||||||||
| 2. | Кошка ест. | |||||||||||
| 3. | Девочки играют. | |||||||||||
| 4. | Мальчик делает уроки. | |||||||||||
| · Самостоятельное составление предложения | ||||||||||||
| 5. | Девочка рисует. | |||||||||||
| 6. | Дети моют посуду. | |||||||||||
| Итого в баллах | ||||||||||||
| Итого в % | ||||||||||||






