Диагностическая карта обследования
Устной речи обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени в коррекционной школе
Пояснительная записка
В практике логопедической работы в коррекционной школе VIII вида значительное место занимает коррекция речевой патологии у обучающихся с системным недоразвитием речи тяжелой степени. Работа с такими детьми наиболее сложна, так как речевой дефект зачастую осложнен дизартрическими расстройствами.
Для планирования коррекционной логопедической работы с данными обучающимися необходимо выяснить как наиболее благополучные, так и несформированные компоненты речевой системы ребёнка. Поэтому обследование является важным этапом коррекционной работы.
Нами предлагается диагностическое обследование, в основе которого лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.А. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки. Такая система удобна для диагностики, уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи, построения системы индивидуальной коррекционной работы, отслеживания динамики речевого развития ребёнка и определения эффективности коррекционного воздействия.
|
|
Дидактический материал для речевых проб упрощен и уменьшен в объеме.
Особое внимание при диагностическом обследовании уделяется изучению общей и мелкой моторики, так как тяжесть нарушений артикуляционной моторики сочетается с нарушением функции рук и общей моторики. Поэтому при проведении диагностики важно учитывать взаимосвязь речевых и двигательных расстройств, общность поражения артикуляционной и общей моторики.
Диагностическая карта устной речи
обучающегося школы
_____________________________________________________
(динамика развития устной речи обучающегося с системным недоразвитием речи тяжелой степени)
Серия I. Исследование понимания речи
1. Понимание конкретных существительных, глаголов
№ п/п | Задание | количество баллов | |||||||||||||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | |||||||||||||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | |||||||||||||
· Конкретные существительные (-Покажи игрушки) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
1. | куклу |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
2. | зайчика |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
3. | машину |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
· Обобщающие слова (-Покажи по картинкам)
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
4. | игрушки |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
5. | посуда |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
6. | животные |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
7. | одежда |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
· Действия (-Покажи, где на картинке кто-то) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
8. | спит |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
9. | ест |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
10. | играет |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
11. | рисует |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
· Выполнение поручений по речевой инструкции (-Выполни действие с предметами) |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
12. | дай куклу |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
13. | посади мишку |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
14. | покорми собачку |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
15. | покатай машину |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
Итого в баллах |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||
2. Понимание простейших грамматических форм
№ п/п | Задание | количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
· Единствен., множеств. число существительных (по картинкам) - Покажи, где:
| ||||||||||||
1. | чашка-чашки | |||||||||||
2. | кукла-куклы | |||||||||||
3. | мяч-мячи | |||||||||||
· Предложные конструкции с предлогами на, в, за, под) -Выполни действия с предметами:
| ||||||||||||
4. | положи карандаш на стол | |||||||||||
5. | спрячь мяч под стол | |||||||||||
6. | положи шарик в коробку (в карман) | |||||||||||
7. | спрячь руки за спину | |||||||||||
· Существительные с уменьш-ласкат. суф-ми Где на картинках нарисован (а): | ||||||||||||
8. | дом - домик | |||||||||||
9. | ложка - ложечка | |||||||||||
10. | шапка - шапочка | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в баллах за всю серию | ||||||||||||
Итого в % |
Серия II. Исследование фонематического слуха
№ п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||||
· Хлопнуть в ладоши, если в слоге есть заданный звук | ||||||||||||||
1. | Б – ба, от, му, эб | |||||||||||||
2. | А – ку, ас, ты, ва | |||||||||||||
· Хлопнуть в ладоши, если в слове есть заданный звук | ||||||||||||||
3. | М – мак, суп, дом | |||||||||||||
4. | А – аист, мак, гриб | |||||||||||||
· Подобрать картинку к паре слов (паронимы)
| ||||||||||||||
5. | Крыша-крыса | |||||||||||||
6. | Мышка-мишка | |||||||||||||
· На какой звук начинается слово? | ||||||||||||||
7. | Аист | |||||||||||||
8. | Окунь | |||||||||||||
· На какой звук оканчивается слово? | ||||||||||||||
9. | Кот | |||||||||||||
10. | Дом | |||||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||||
Итого в % |
Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи
1.Состояние фонематического восприятия
№ п/п | Слоги для повторения | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
1. | па - ба | |||||||||||
2. | ба - ма | |||||||||||
3. | ба - на | |||||||||||
4. | на - га | |||||||||||
5. | ка - га | |||||||||||
6. | да - та | |||||||||||
7. | ва - фа | |||||||||||
8. | ва – ва - фа | |||||||||||
9. | да – да - та | |||||||||||
10. | ка – ка - га | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в % |
2. Артикуляционная моторика.
|
|
№ п/п | Название упражнения | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
1. | «Улыбка» | |||||||||||
2. | «Трубочка» | |||||||||||
3. | «Лопатка» | |||||||||||
4. | «Иголочка» | |||||||||||
5. | «Чашечка» | |||||||||||
6. | «Лошадка» | |||||||||||
7. | «Вкусное варенье» | |||||||||||
8. | «Качели» | |||||||||||
9. | «Маятник». | |||||||||||
10. | «Улыбка»«Трубочка» | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в % |
3. Звукопроизношение.
№ п/п | Слова для повторения | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
· Согласные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1. | В – волк, сова | |||||||||||
2. | Б – бантик, клубок | |||||||||||
3. | Д – дом, удочка | |||||||||||
4. | К – кот, паук | |||||||||||
5. | Кь – кит, утки | |||||||||||
6. | Г – голубь, иголка | |||||||||||
7. | Гь – гитара, сапоги | |||||||||||
8. | Х – халат, ухо, петух | |||||||||||
9. | Хь - мухи | |||||||||||
· Свистящие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
10. | С – собака, усы, автобус | |||||||||||
11. | Сь – синий, гусь | |||||||||||
12. | З – зонт, коза | |||||||||||
13. | Зь – зебра, обезьяна | |||||||||||
14. | Ц – цепь, яйцо, огурец | |||||||||||
· Шипящие |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
15. | Ш – шапка, машина, душ | |||||||||||
16. | Ж – жук, ежи, ножи | |||||||||||
17. | Ч – чайник, мяч | |||||||||||
18. | Щ – щетка, ящик, плащ | |||||||||||
· Сонорные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
19. | Р – рыба, корова, топор | |||||||||||
20. | Рь – ремень, дверь | |||||||||||
21. | Л – лук, молоток, пила | |||||||||||
22. | Ль – лейка, улитка | |||||||||||
23. | Й – яблоко, майка | |||||||||||
24. | М – мыло, сом | |||||||||||
25. | Н – носки, окно, слон | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в % |
4. Сформированность звуко-слоговой структуры слова.
· | Слова для повторения | Количество баллов | |||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | |||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | |||
· Односложные слова | |||||||||||||
1. | Кот | ||||||||||||
2. | Мяч | ||||||||||||
· Двусложные слова | |||||||||||||
3. | Петух | ||||||||||||
4. | Веник | ||||||||||||
· Двусложные слова со стечением согласных | |||||||||||||
5. | Банка | ||||||||||||
6. | Сумка | ||||||||||||
· Трёхсложные слова | |||||||||||||
7. | Телефон | ||||||||||||
8. | Самолёт | ||||||||||||
· Трёхсложные слова со стечением согласных | |||||||||||||
9. | Бабочка | ||||||||||||
10. | Подушка | ||||||||||||
Итого в баллах | |||||||||||||
Итого в % | |||||||||||||
Серия IV. Исследование словаря и навыков словообразования
1. Активный словарь
№ п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
· Предметный словарь | ||||||||||||
1. | Игрушки | |||||||||||
2. | Посуда | |||||||||||
3. | Животные | |||||||||||
4. | Одежда | |||||||||||
· Глагольный словарь | ||||||||||||
1. | Летит | |||||||||||
2. | Рисует | |||||||||||
3. | Моет | |||||||||||
4. | Стучит | |||||||||||
· Словарь прилагательных | ||||||||||||
5. | По цвету (основные цвета) | |||||||||||
6. | По вкусу (сладкий – кислый) | |||||||||||
7. | На ощупь (холодный – горячий) | |||||||||||
Итого в баллах |
2. Словообразование
№ п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
· Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами | ||||||||||||
1. | Стол - столик | |||||||||||
2. | Нос – носик | |||||||||||
3. | Кукла - куколка | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в баллах за всю серию | ||||||||||||
Итого в % |
Серия V. Исследование грамматического строя речи и словоизменения
№ п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
· Употребление сущ-х в ед. и мн. числе | ||||||||||||
1. | Мяч - мячи | |||||||||||
2. | Кукла - куклы | |||||||||||
· Употребление сущ-х в ед. ч. и мн. ч. винит. п. (-Что ты видишь?) | ||||||||||||
3. | Мяч | |||||||||||
4. | Куклу | |||||||||||
5. | Кубики | |||||||||||
· Употребление сущ-х в ед. ч. и мн. ч. родит. п. (-Чего не стало?) | ||||||||||||
6. | Мяча | |||||||||||
7. | Куклы | |||||||||||
8. | Кубиков | |||||||||||
· Употребление предложно-падежных конструкций (Где сидит кошка?) | ||||||||||||
9. | На траве (на доме) | |||||||||||
10. | Под крыльцом | |||||||||||
11. | В трубе | |||||||||||
12. | За домом | |||||||||||
· Употребление прилагательных в ед. и мн.ч..жен.,муж.,сред. р. | ||||||||||||
13. | Жёлтый мяч | |||||||||||
14. | Красная роза | |||||||||||
15. | Синее полотенце | |||||||||||
16 | Зелёные кубики | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в % |
Серия VI. Исследование связной речи
№ п/п | Задание | Количество баллов | ||||||||||
____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ____/____ уч. год | ||||||||
с | д | м | д | м | д | м | д | м | д | м | ||
· Повторение фразы | ||||||||||||
1. | Вот мама. | |||||||||||
2. | Кошка ест. | |||||||||||
3. | Девочки играют. | |||||||||||
4. | Мальчик делает уроки. | |||||||||||
· Самостоятельное составление предложения | ||||||||||||
5. | Девочка рисует. | |||||||||||
6. | Дети моют посуду. | |||||||||||
Итого в баллах | ||||||||||||
Итого в % |