В методике используются речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988), Е.В. Мальцевой (1991), О.Б. Иншаковой (1998). В основе лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.Д. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки.
Методика включает VII серий, каждая из которых объединяет речевые пробы. Всего речевое обследование включает 115 проб, не считая проверки звукопроизношения, выводы о состоянии которого делаются в основном по ходу обследования и при необходимости на основе специальных проб (серия III (3)). Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию.
Особенностью данной методики является обследование понимания речи и моторики (общей и мелкой), что является важным при работе с обучающимися с системным недоразвитием речи тяжёлой степени
Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учёт успешности выполнения с помощью четырёх градаций, что даёт возможность получения более дифференцированного результата.
|
|
Для серий I, II, III (кроме звукопроизношений), IV, V, VII - это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов.
Для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов. Для VI серии – 5; 2,5; 1; 0 баллов.
В разных заданиях эти градации отражают чёткость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок и использование помощи.
Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный:
-для проб: серия I - на 25
-для проб: серия II; 1, 2, 4 (серия III); серия IV - на 10
-для проб: 3 (серия III) - на 12
-для проб: серия V- на 16
-для проб: серия VI – на 30
-для проб: серия VII – на 18
Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий или измеряемых сторон речи Всего их получится десять:
1 – понимание речи;
2 - фонематический слух;
3 - фонематическое восприятие;
4 - артикуляционная моторика;
5 - звукопроизношение;
6 - звуко-слоговая структура слова;
7 - словарный запас и навыки словообразования;
8 - грамматический строй речи словоизменение;
9 - связная речь;
10 - общая и мелкая моторика;
Получив такой профиль, можно вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, спланировать коррекционную работу.
Диагностика проводится два раза в год: в декабре и в мае. Результаты заносятся сначала в таблицы по каждой серии, а затем в общую таблицу. После этого вычерчивается речевой профиль. Данная диагностическая карта заполняется на протяжении обучения ребёнка в школе в случае, если речевое заключение не меняется.
|
|
Инструкции к заданиям и критерии оценок
Серия I. Исследование понимания речи
Исследование понимания речи
Инструкции: Покажи игрушку; покажи по картинке; покажи, где на картинке кто-то; выполни действие с предметами.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение задания;
0,5 балла – выполнение после нескольких повторений;
0,25 баллов – трудности в понимании обращенной речи;
0 баллов – отказ от выполнения;
Исследование понимания простейших грамматических форм
Инструкции: Покажи, где…. Выполни действия с предметами.
Оценка:
1 балл – правильный и точный показ предметов, действий;
0,5 балла – правильный показ со второй попытки;
0, 25 балла – выполнение задания с помощью;
0 баллов – невыполнение задания;
Серия II. Исследование фонематического слуха
Инструкция: Выполняй задание (по пунктам диагностической карты)
Оценка:
1 балл – точное и правильное выполнение задания;
0,5 балла – выполнение задания с небольшими ошибками;
0,25 балла - попытки выполнить задание с помощью;
0 баллов – невыполнение задания;
Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи
Исследование состояния фонематического восприятия
Инструкция: Слушай и повторяй за мной слоги.
Оценка:
1 балл – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;
0,5 балла – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет первому;
0,25 балла – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0 баллов – не воспроизводит;
Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: Смотри, как я выполню и повторяй за мной движения.
Оценка:
1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;
0,25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов – невыполнение движения;
Исследование звукопроизношения
Инструкция: Повторяй за мной слова.
Оценка:
3 балла – безукоризненное произношение всех групп звуков;
1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отражённо правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;
1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы
0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы;
Исследование звуко-слоговой структуры слова
Инструкция: Повторяй за мной слова.
Оценка:
1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;
0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);
0 баллов – невоспроизведение;
Серия IV. Исследование словаря и навыка словообразования
Активный словарь
Инструкция: Назови, что ты видишь на картинке? Кто что делает? Какого цвета предмет? Какой предмет по вкусу? Какой предмет на ощупь?
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция;
0,25 балла – форму образует неправильно;
0 баллов – задание не выполняет;
Словообразование
Инструкция: Я скажу про большой, а ты скажи ласково про маленький.
|
|
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция;
0,25 балла – форму образует неправильно;
0 баллов – задание не выполняет;