Описание методики обследования

В методике используются речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой (1988), Е.В. Мальцевой (1991), О.Б. Иншаковой (1998). В основе лежит разработанная и апробированная Л.И. Переслени и Т.Д. Фотековой стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки.

Методика включает VII серий, каждая из которых объединяет речевые пробы. Всего речевое обследование включает 115 проб, не считая проверки звукопроизношения, выводы о состоянии которого делаются в основном по ходу обследования и при необходимости на основе специальных проб (серия III (3)). Каждая проба оценивается в отдельности, затем высчитывается сумма баллов за все задание, за серию.

Особенностью данной методики является обследование понимания речи и моторики (общей и мелкой), что является важным при работе с обучающимися с системным недоразвитием речи тяжёлой степени

Для каждой серии разработаны собственные критерии оценки. Общим правилом при оценивании заданий всех серий является учёт успешности выполнения с помощью четырёх градаций, что даёт возможность получения более дифференцированного результата.

Для серий I, II, III (кроме звукопроизношений), IV, V, VII - это 1; 0,5; 0,25; 0 баллов.

Для звукопроизношения – 3; 1,5; 1; 0 баллов. Для VI серии – 5; 2,5; 1; 0 баллов.

В разных заданиях эти градации отражают чёткость и правильность выполнения, характер и тяжесть допускаемых ошибок и использование помощи.

Для того, чтобы получить индивидуальный речевой профиль, необходимо высчитать успешность выполнения каждой серии методики в процентном выражении (умножить начисленное за всю серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный:

-для проб: серия I - на 25

-для проб: серия II; 1, 2, 4 (серия III); серия IV -  на 10

-для проб: 3 (серия III) - на 12

-для проб: серия V- на 16

-для проб: серия VI – на 30

-для проб: серия VII – на 18

Затем, используя полученные значения, следует вычертить речевой профиль, отложив по оси ординат успешность выполнения заданий или измеряемых сторон речи Всего их получится десять:

   1    – понимание речи;

2    - фонематический слух;

3    - фонематическое восприятие;

4    - артикуляционная моторика;

5    - звукопроизношение;

6    - звуко-слоговая структура слова;

7    - словарный запас и навыки словообразования;

8    - грамматический строй речи словоизменение;

9    - связная речь;

10 - общая и мелкая моторика;

Получив такой профиль, можно вычленить как наиболее несформированные, так и наиболее благополучные компоненты речевой системы ребёнка и, основываясь на этом, спланировать коррекционную работу.

Диагностика проводится два раза в год: в декабре и в мае. Результаты заносятся сначала в таблицы по каждой серии, а затем в общую таблицу. После этого вычерчивается речевой профиль. Данная диагностическая карта заполняется на протяжении обучения ребёнка в школе в случае, если речевое заключение не меняется.

 

Инструкции к заданиям и критерии оценок

 

Серия I. Исследование понимания речи

Исследование понимания речи

Инструкции: Покажи игрушку; покажи по картинке; покажи, где на картинке кто-то; выполни действие с предметами.

    Оценка:

1 балл – правильное выполнение задания;

0,5 балла – выполнение после нескольких повторений;

0,25 баллов – трудности в понимании обращенной речи;

0 баллов – отказ от выполнения;

 

Исследование понимания простейших грамматических форм

Инструкции: Покажи, где…. Выполни действия с предметами.

Оценка:

1 балл – правильный и точный показ предметов, действий;

0,5 балла – правильный показ со второй попытки;

0, 25 балла – выполнение задания с помощью;

0 баллов – невыполнение задания;

 

Серия II. Исследование фонематического слуха

Инструкция: Выполняй задание (по пунктам диагностической карты)

Оценка:

1 балл – точное и правильное выполнение задания;

0,5 балла – выполнение задания с небольшими ошибками;

0,25 балла - попытки выполнить задание с помощью;

0 баллов – невыполнение задания;

 

Серия Ш. Исследование сенсомоторного уровня речи

Исследование состояния фонематического восприятия

Инструкция: Слушай и повторяй за мной слоги.

Оценка:

     1 балл – точно и правильно воспроизводит в темпе предъявления;

     0,5 балла – первый член воспроизводит правильно, второй уподобляет        первому;                       

    0,25 балла – неточно воспроизводит оба члена пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

   0 баллов – не воспроизводит;

Исследование артикуляционной моторики

Инструкция: Смотри, как я выполню и повторяй за мной движения.

    Оценка:

    1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

     0,5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

     0,25 балла – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, отклонение конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

     0 баллов – невыполнение движения;

Исследование звукопроизношения

Инструкция: Повторяй за мной слова.

        Оценка:

    3 балла – безукоризненное произношение всех групп звуков;

     1,5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отражённо правильно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т. е. недостаточно автоматизированы;

    1 балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы

    0 баллов – искажениям или заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы;

Исследование звуко-слоговой структуры слова

Инструкция: Повторяй за мной слова.

Оценка:

1 балл – правильное и точное воспроизведение в темпе предъявления;

0,5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;

0,25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуски и перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов – невоспроизведение;

 

Серия IV. Исследование словаря и навыка словообразования

Активный словарь

Инструкция: Назови, что ты видишь на картинке? Кто что делает? Какого цвета предмет? Какой предмет по вкусу? Какой предмет на ощупь?

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или самокоррекция;

0,25 балла – форму образует неправильно;

0 баллов – задание не выполняет;

Словообразование

Инструкция: Я скажу про большой, а ты скажи ласково про маленький.

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0,5 балла – правильный ответ после небольшой помощи или   самокоррекция;

0,25 балла – форму образует неправильно;

0 баллов – задание не выполняет;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: