«Верою создается сила убеждения, и тем, чему она посвящена, определяется вознаграждение» [28].
Гэри: Некоторые из учеников Курса, с которыми я разговаривал, как будто считают, что Бог создал лучшие части мира, но не худшие, и что Курс предлагает нам отказаться от плохого восприятия, но сохранить хорошее.
Артен: Да. Мы уже достаточно сказали о восприятии и сознании как инструментах эго, но все равно найдутся желающие утверждать то, что ты сейчас описал. Давай снова внесем полную ясность: Бог не создавал даже часть этого мира. Мы только что процитировали Курс, в котором говорится, что мира нет вообще! Как мог Бог создать часть того, чего вообще нет? В намерения Святого Духа не входит делать что-либо, кроме того, чтобы пробудить тебя от твоего сна, который и есть мир! Истина по своей природе не временна; она неограниченна, абсолютна, всеобъемлюща. Однако на этом уровне исцеление твоего восприятия Святым Духом является временным процессом, ведущим к абсолютному решению.
Гэри: Еще один вопрос. Почему уделяется разное внимание разуму и духу?
Артен: Все просто. Эго, или неверное мышление, создает все, что кажется происходящим на уровне формы. Дух не создает ничего из происходящего на уровне формы, поэтому нельзя наделять духовностью события или предметы Вселенной. Верное мышление придает Святому Духу интерпретацию на уровне формы, ведя тебя, — и под тобой мы имеем в виду наблюдающую часть разума, которая идентифицировала себя и тем самым связала себя с эго — в желании попасть обратно домой. Дом — это неизменный Дух.
Гэри: Может, для вас это и просто... но, кажется, я понимаю.
Артен: Хорошо. Несмотря на то, что Святой Дух не создает ничего в этом мире, Его интерпретации на уровне формы могут помочь тебе яснее увидеть, что ты должен сделать здесь. Это всего лишь дополнительное преимущество того, что Он выступает твоим Учителем, а не главная причина, которая заключается в спасении.
Гэри: Следующий вопрос. Я уже давно знаю, что разделение не реально, даже на уровне формы. Если физики правы, и нельзя даже наблюдать что-то, не воздействуя на этот объект на субатомном уровне, значит ли, что, если я смотрю на звезду, находящуюся в биллионах световых лет отсюда, я заставляю ее немедленно изменяться? Не имеет значения, как далеко она находится, потому что на самом деле ее там нет; все в моем разуме. Если многие из вещей во Вселенной имитируют разные аспекты истины, связан ли тот факт, что большая часть Вселенной от нас скрыта, с тем, что большая часть разума подсознательна?
Несмотря на то, что Святой Дух не создает ничего в этом мире, Его интерпретации на уровне формы могут помочь тебе яснее видеть, что ты должен сделать здесь.
Артен: Да мы сегодня в философском настроении! Девяносто пять процентов Вселенной темны или скрыты от тебя. Это не только связано с подсознанием, но устроено таким образом, чтобы ты продолжил совершать открытия в этой области и искать ответы о Вселенной, а не о разуме, в котором заключен настоящий ответ. Ты должен также помнить, эго использует дым и зеркала, как великий иллюзионист, чтобы скрыть перевод его подсознательных указаний в иллюзорные сенсорные проявления. Например, ты уже начинаешь понимать, что на самом деле видишь не глазами тела?
Гэри: Кажется, да, но это страшновато. Как будто видит разум, а тело на самом деле ничего не делает.
Пурса: Хорошо. На этом мы и остановимся. Не нужно торопиться. Как ты уже сказал, может быть страшновато. Ты помнишь изречение Джея из моего Евангелия: «Открыли ли вы начало, чтобы искать конец? Ибо в месте, где начало, там будет конец». Что ж, как говорит Джей в Курсе:
«По приближении к своему Началу ты испытаешь страх перед гибелью твоей мыслительной системы, будто бы это есть страх смерти. Но смерти нет, есть только вера в смерть» [29].
Как я сказала, торопиться некуда. Святой Дух знает, что ты боишься своего подсознания. Цель Курса — помочь тебе достичь мира, а не напугать до смерти. Чем лучше ты подготовишься и чем лучше освоишь прощение, тем меньше будет пугать тебя путешествие вместе с Курсом.
Мы покинем тебя, но вернемся через восемь месяцев. Святой Дух пребудет с тобой, каждый раз предлагая тебе свою альтернативу. До нашей следующей встречи закончи уроки Учебника и развлекайся. Мы любим тебя, Гэри.
Гэри: Я тоже вас люблю, ребята.
Артен: Через четыре дня Рождество. В этом году, вместо того чтобы превращать праздники в обычную оргию капитализма, сделай их такими, какими они должны быть. Думай о Боге и о том, что на самом деле представляете собой ты и твои братья и сестры. Помни, что слово свет — синоним истины, и думай о прекрасных словах, который Джей вручает в качестве подарка всем тем, кто любит его Курс:
«Символом Рождества является звезда, светящая во тьме. Узри же ее не снаружи, но сияющей в Царстве Небесном внутри тебя; прими ее как знак пришествия Христова времени» [30].
Глава 7
Закон прощения
«Страх связывает мир. Прощение его освобождает» [1].
Выбранный мною путь был не скороспелой духовностью, Учебник Курса давался нелегко. Спустя год и четыре месяца постоянного изучения и внимания я сумел выполнить все триста шестьдесят пять приведенных в нем Уроков. Хотя теория Курса изложена в Тексте, она подробно разъясняется в Учебнике. Оба необходимы для того, чтобы понимать и применять Курс; один без другого не полон. Однако Учебник обладает практическими качествами. Его упражнения, которые применяются к личным отношениям ученика и к любой ситуации, в которой он оказывается в тот или иной день, разработаны для того, чтобы принести ощущение истинности [2].
Артен и Пурса уже подчеркивали, что настоящий ответ миру эго будет представлен не в форме интеллектуальной, но как ощущение Бога, которое в результате сделает ощущение разделения бессмысленным. У меня случались также время от времени желанные ощущения мира, которые возникали взамен моих обычных и привычных огорчений. Этого одного было достаточно для изъявления благодарности за направление, которое приняла моя жизнь.
Например, вместо того, чтобы привычно расстраиваться, когда Карен не слишком интересовалась «духовностью» и не обращала особого внимания на мой священный путь, я решил последовать совету Артена и позволить ей узнавать то, что она должна была узнать в это время. Простив ее, я перестал беспокоиться о том, что почти всегда не соответствую всем ее скрытым ожиданиям, и позволил нам обоим просто быть такими, какие мы есть.
К моему большому удивлению, Карен вскоре стала «заочно» обучаться Курсу, иногда присоединяясь к нашим групповым занятиям и даже выполняя задания из Учебника, что было немалым достижением. Хотя она не посвящала себя Курсу так, как я, она верила в него и добилась большого прогресса в переходе от состояния конфликта к состоянию мира.
Одной из необходимых перемен в моем мышлении по пути к конечному опыту было принятие идеи, что разум проецирует все, наблюдает свою проекцию с разных и кажущихся отдельными точек зрения, а затем интерпретирует это восприятие как внешний факт. Тело, будучи само по себе идеей отделения, существовало только в разуме, как средство для ощущения разделения! Всю свою жизнь я принимал, что мои глаза видели мир, мое тело ощущало его, а мой мозг интерпретировал. Учебник помогал мне осознать, что глупо считать, будто глаза тела действительно могут видеть, или что мозг может думать или интерпретировать что-либо [3]. Разум говорил моему телу, как следует видеть и чувствовать и как интерпретировать то, что я вижу и чувствую. Тело было всего лишь фокусом, устройством внутри разума эго, созданного, чтобы убедить меня, будто моя мирская жизнь — правда. Учебник не только учил противоположности ньютоновской науки, но также давал мне опыт принятия интерпретации Святого Духа обо всем, тем самым обеспечивая начало конца моего эго.
Меня очень раздражало первое предложение эпилога Учебника, но не второе. «Этот Курс — начало, а не конец. Твой Друг идет с тобою» [4]. К этому времени я знал, что мой Друг, Святой Дух, в действительности являлся моим высшим «Я». Однако мне очень помогало спокойствие, излучаемое от художественных метафор Курса, и то, что я думал, будто мне помогает кто-то другой. На самом деле это было необходимо. Передо мной все еще был мир, а Курс оставался практичным: «Этот Курс остается в рамках эго, где он необходим» [5].
Что касается наблюдения за миром, Курс объяснял все это без исключения. Я мог взглянуть на свою жизнь и на настоящее тоже и понять причины человеческого поведения. Например, в школе задиры, которые портили жизнь другим ученикам, могли с тем же успехом говорить: «Мы крутые, а вы нет. Вы виноваты и неправы, а не мы». «Хорошие» школьники, которые видели в этом несправедливость, как и в других смехотворных путях мира, просто играли свою роль в драме жертв и мучителей, видя вину в нарушителях справедливости, а не в себе.
А что на самом деле говорили члены большинства разнообразных экстремальных религиозных сект своим новообращенным? Вероятно, что-то вроде: «Вы виноваты, а не мы. У нас есть Бог! А не у вас. Мы отправимся в Рай, а вы сгорите в аду». Что в действительности говорили безумные террористы, когда отнимали жизни невинных мужчин, женщин и детей? Например: «Вы в ответе за наши проблемы. Вы виноваты, но, конечно, не мы». Люди склонны обвинять друг друга постоянно и во всем, но в действительности мы все обвиняем друг друга в кажущемся отделении от Бога, которое привело к потере мира, ощущающейся как постоянная часть нашего существования.
Варианты бесконечны. Будь то близкие личные отношения или далекие, всегда можно найти кого-то или что-то, чтобы сделать причиной проблемы, — не делают этого только измученные души, готовые проецировать всю вину внутрь себя, сознательно обвиняя себя в собственных проблемах. Однако чем это отличается от обвинения других?
Я часто ощущал подъем от того, как я думал и что при этом чувствовал. Были и другие времена, тогда казалось, что Курс только ухудшает ситуацию. Когда моя долго отрицаемая мыслительная система эго была поднята на уровень осознания, вина, которая поддерживала ее отрицание, тоже поднялась на поверхность, иногда провоцируя приступы страха.
В качестве одного примера: я заметил на телевидении в последние несколько лет усиление пропаганды правых, особенно с тех пор, как Федеральная комиссия по коммуникациям отменила «доктрину справедливости» и «правило равного времени». Теперь силы, которые желали участвовать в односторонней консервативной дезинформации, могли не предоставлять равное время альтернативным точкам зрения. Практика, которая хорошо работала в течение тридцати прошлых лет, теперь была отменена, и хотя я поумнел, но иногда обнаруживал, что расстраиваюсь сильнее, чем всегда, из-за ерунды, которую слышу и вижу по телевизору. Иногда я повышал голос, вопрошая: «Люди, что, действительно настолько спятили, что слушают эту чушь?» К сожалению, ответом мне часто было «да».
Несмотря на случавшиеся неудачи, я все равно большую часть времени мог практиковать принципы Курса. Моя природная настойчивость окупалась не в постоянном потоке счастливых переживаний, но в новом взгляде на плохие, тем самым значительно уменьшая продолжительность их действия.
К августу я чувствовал заметное волнение, потому что прошло восемь месяцев с тех пор, как я в последний раз встречался с Артеном и Пурсой. Теперь я верил: они сдержат слово и появятся передо мной снова в конце этого срока. И наконец однажды днем Пурса появилась передо мной, но Артена не было.
Пурса: Эй, Учитель Божий. В чем дело?
Гэри: Если я тебе скажу, ты меня отшлепаешь.
Пурса: Мы что, забыли принять таблетку против умничанья сегодня утром?
Гэри: Просто шучу. Я рад тебя видеть, но где Артен?
Пурса: У него дела.
Гэри: Где или, лучше спросить, когда?
Пурса: В другом измерении. В действительности это не другое место, потому что никаких других мест не существует, и я думаю, что ты уже начал понимать, как выглядит вся метафизика. Артен работает с тобой прямо сейчас в другой твоей жизни, а ты об этом даже не знаешь! Иногда люди не знают, что кто-то из просветленных учителей находится поблизости. Поэтому я тебе и сказала, что нам нравится соответствовать тому месту, куда мы приходим. Артен на самом деле тоже здесь. Просветленный учитель находится везде. Ты просто не всегда нас видишь. Мы редко проецируем более чем один физический образ себя за раз и только с целью обучения. Обучение порой происходит не традиционными способами. Иногда мы взаимодействуем с кем-то или делаем что-то или где-то, чтобы помочь кому-то обрести прощение в данном конкретном измерении. Большую часть времени мы вообще не появляемся; мы просто передаем людям свои мысли.
Гэри: Ты не хочешь случайно рассказать мне о той жизни, в которой мне помогает Артен?
Пурса: Давай поработаем с этой, приятель. Когда ты прощаешь в одной жизни, ты помогаешь Святому Духу исцелить все жизни. Прощение, которым ты занимался последние несколько месяцев, оказывает действие на тебя в других временных измерениях. Артен появится в следующий раз. А в этот просто сосредоточься на разговоре со мной. Мы будем обсуждать прощение — истинное прощение. Я хочу, чтобы ты освоил его еще лучше, ладно? Курса достаточно, но тебе повезло — у тебя есть хороший помощник в его понимании. Для большинства людей такого рода помощь совершенно необходима.
Гэри: Как сказал Бенджамин Франклин, «необходимость — мать».
Когда выносишь осуждение другому человеку, твое спасение откладывается.
Пурса: Будем надеяться, что Курс ты процитируешь точнее. Учебник поразительно тебе помог. Ты можешь читать отдельные его части, когда захочешь, но делать упражнения снова не нужно. Некоторые проделывают упражнения Учебника дважды; некоторые делают их каждый год. Это личное дело каждого. В твоем случае с этих пор будет достаточно просто читать и применять идеи Учебника так же, как ты поступаешь с идеями Текста и Руководства. Что касается сегодняшней беседы — давай-ка приниматься за работу.
Курс учит, что единственная твоя обязанность — принять Искупление за себя [6]. Ты уже ускорил процесс, в котором прощаешь других вместо того, чтобы судить их. Завершив Учебник, ты, наконец, понял, что при вынесении осуждения другому человеку твое спасение откладывается. Ты также получил больше ощущений того, что мир — это сон, не более чем иллюзия.
Гэри: У нас на групповых занятиях пару недель назад был гость, и когда кто-то упомянул, что мир — иллюзия, этот парень всерьез разозлился. Он сказал: «В чем тут смысл?» Я знал ответ: понимать, что мир есть иллюзия и сон, нужно для того, чтобы осознать прощение и спасение, но объяснил не слишком хорошо.
Пурса: Да. Мы раньше говорили, что недостаточно сказать, что мир иллюзия. Смысл в том, что тебе нужно научиться прощать, чтобы попасть домой. Понимание метафизики Курса требуется для того, чтобы понимать прощение, но некоторым может быть полезно, если ты подчеркнешь в первую очередь прощение, а затем заговоришь о том, что по своей природе мир подобен сну, и о других частях истины.
Это противоположно тому, что мы проделали с тобой, но есть большая разница между книгой, которая должна получиться из наших бесед, и твоими личными взаимодействиями с другими людьми. Ты не будешь никого учить полному Курсу. Это значит, что люди увлекутся им только в том случае, если услышат что-то, что звучит для них правдоподобно или вызывает у них интерес. Не пытайся этим управлять. Просто будь собой и позволь Святому Духу работать с людьми. Да, проси о наставлениях и делись своим опытом, если захочешь, но не пытайся изменить мир или кого-либо из его обитателей. Просто прощай — молча. Не подходи к людям со словами: «Знаешь, я тебя сейчас прощаю».
А теперь вернемся к теме дня. Расскажи мне что-нибудь, что помнишь из Курса; то, что приходит на ум, — быстро.
Гэри: Ладно. Это один из моих любимых фрагментов:
«Я не тело. Я свободен. Потому что я такой, каким Бог меня создал» [7].
Пурса: Хороший фрагмент. Это из Учебника, где также говорится:
«Эго дорожит телом, потому что обитает в нем, и живет в единстве с домом, который создало. Это часть иллюзии, которая скрывает его от обнаружения собственной иллюзорности» [8].
Если ты считал себя телом до того, как прошел Курс, то можешь быть уверен в том, что остальные люди совершенно точно считают себя телами. Важная часть твоего прощения состоит в том, что ты хочешь научить людей молча, тому, что они — не тела. Так твой разум наверняка узнает, что ты — не тело. Как говорится в Курсе:
«Обучая, ты учишься» [9].
В дальнейшем постарайся это помнить. Как мы уже сказали, когда ты прощаешь других, в действительности ты прощаешь себя.
Я собираюсь поговорить о компонентах прощения. Дело в том, что, как мы уже говорили, прощение — это отношение. Все, что ты узнаешь, становится включенным в это отношение, пока прощение не начинает происходить автоматически. Для большинства людей, особенно в течение первых нескольких лет, чтобы научиться прощать, необходимо чаще задумываться прощении. Ты становишься мастером, когда у тебя образуется прощающий мыслительный процесс. Такие мысли, свойственные правильному мышлению, со временем начинают доминировать в твоем разуме вместо эго. Когда возникает ситуация, или появляется кто-то, кого тебе нужно будет простить, ты, следуя указаниям Учебника, учишся правильно мыслить о людях и ситуациях. Используя свое понимание всей мыслительной системы Курса, в том числе Текста и Руководства, ты дополняешь и усиливаешь свое прощающее мировоззрение.
Твои мысли о прощении, скорее всего, будут нелинейными. У всех есть свои идеи, которые больше всего им подходят. Значительно помогает то, что Курс по природе своей голографичен, и каждая мысль в нем связана с другими. В сущности, ты можешь рассматривать его как голограмму, потому что вся мыслительная система Курса представлена в его разделах, или каждая часть содержит целое. Я собираюсь напомнить тебе несколько идей Курса, которые будут особенно полезны в построении сильного отношения прощения. Это освободит как тебя, так и образы, которые ты видишь из тюрьмы, в которой они, как кажется, находятся. Сначала давай поговорим немного подробнее о ситуации, в которой ты оказался, и почему Курс не абстрактен, а очень практичен на этом уровне.
Гэри: Сначала можно один важный вопрос?
Пурса: Давай. Ты хорошо себя вел.
Гэри: Как быть с людьми, у которых словно нет никакого страха, когда они совершают чудовищные поступки? Есть люди, которые привязывают к себе бомбы и убивают себя вместе со множеством других жертв, считая, что их мученичество гарантирует им место в Раю. В Америке массовые убийцы предпочитают автоматическое оружие и взрывают десятки людей и глазом не моргнув. В любом случае такие убийства настолько холодны и методичны — словно страх им неведом. Иногда убийцы даже улыбаются. Какая разница между отсутствием страха и тем, чему ты учишь?
Пурса: Это достойный вопрос, а ответ на него можно найти во многом из того, что мы тебе уже рассказали, потому что все они — часть одной и той же мыслительной системы любви. Мы уже говорили, Курс учит, что направление мышления всегда определяется мыслительной системой, которую он использует. Мыслительная система Святого Духа управляется любовью; мыслительная система эго управляется страхом и ненавистью, и всегда в итоге будет приводить к тем или иным разрушениям. Бомбисты-камикадзе и другие убийцы могут казаться хладнокровными, но их психопатический страх всего лишь отрицается и проецируется наружу. Кажущийся покой не всегда соответствует истинному внутреннему покою, и никогда не будет лишним повторить, что люди мира никогда не будут жить в мире, пока не обретут внутренний покой, неизбежный результат истинного прощения.
Прощение — это и есть момент истины. Без прощения метафизика бесполезна.
Мы также говорили, что ты есть результат того, о чем ты думаешь. Это не значит, что ты всегда будешь вести себя идеально. В действительности, когда в Курсе говорится о том, что учитель Бога становится совершенным, имеется в виду совершенное прощение, а не совершенное поведение. Истинный покой порождается истинным прощением. А жестокость — то есть воспроизведение собственной ненависти к себе, видимое как находящееся вне себя, — никогда не станет результатом мыслительной системы Святого Духа, который учит только любви и прощению. Метафизика Курса построена на реальности Бога и нереальности разделения, и знать ее совершенно необходимо. Но прощение — это тот момент, когда шины касаются дороги. Без прощения метафизика бесполезна. Вот почему мы говорим, что Курс практичен. В конце концов остаются только две вещи, которые можно сделать. Как учит Курс:
«Тот, кто не прощает, должен судить, потому что ему нужно оправдать свое неумение простить» [10].
Твоя работа — учить прощению. В Курсе говорится, учить — значит показывать. В нем также говорится:
«Я призываю не мучеников, но учителей» [11].
Прощение никогда не приводит к жестокости, но осуждение всегда приводит к тем или иным негативным последствиям на уровне формы, даже если они проявляются только в твоем здоровье. Жестокость — это крайнее и нелогичное продолжение страха, осуждения и гнева. Обманчивая мыслительная система эго всегда приводит к той или иной форме жестокости и убийства, потому что она требует, чтобы люди видели своего врага — или воспринимаемую причину их проблем — вне себя. Так делаешь и ты, но тебе удалось найти выход. Обратив мышление эго, ты отпускаешь свой страх, а не проецируешь его.
При спасении некого обвинять в твоей единственной реальной проблеме, которую символизируют все остальные. Причина, заключенная в решении верить в отделение от Бога, и решение, являющееся принципом Искупления, обе находятся в твоем разуме, а ты теперь обладаешь силой выбирать ответ Святого Духа.
Давай рассмотрим компоненты прощения. Учи и запоминай их как следует, дорогой мой ученик. Если ты сможешь запомнить их, когда находишься в теле, то войдешь в зал славы прощения. Эти идеи — твой путь к спасению, и твой билет домой, если ты доберешься до того момента, когда станешь применять их регулярно.
Гэри: Как я понимаю, зал славы прощения — это метафора, потому что я бейсбольный болельщик, да?
Пурса: Вот видишь, ты уже чувствуешь разницу между тем, что нужно воспринимать буквально, и тем, что нужно воспринимать как метафору.
Гэри: Ладно. Давай перейдем к делу. Я привык работать за просто так, поэтому расскажи мне о прощении. Ты ведь знаешь, что я шучу, правда? Я знаю, Рай вряд ли можно назвать «просто так».
Пурса: Это верно. И тебе не нужно ждать, пока ты достигнешь просветления, чтобы наслаждаться преимуществами прощения. Как говорится в Курсе:
«Спокойный разум — немалый дар» [12].
Считая вышесказанное компонентом практики прощения, ты сможешь, сталкиваясь с подходящей возможностью, помнить, что ты спишь. Ты придумал этот сон, и ты его режиссировал, чтобы суметь увидеть подсознательную вину вне себя. Если ты помнишь, что спишь и видишь сон, то вне тебя нет ничего, кроме твоих собственных проекций. Когда ты в это поверишь — а вера приходит только с практикой и опытом,— то отпадет необходимость в том, чтобы увиденное и прощаемое оказывало на тебя какое-либо воздействие. Как говорится в Курсе:
«Чудо устанавливает, что именно ты — сновидец, и содержание твоего сна неистинно. Это — решающая ступень в отношениях с иллюзиями. Никто не станет их бояться, поняв, что выдумал сам. Страх сохранялся только потому, что некто видел себя образом во сне, а вовсе не автором собственного сна» [13].
Эта цитата взята из раздела Курса под названием «Возвращение причины и следствия на места», в котором также говорится:
«Чудо есть первый шаг в возвращении функции причинности причине, а не следствию» [14].
Гэри: Значит, теперь это мой сон, а не чей-то еще, потому что он один. В действительности нет никого и ничего, кроме моих проекций, которые я теперь «возвращаю», принимая ответственность за них.
Пурса: Да. Помни, это не значит, что нет кажущихся отдельными разумов, которые думают, будто они и в самом деле находятся здесь, но, как и тебе, им нужно узнать истину, чтобы весь разум снова стал целым. Как мы уже говорили, все это становится частью твоего мировоззрения, но полезно сначала думать об этом как о чем-то составном. Например, когда ты становишься причиной, а не следствием, то следующим компонентом прощения будет попытка простить спроецированные тобой образы и себя.
Ты уже знаешь, в Курсе говорится, что надо прощать брата своего за то, чего он не делал. Это будет истинным прощением, потому что, как также говорится в Курсе, ты не делаешь ошибку реальной. Ты не придаешь истинность своим иллюзиям; ты приводишь свои иллюзии к истине. Теперь настало время простить себя за то, что тебе вообще приснилась вся эта неразбериха. Если ничего не произошло, — а если Курс чему и учит, так это тому, что ничего не произошло, — то ты невиновен. Следовательно, когда ты прощаешь своих братьев и сестер, твой разум одновременно с этим понимает, что и ты прощен. Помнишь, мы также цитировали сказанное в Курсе, что, каким ты видишь его, таким увидишь и себя.
Гэри: Если никого нет, и если я верю Курсу, то на самом деле где-то там есть Христос. Если я захочу видеть это, вместо образов, которые показывают мне мои глаза, то этим я и должен быть.
Пурса: Очень хорошо. Компоненты прощения все сходятся друг с другом. Если люди, которых ты видишь, — это Христос, то и ты — это он. Если ты отвечаешь осуждением эго и придаешь реальность чужим снам, то они тоже эго, и значит, ты считаешь себя таковым. Правда, что вокруг никого нет. Повторюсь, потому что это важно: люди, которых ты считаешь находящимися вокруг, подобны призракам. Как говорится в Курсе, в разделе «Великое единение»:
«Соединяйся же не с сновидением брата, но с ним самим; а там, где ты соединишься с Сыном, пребудет и Отец» [15].
И в следующем разделе, «Альтернатива снам о страхе»:
«Ты не разделишь тщетных снов, если простишь сновидца и осознаешь, что он — не созданный им сон. И следовательно он — не образ твоих снов, от коих вы свободны оба» [16].
Гэри: Прощение позволит мне постепенно проснуться от сна?
Пурса: Да. Если ты проснешься внезапно, уверяю тебя, это будет неприятно. Тебе нужно подготовиться к иной форме жизни. Даже в этой жизни, где люди считают себя телами, изменениям не слишком радуются. Мы сказали, Джей восхищался рассказом Платона о пещере, который читала тебе твоя мать. Он ссылается на него в одной цитате из Курса, которая указывает на то, что и ты, и твой брат будут оказывать сознательное и подсознательное сопротивление истине. Он также советует вам не ожидать, что все остальные согласятся в этой жизни.
«Невольники, годами скованные цепью, голодные и изнуренные, ослабленные и истощенные, с глазами, в темноте опущенными долу и уже не помнящими света, не прыгают от радости в минуту своего освобождения. Им нужно время на осознание того, что есть свобода» [17].
Твоя работа — прощать, а не умолять о согласии кажущиеся отдельными разумы, которые ты прощаешь. Чтобы иначе взглянуть на этот же самый компонент прощения, вспомни фрагмент из Учебника:
«Есть очень простой способ найти дверь к истинному прощению и всегда видеть эту дверь широко и гостеприимно открытой. Когда ты испытываешь искушение обвинить кого-либо в грехе в любой форме, не позволяй своему разуму задерживаться над тем, что он, по-твоему, сделал, потому что это самообман. Спроси взамен: „Обвинил бы я себя в том, что сделал это?“» [18].
Вместо того чтобы обвинять себя, вспомни, что их просьба о любви — твоя просьба о любви. Ты должен быть им благодарен; ты нуждаешься в них так же, как они нуждаются в тебе. Без этих образов, которые ты видишь, и без чуда ты никогда не смог бы найти путь к свободе. Эти образы символизируют то, что находится в твоем подсознательном разуме, и без них твоя подсознательная вина будет навеки скрыта от тебя.
Святой Дух использует все устройства, которые сделало эго, чтобы защитить себя, и использует их для того, чтобы избавиться от него. Его устройства могут быть использованы только во благо. Не беспокойся о результатах, видимых на уровне формы или невидимых. Будь благодарен за то, что делают для тебя прощение и Святой Дух. Прощая своих братьев и сестер так, как описано выше, ты воссоединяешься с тем, что ты есть на самом деле. Ты говоришь миру и телесным образам, которые видишь, что их поведение не может никак на тебя повлиять, и что если они не могут на тебя повлиять, то на самом деле не существуют отдельно от тебя. Таким образом, не существует разделения в реальности любого рода, что приводит нас к последнему основному компоненту прощающего мировоззрения: доверься Святому Духу и выбери Его силу.