Функции искусства.
Искусство в это время удовлетворяло в первую очередь утилитарные потребности человека и существовало как разновидность трудовой деятельности, т.е. выполняло следующие функции:
1. воспитательную;
2. познавательную;
3. общения;
4. магическую;
5. эстетическую.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА.
Верхний палеолит (древнекаменный век). 35 -10 тыс. лет до н.э.
1. Первые следы изобразительной деятельности человека:
ритмические ряды пятен;
отпечатки рук;
макароны (следы движения 2-3 пальцев).
2. Появляются изображения зверя (сначала контурные, затем контур заполняется
полосками, т.е. изображением шерсти).
Второй темой искусства в это время является изображение женщины (палеолитические Венеры): Виллендорф (Австрия), 6 см, известняк;
Костенки (Россия, Дон), кость;
Буреть (Сибирь), кость.
Фигурки выявляют красоту полезного.
3. Период Мадлен, 20-10 тыс. лет до н.э. (конец верхнего палеолита).
Расцвет палеолитического искусства.
Памятники.
Наскальные росписи. Раненый бизон, пещера Альтамира (Испания);
Пасущийся олень, п. Фон-де-Гом (Франция);
Животные, Капова пещера (Россия, Южный Урал).
Общие черты: реальное движение,
правильные пропорции,
ракурсы,
объем изображен с помощью тона,
художественная стилизация,
полихромия (охра, черная, белая краски).
Скульптура: Бизоны. Рельеф, глина, п. Тюк д,Одубер (Франция).
В конце периода мадлен появляются сюжетные композиции:
Стадо оленей. Гравировка на кости из грота в Тэйжа (Франция); Плывущие олени. Гравировка на кости из грота Лорте (Франция).
4. Мезолит (среднекаменный век). 10-6 тыс. лет до н.э. Памятники: Сцена охоты. Испания.
Охота на страусов.Африка.
Общие черты: появляется сюжет,
точность в передаче события,
схематизм в изображении фигур,
приемы изображения пространства: ярусами и заслонением,
монохромность.
В этот период устанавливается современная геологическая эпоха, меняется растительный и животный мир. Объектами охоты становятся более мелкие и быстрые животные, поэтому появляется новое оружие: лук и стрелы.
5. Неолит (новый каменный век). 6-2 тыс. лет до н.э.
В этот период человек переходит от присваивания к производству, т.е. наряду с охотой, рыболовством и собирательством появляются земледелие и скотоводство. Роль мужчины в хозяйственной жизни становится ведущей, поэтому устанавливается патриархат. Появляются ремесла: гончарное, ткачество, обработка кож. Усиливается роль магии.
Памятники.
Наскальные росписи: Петроглифы. Онежское озеро
(а также Урал, Сибирь, Африка).
Скульптура: женские фигурки - богини земли. Триполье (Украина);
голова лосихи. Длина 19,5 см, рог. Горбуновский торфяник, Урал.
Прикладное искусство: ковш-утка, дерево. Шигиринский торфяник, Урал;
Трипольская керамика. Украина.
Особенности:
· разнообразная сложная правильная форма, соответствующая назначению предмета;
· роспись подчеркивает форму предмета;
· полихромия;
· элементы абстрактного орнамента берут свое начало в конкретных формах окружающего мира.
Геоглифы – гигантские изображения на земле, созданные на земле разными способами
(в основном изготовлением траншей и заполнением их неким материало, например, камнями).
Южный Урал, озеро Зюраткуль: лось. 6-3 тысячелетия до н.э.
Плато Наска (Чили): колибри, кондор, обезьяна, паук, полосы. До 2 века н.э.
Англия: Уффингтонская лощадь. 10 век до н.э.
6. 6. Энеолит (медно-бронзовый век). 2 тыс. лет до н.э.
П Появляются металлы: медь, бронза, и, следовательно, литейное производство. Ремесло отделяется от земледелия. Роды объединяются в племена, появляются племенные вожди: это стало причиной появления мегалитических сооружений и захоронений вождей. В долинах Нила, Двуречья появляются первые классовые государства.
Мегалитические сооружения (мегас- большой, литос- камень):
Менгир.
Размеры до 20 м, одиночно стоящие и целые аллеи. Встречаются во Франции, Армении, Минусинской котловине. Связаны с погребальным культом и культом предков. Прообраз обелиска, триумфальной колонны. |
3). Кромлех
|
Дольмены
Встречаются во Франции, Крыму, на Кавказе. Были погребальными сооружениями, святилищами. Прообраз стоечно-балочной конструкции. |
Стоунхендж, Англия.
Диаметр 30 м, дольмены высотой 7 м, были выкрашены в синий цвет.
Было святилищем солнца и календарем.
Прообраз центрической композиции.
Появляются захоронения племенных вождей, комплекс предметов которых свидетельствует об имущественном расслоении людей.
Майкопский курган. Северный Кавказ.
Золотой бычок. Высота 6 см.
Серебряный сосуд. Высота 9,6 см. Выгравирована карта местности.
7. Железный век. 1 тыс. н. э.
Последний этап развития первобытного общества - военная демократия. Появляется патриархальное рабство, усиливается роль племенной аристократии. Для этого времени характерны войны на экономической основе. В искусстве начинается специализация: выделяются певцы, художники, прикладники. Поскольку племена ведут мобильный образ жизни, поэтому ведущим является прикладное искусство.
Искусство скифов (жили в Причерноморье в 7-2 веках до н.э.).
Олень, украшение щита. Золото, длинна31,5 см, Костромской курган. Прикубанье.
Пантера, украшение щита. Золото, длина 32 см. Келермесский курган. Прикубанье.
Пазырыкские курганы. Алтай. 5 век до н.э.
В условиях вечной мерзлоты сохранились изделия из дерева, кожи и войлока.
Грифон. Высота 27 см. Дерево, кожа.
Покрышка седла. Войлок. Яркие краски.
Искусство первобытного общества прошло сложный путь развития. Были заложены основы архитектуры, прикладного искусства и всех видов изобразительного искусства.
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
ИСКУССТВО ДРЕВНЕГОЕ ГИПТА
1. Кемет (черная) - так звали свою страну древние египтяне, отмечая цвет плодородной земли в отличие от красного цвета пустыни. Современное название страны произошло от названия города Мемфис, который египтяне называли Хет-на-Птах (Крепость духа Птаха), отсюда сокращенное Хикупта, от которого образовалось древнегреческое Айгюптос. Это слово и легло в основу современного названия «Египет».
2. Хронологические рамки культуры Древнего Египта: 4тыс. - 4в. до н.э. В 332 году Египет завоеван Александром Македонским и стал частью эллинистического мира.
3. Страна делилась на области (номы), основные части страны Верхний (Фивы) и Нижний (Мемфис) Египет.
4. Религия. Политеистическая (греческое поли - много, теос - бог, т.е. политеизм -многобожие) религия египтян несет явное влияние тотемизма, т.е. веры в животное-родоначальника племени. В каждой области существовало поклонение богу, соединявшему в своем образе черты человека и какого-либо животного. Наиболее известны:
· поклонение кошке, бывшей воплощением богини веселья Бастет;
· лев воплощай образ вождя (фараона, отсюда - образ сфинкса);
· кобра Уаджит была покровительницей Нижнего Египта и фараонов (священный урей);
· коршун Нехбет - покровительница Верхнего Египта и фараона;
· навозныйжук (скарабей) - символ жизни;
· птица ибис - бог мудрости и изобретатель письменности Тот;
· шакал - бог царства мертвых Анубис.
Характерно также поклонение быку Апису, павиану, крокодилу Себеку, корове Хатор и другим.
На более позднем этапе боги приобретают человеческий облик:
Осирис - культурный герой египетской мифологии. Он научил людей
жить по законам, дал им ремесла и сначала был царем на земле. Но
был умерщвлен из зависти братом Сетхом, а после воскресения стал
царем Царства мертвых;
Исида - супруга Осириса. Ее культ и изображения с младенцем Гором, как
предполагают, повлияли на сложение христианского культа
богоматери.
Гор - сын Осириса и Исиды, покровитель фараонов. Его воплощением был сокол.
Религия оказала большое влияние на искусство, в том числе на формирование заупокойного культа. У египтян существовало представление о заупокойной жизни, о душе, которая после смерти покидала тело, а затем часть души «ка» возвращалась в него, поэтому возник обычай мумифицировать тело. Существовали разные уровни мумификации, самому сложному подвергалось тело фараона. Была также традиция создания портретов, которые могли заменить тело в случае его порчи.
Фараон считался потомком богов Ра и Гора, а матерью его была земная женщина (сравните с христианской мифологией). Один из обрядов, который совершался фараоном через 30 лет правления - хеб-сед: это ритуальный бег, который совершался по специальному двору в подтверждение хорошей физической формы фараона и заменил ритуальное убийство вождя (поскольку вождь был воплощением производительных сил племени, было важно, чтобы он был молод и силен). Для совершения ритуального бега при гробнице сооружался большой двор.
Египтяне большое значение придавали захоронению тела и существованию души в загробном мире. Для этого строились большие погребальные комплексы, в которых использовались все материалы и приемы, которыми владели египтяне.
Виды искусства, получившие развитие в стране:
· архитектура (гробницы, храмы, дворцы, крепости);
· скульптура (все виды);
· живопись (монументальная, декоративная);
· декоративно-прикладное искусство.
АРХИТЕКТУРА
Поскольку жизнь за гробом вечна, поэтому все погребальные сооружения, а также храмы строились из камня, а жилые постройки из кирпича-сырца (необожженного кирпича).
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ.
Погребальные сооружения развивались от простой формы мастабы до грандиозных пирамид и комплексов.