Построена одновременно с ансамблем форума Траяна. С 16 века вместо статуи Траяна стоит статуя св. Петра. Колонна стоит на кубическом основании со стороной 5,5 м, там находится гробница Траяна. Внутри колонны находится мраморная лестница, ведущая на смотровую площадку. Снаружи по стволу колонны идут рельефы с изображением похода Траяна на Дунай, на даков. С увеличением высоты увеличивается высота фриза, верхние витки которого можно было рассмотреть со зданий библиотек, стоящих рядом.
8. БАЗИЛИКА.
Первоначально здание имело светский характер, затем было приспособлено под нужды христианской религии, превращено в храм. Прямоугольное в плане здание, интерьер которого делится на нефы (продольные проходы между рядами колонн или между стеной и колоннами, обычно в храме 3 или 5 нефов).
Базилика Константина Максенция. 4 век н.э.
Площадь 100x76 м, 3 нефа. В центральном нефе крестовые своды, в боковых - поперечно ориентированные цилиндрические. На сводах - кессоны.
Древние римляне широко использовали новые материалы, приемы и конструкции, а так же новые типы сооружений. И то и другое нашло применение в европейской архитектуре вплоть до нашего времени.
|
|
РИМСКИЙ СКУЛЬПТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
Наряду с архитектурой наибольшее значение среди других видов искусств имела скульптура. В свою очередь, среди всех видов скульптуры наиболее распространенным стал скульптурный портрет. В отличие от Греции портрет в римском государстве получил распространение довольно рано.
Причинами, послужившими толчком для развития портрета, стали:
а) влияние погребального культа и культа предков (с лиц умерших снимали восковые маски,
их хранили в парадном помещении дома - атриуме. Когда умирал очередной член семьи,
маски предков несли во время похоронной процессии);
б) стремление запечатлеть гражданский идеал;
в) сохранить черты внешности конкретного человека.
В своем развитии римский скульптурный портрет прошел несколько этапов:
1. ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ. 3-1 века до н.э.
Авл Метелл. 89 г. до н.э. Бронза. Высота 1,79 м.
Отлита этрусским мастером.
Римлянин с портретами своих предков. Высота 1,65 м.
Портретная статуя. Тога (плащ) - признак знатного происхождения (статуя--тогатус).
Итог: а) изображаются в основном политические деятели, ораторы, консулы, поэты;
б) распространены мужские портреты (т.к. именно мужчины занимались общественной
деятельностью;
в) застылость лиц, т.к. портреты сделаны в основном с посмертных масок;
г) условность деталей.
2. ЭПОХА АВГУСТА. Конец 1 века до н.э.
Период правления первого императора. Август не афишировал свою власть, был достаточно скромен в быту. Портреты изображали его в разных ипостасях.
|
|
Август в облике полководца. Мрамор.
Император изображен обращающимся к солдатам с речью. У ног его Амур на дельфине - намек на божественное происхождение (род Юлиев, к которому принадлежал Август,
по легенде вел свое происхождение от богини Венеры).
Август в облике Юпитера.
Статуя повторяет композицию фидиевского Зевса. Август по воспоминаниям современников
не обладал атлетическим телосложением. Статуи его физический облик идеализируют. Портрет Ливии, жены Августа. Мрамор, раскраска.
Портретная статуя, найденная в Помпеях. Образ идеализирован.
Итог: а) прижизненные портреты;
б) больше становится женских и детских портретов;
в) образы идеализируются;
г) влияние греческого искусства;
д) реализм и точность в изображении деталей.
3. ЭПОХА ФЛАВИЕВ. Вторая половина 1 века н.э.
Императоры в этот период обладали безграничной властью и не стеснялись это показать: Нерон повелел изобразить себя в образе Колосса Родосского, Калигула просто велел на статуе Зевса работы Фидия поставить собственную голову.
Вителлий.
Император, обладавший умом и пороком обжорства
Веспасиан. 70-е годы н.э. Мрамор, высота 29 см.
Стал императором в период, когда государственная казна опустела, и чтобы наполнить ее, он вводил все новые налоги. С его именем связан исторический анекдот, породивший выражение «Деньги не пахнут».
Нерон. 60-68 годы н.э. Мрамор, высота 31 см.
Император, считавший себя великим актером, был жестоким человеком и преследователем христиан.
Портрет знатной римлянки.
Сложная модная прическа женщины исполнена с помощью нового инструмента - бурава.
Итог: а) правдивость портретов, не скрывавших пороков людей;
б) психологизм;
в) усложняется техника обработки мрамора (бурав).
4. ПЕРИОД АНТОНИНОВ. 2 век н.э.
Время правления императора Адриана, любителя и знатока искусства, знаменуется новой волной увлечения греческим искусством. Именно в этот период возрос спрос на копии с греческих скульптур.
Антиной. 130-е годы н.э. Мрамор.
Любимец императора Адриана, воплощение греческого идеала красоты. Погиб в 18 лет, купаясь в Ниле. Сохранилось много его портретов.
Сириянка.
Тончайшая проработка мраморной поверхности. Лирическое душевное состояние героини.
Конный памятник Марка Аврелия. 160-170 годы н.э. Бронза, высота 512 см.
Единственный дошедший до наших дней бронзовый монумент, принятый христианами за изображение почитавшегося ими императора Константина. Император изображен в спокойном задумчивом состоянии. Увлекался философией, по убеждениям был стоиком. Памятник стал образцом для всех европейских конных монументов. Сейчас на площади Капитолия стоит копия памятника.
Коммод в облике Геркулеса. 190 год н.э. Мрамор, высота 119 см.
Сын императора Марка Аврелия не отличался нравственными качествами, но обладал прекрасным телосложением и большой физической силой, и поэтому любил покрасоваться на арене в качестве гладиатора.
Итог: а) влияние греческой скульптуры;
б) изображение задумчивого состояния;
в) достигается особым изображением глаз: приспущено верхнее веко, рельефный
зрачок
5. ПЕРИОД 3 века н.э.
В этот период происходит частая смена императоров, которая происходила при поддержке армии, поэтому период называют периодом солдатских императоров. Время особенно богато кровавыми событиями, что отразилось в портрете.