Колонна Траяна. Высота 38 м

Построена одновременно с ансамблем форума Траяна. С 16 века вместо статуи Траяна стоит статуя св. Петра. Колонна стоит на ку­бическом основании со стороной 5,5 м, там находится гробница Траяна. Внутри колон­ны находится мраморная лестница, ведущая на смотровую площадку. Снаружи по ство­лу колонны идут рельефы с изображением похода Траяна на Дунай, на даков. С увеличе­нием высоты увеличивается высота фриза, верхние витки которого можно было рассмо­треть со зданий библиотек, стоящих рядом.

8. БАЗИЛИКА.

Первоначально здание имело светский характер, затем было приспособлено под нужды хрис­тианской религии, превращено в храм. Прямоугольное в плане здание, интерьер которого де­лится на нефы (продольные проходы между рядами колонн или между стеной и колоннами, обычно в храме 3 или 5 нефов).

Базилика Константина Максенция. 4 век н.э.

Площадь 100x76 м, 3 нефа. В центральном нефе крестовые своды, в боковых - поперечно ориентированные цилиндрические. На сводах - кессоны.

Древние римляне широко использовали новые материалы, приемы и конструкции, а так же новые типы сооружений. И то и другое нашло применение в европейской архитектуре вплоть до нашего времени.

 

 

РИМСКИЙ  СКУЛЬПТУРНЫЙ  ПОРТРЕТ

Наряду с архитектурой наибольшее значение среди других видов искусств имела скульптура. В свою очередь, среди всех видов скульптуры наиболее распространенным стал скульптурный портрет. В отличие от Греции портрет в римском государстве получил распространение довольно рано.

Причинами, послужившими толчком для развития портрета, стали:

а) влияние погребального культа и культа предков (с лиц умерших снимали восковые маски,
их хранили в парадном помещении дома - атриуме. Когда умирал очередной член семьи,
маски предков несли во время похоронной процессии);

б) стремление запечатлеть гражданский идеал;

в) сохранить черты внешности конкретного человека.

 

 

В своем развитии римский скульптурный портрет прошел несколько этапов:

1. ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ. 3-1 века до н.э.



Авл Метелл. 89 г. до н.э. Бронза. Высота 1,79 м.

Отлита этрусским мастером.

Римлянин с портретами своих предков. Высота 1,65 м.

Портретная статуя. Тога (плащ) - признак знатного происхождения (статуя--тогатус).

 

Итог: а) изображаются в основном политические деятели, ораторы, консулы, поэты;

б) распространены мужские портреты (т.к. именно мужчины занимались общественной
деятельностью;

в) застылость лиц, т.к. портреты сделаны в основном с посмертных масок;

г) условность деталей.

2. ЭПОХА АВГУСТА. Конец 1 века до н.э.

Период правления первого императора. Август не афишировал свою власть, был достаточно   скромен в быту. Портреты изображали его в разных ипостасях.


Август в облике полководца. Мрамор.

Император изображен обращающимся к солдатам с речью. У ног его Амур на дельфине - намек на божественное происхождение (род Юлиев, к которому принадлежал Август,

по легенде вел свое происхождение от богини Венеры).

Август в облике Юпитера.

Статуя повторяет композицию фидиевского Зевса. Август по воспоминаниям современников

не обладал атлетическим телосложением. Статуи его физический облик идеализируют. Портрет Ливии, жены Августа. Мрамор, раскраска.

Портретная статуя, найденная в Помпеях. Образ идеализирован.

 

Итог: а) прижизненные портреты;

б) больше становится женских и детских портретов;

в) образы идеализируются;

г) влияние греческого искусства;

д) реализм и точность в изображении деталей.

3. ЭПОХА ФЛАВИЕВ. Вторая половина 1 века н.э.

Императоры в этот период обладали безграничной властью и не стеснялись это показать: Нерон повелел изобразить себя в образе Колосса Родосского, Калигула просто велел на статуе Зевса работы Фидия поставить собственную голову.

Вителлий.

Император, обладавший умом и пороком обжорства

Веспасиан. 70-е годы н.э. Мрамор, высота 29 см.

Стал императором в период, когда государственная казна опустела, и чтобы наполнить ее, он вводил все новые налоги. С его именем связан исторический анекдот, породивший выражение «Деньги не пахнут».

Нерон. 60-68 годы н.э. Мрамор, высота 31 см.

Император, считавший себя великим актером, был жестоким чело­веком и преследователем христиан.

Портрет знатной римлянки.

Сложная модная прическа женщины исполнена с помощью нового инструмента - бурава.

 

 Итог: а) правдивость портретов, не скрывавших пороков людей;

б) психологизм;

в) усложняется техника обработки мрамора (бурав).

 

 4. ПЕРИОД АНТОНИНОВ. 2 век н.э.

Время правления императора Адриана, любителя и знатока искусства, знаменуется новой волной увлечения греческим искусством. Именно в этот период возрос спрос на копии с гре­ческих скульптур.

Антиной. 130-е годы н.э. Мрамор.

Любимец императора Адриана, воплощение греческого идеала красоты. Погиб в 18 лет, купаясь в Ниле. Сохранилось много его портретов.

Сириянка.

Тончайшая проработка мраморной поверхности. Лирическое душевное состояние героини.

Конный памятник Марка Аврелия. 160-170 годы н.э. Бронза, высота 512 см.

Единственный дошедший до наших дней бронзовый монумент, принятый христианами за изображение почитавшегося ими императора Константина. Император изображен в спокойном задумчивом состоянии. Увлекался философией, по убеждениям был стоиком. Памятник стал образцом для всех европейских конных монумен­тов. Сейчас на площади Капитолия стоит копия памятника.

Коммод в облике Геркулеса. 190 год н.э. Мрамор, высота 119 см.

Сын императора Марка Аврелия не отличался нравственными качествами, но обладал прекрасным телосложением и большой физической силой, и поэто­му любил покрасоваться на арене в качестве гладиатора.

 

Итог: а)  влияние греческой скульптуры;

         б) изображение задумчивого состояния;

            в) достигается особым изображением глаз: приспущено верхнее веко, рельефный

            зрачок

5. ПЕРИОД  3 века н.э.

В этот период происходит частая смена императоров, которая происходила при поддержке армии, поэтому период называют периодом солдатских императоров. Время особенно богато кровавыми событиями, что отразилось в портрете.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: