Лексический материал

Картотека речевых игр по формированию грамматического строя речи по лексической теме «Фрукты» для детей 5–7 лет

Речевая ситуация «Сладкие фрукты»

(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с прилагательными. Обогащать речь детей существительными, обозначающими фрукты. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Разговор.

Яблоко спелое, красное, сладкое,

Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.

Яблоко я пополам разломлю,

Яблоко с другом своим разделю.

Яков Аким

— Дети, яблоко — это овощ или фрукт? (ответы детей).

— Многие фрукты сладкие. Слово «сладкие» можно сказать по-разному: сладкая, сладкое, сладкий. Дети, я фрукт называю, вы назовите его «сладким». Только не забывайте, слово «сладкий» изменяйте.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетание, правильно согласовывали прилагательные с существительным, чётко проговаривали окончание прилагательного.

Лексический материал.

•Персик какой? – … (Сладкий персик).

•Яблоко какое? – … (Сладкое яблоко).

•Ананас какой? – … (Сладкий ананас).

•Груша какая? – … (Сладкая груша).

•Банан какой? – … (Сладкий банан).

•Апельсин какой? – … (Сладкий апельсин).

•Слива какая? – … (Сладкая слива).

•Мандарин какой? – … (Сладкий мандарин).

•Дыня какая? – … (Сладкая дыня).

•Абрикос какой? – … (Сладкий абрикос).

— Восхитительно, дети! Вкус фрукта описали, слово правильно изменяли.

Игровая ситуация с детьми 6-7 лет «Пекарня фруктовая»

(Индивидуально или подгруппа детей до 7 человек).

Задачи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, в пекарню играем, пироги да пирожки с фруктами изготовляем. Вы пекари, а я покупатель. Покупателю интересно, что внутри пирожка спрятано, какая начинка. А начинка у нас сегодня фруктовая. Например, с чем у вас круассаны? – У нас круассаны с бананом, ананасом, яблоком, персиком. Чем больше вы назовёте начинки из фрукт, тем больше выбор у покупателя.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос. Дети отвечают на вопрос и возвращают цветок педагогу. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением, называли не менее пяти названий фруктовых начинок, чётко и правильно произносили окончание существительных в творительном падеже.

Лексический материал.

•С чем у вас пироги?.

•С чем у вас пирожки? …

•С чем у вас пончики? …

•С чем у вас булочки? …

•С чем у вас ватрушки? …

•С чем у вас слойки? …

•С чем у вас сдоба? …

— Спасибо, пекари! Изделия презентовали, много фруктовых начинок назвали.

Речевая игра «Пять груш»

Задачи. Упражнять детей в умение согласовывать существительные с количественными числительными, образовывать родительный падеж единственного и множественного числа существительных. Совершенствовать у детей навыки количественного счёта до 5, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Игровой материал: флажок.

Игра.

Дети, стоят по кругу.

— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, грушевый сад посещаем. Мы с вами играем в игру «Пять груш».

Игровые правила:

число со словом называй, флажок товарищу передай;

счёт продолжай, следующее число называй;

когда «Пять груш» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем.

— Дети, игру начинаем, груши считаем.

Педагог начинает счёт: «Одна груша». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Две груши», и так далее до слов «Пять груш». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали окончания слов. При необходимости педагог подсказывает правильное слово.

— Чудесно, дети! Груши правильно считали, числа не пропускали.

Речевая игра с детьми 6-7 лет «Десятое яблоко»

Задачи. Совершенствовать умение детей согласовывать существительные с порядковыми числительными. Обогащать речь детей прилагательными. Развивать навык порядкового счёта до 10, пользуясь правильными приёмами счёта: называть числительные по порядку. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову. Поддерживать интерес детей к фруктам.

Игровой материал: флажок.

Игра.

Дети, стоят по кругу.

— Дети, воображение включаем, мысленно гуляем, фруктовый сад посещаем. Мы с вами играем в игру «Десятое яблоко».

Игровые правила:

яблоко считай, какое оно называй, флажок товарищу передай;

счёт продолжай, следующее яблоко называй;

когда «Десятое яблоко» посчитаем, прыжок, вверх взлетаем

— Дети, игру начинаем, яблоки по порядку считаем.

Педагог начинает счёт: «Первое яблоко спелое». Передаёт флажок ребёнку, ребёнок продолжает счёт: «Второе яблоко …» и называет определение, отвечающее на вопрос «Какое?». Педагог обращает внимание детей, что нужно называть разные слова. Деи продолжают счёт до слов «Десятое яблоко …». Всё дети вместе с педагогом прыгают вверх один раз.

Следующий ребёнок по кругу начинает счёт с начала. Игра заканчивается, когда флажок обойдёт весь круг, но не раньше, чем закончится счёт последнего задания. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали словосочетанием, правильно согласовывали числительные с существительными, чётко проговаривали все слова. При необходимости педагог подсказывает нужное слово.

— Прекрасно, дети! Яблоки правильно считали, числа не пропускали.

Речевая игра с детьми 6-7 лет «Плодовые деревья»

(Индивидуально или подгруппа детей до 10 человек).

Задачи. Упражнять детей в умении образовывать прилагательные от существительных. Поддерживать интерес детей к фруктам. Воспитывать в детях чуткость к художественному слову.

Игровой материал: волшебный цветок (флажок).

Игра.

— Дети, по волшебному саду гуляем, плодовые деревья называем.

Игровые правила:

Дерево назову, цветок даю.

Предложение повтори, дерево назови.

Цветок мне верни.

Педагог поочерёдно подаёт цветок детям, задавая вопрос, дети отвечают на вопрос. Педагог контролирует, чтобы дети отвечали полным предложением. При необходимости педагог подсказывает слово, ребёнок повторяет предложение правильно.

Лексический материал.

•Груши растут на каком дереве —. (грушевом).

•Персики растут на каком дереве —. (персиковом).

•Сливы —. (сливовом).

•Абрикосы —. (абрикосовом).

•Мандарины —. (мандариновом).

•Апельсины —. (апельсиновом).

•Лимоны —. (лимонном).

•Гранаты —. (гранатовом).

•Манго —. (манговом).

•Финики растут на какой пальме —. (финиковой).

— Чарующе, дети! О плодовых деревьях мы рассказали, где растут фрукты, узнали.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: