Показатель | Нейтрофилы | Эозино-филы | Базо-филы | Лимфо-циты | Моно-циты | Прочие клетки | |
п/я | с/я | ||||||
Мазок здорового животного Мазок животного, облученного в дозе 5 Гр Мазок животного, облученного в дозе 10 Гр |
Вопросы для обсуждения:
1. Как изменяется содержание нейтрофильных лейкоцитов и лимфоцитов периферической крови в различные фазы острой лучевой болезни?
2. Каков механизм первоначального нейтрофильного лейкоцитоза, наблюдаемого в ранний период острой лучевой болезни?
3. В чем причина развития лейкопении в периферической крови в фазу разгара острой лучевой болезни?
4. О чем свидетельствует увеличение количества ядерных сегментов в нейтрофильных лейкоцитах при острой лучевой болезни?
5. Каков механизм фазы абортивного подъема числа клеток после облучения организма?
Литература
ОСНОВНАЯ:
1. Бутомо Н.В., Гребенюк А.Н., Легеза В.И., Малаховский В.Н., Ушаков И.Б. Основы медицинской радиобиологии / Под ред. И.Б. Ушакова. – СПб: ООО Издательство Фолиант, 2004
2. Цыб А.Ф., Будагов Р.С., Замулаева И.А. и др. Радиация и патология. Учебное пособие / Под ред. А.Ф. Цыба. – М.: Высшая школа, 2005.
3. Ярмоненко С.П., Вайнсон А.А. Радиобиология человека и животных. Учебное пособие / Под ред. С.П. Ярмоненко. – М.: Высшая школа, 2004.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:
4. Бурлакова Е.Б., Кузнецов В.М., Москаленко В.А. и др. Неизвестный Чернобыль: история, события, факты, уроки. М.: Изд-во МНЭПУ, 2006.
5. Гольдберг Д.И., Гольдберг Е.Д. Атлас микрофотограмм костного мозга при острой лучевой болезни и действии цитостатических препаратов. – М.: Медицина, 1973.
6. Гуськова А.К., Байсоголов Г.Д. Лучевая болезнь человека. - М.: Медицина, 1971.
7. Медицинские последствия Чернобыльской аварии (научный отчет). – ВОЗ, Женева, 1996
8. Уразова О.И., Новицкий В.В. Лабораторная диагностика гематологических синдромов и болезней. Учебное пособие. – Томск: Изд-во Печатная мануфактура, 2008.
Занятие 9
Тема: патологоанатомическая диагностика
Острой формы лучевой болезни
Цель:
1. Изучить морфологическую картину острой формы лучевой болезни.
І. Самостоятельная работа во внеучебное время
Основные вопросы для самостоятельной подготовки и самоконтроля:
1. Закон Бергонье и Трибондо.
2. Шкала радиочувствительности органов и тканей.
3. Лучевые реакции отдельных органов и тканей.
4. Относительность понятия тканевой радиочувствительности.
5. Методы выявления поражения в слабообновляющихся тканях.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какими параметрами клеточных популяций определяется общая реакция млекопитающих на облучение?
2. Какие морфологические, биохимические и физиологические изменения в тонком кишечнике у облученных животных Вам известны?
3. Какие морфологические, биохимические и физиологические изменения могут быть обнаружены в ЦНС у облученных животных?
4. В чем суть морфологических изменений после облучения в следующих органах и тканях:
а) в лимфатических узлах, селезенке и тимусе;
б) в коже и ее производных;
в) в половых железах;
г) в органах зрения;
д) в печени;
е) в сердце и кровеносных сосудах;
ж) в органах дыхания;
з) в эндокринной системе;
и) в мочевыделительной системе;
к) в костной и хрящевой ткани;
л) в мышечной и соединительной ткани.
ІІ. Работа на занятии
План занятия:
1. Проверка знаний студентов путем программированного контроля – 25 мин.
2. Вводное слово преподавателя о цели и порядке выполнения работы – 10 мин.
3. Самостоятельная работа студентов – 85 мин.
4. Заполнение протоколов и обсуждение полученных результатов – 15 мин.
Практическая работа студентов