План занятия:
1. Контроль знаний студентов путем опроса – 25 мин.
2. Вводное слово преподавателя о цели и порядке выполнения работы – 10 мин.
3. Знакомство с методикой выполнения практической работы – 5 мин.
4. Самостоятельная работа студентов – 75 мин.
5. Заполнение протоколов и обсуждение полученных результатов – 10 мин.
6. Решение задач – 10 мин.
Практическая работа студентов
Работа 1. Изучение дозовой зависимости в содержании общего количества лейкоцитов в периферической крови у животных с острой лучевой болезнью
Работа проводится на трех крысах или мышах, две из которых за 5 дней до занятия были подвергнуты однократному тотальному облучению в дозах 2 и 7 Гр. У здорового и подопытных животных определяется общее количество лейкоцитов в периферической крови (методику подсчета общего количества лейкоцитов смотрите в методической разработке занятие №1, работа № 2).. Полученные результаты заносят в рабочую тетрадь.
Работа 2. Подсчет лейкоцитарной формулы периферической крови у животных в ранний период развития острой лучевой болезни
|
|
Подсчет лейкоцитарной формулы проводится в мазках, окрашенных азур II-эозином, после трехминутной фиксации в метиловом алкоголе. Мазки готовят из периферической крови здоровых крыс и крыс, облученных в дозах 5 и 10 Гр. Подсчет осуществляется под микроскопом с объективом х 90, окуляром х 10, с предварительно нанесенной каплей иммерсионного масла на мазок. Продвижение по мазку производится таким образом, чтобы захватить все его части, так как клетки на мазке распределяются неравномерно, в зависимости от удельного веса. Крупные клетки (моноциты и гранулоциты) располагаются преимущественно вдоль верхнего и нижнего продольного края препарата, а более мелкие (лимфоциты) – ближе к его центру; подсчет лейкоцитарной формулы производится таким образом, чтобы захватить все его части (низ, середину, верх). Все встречающиеся лейкоциты дифференцируют и результаты подсчета (в %) заносят в таблицу учета экспериментальных данных..