Самым общим результатом освоения образовательной программы обучающимися с ОВЗ должно стать введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства, ориентированного на норму развития. Развитие самого «проблемного» ребёнка в контексте культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задаёт ориентиры для реализации личных устремлений, пробуждает стремление, а во многих случаях и готовность, взять на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе людей. Получая такое образование, обучающийся с ОВЗ овладевает действительно полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Требования к результатам – это описание планируемых результатов образования. Оценивать их предлагается при завершении каждого уровня образования - не чаще, поскольку у обучающегося с ОВЗ может быть свой – индивидуальный – темп освоения содержания образования и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна.
Описание ожидаемых результатов должно включать их целостную характеристику, отражающую взаимодействие компонентов образования:
· что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования,
· что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике,
· насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
Характеристика ожидаемых результатов должна даваться только в единстве всех компонентов образования. Недопустимо рассматривать результаты освоения отдельных линий, поскольку даже их сумма может не отражать ни общей динамики социального развития ребёнка с ОВЗ, ни качества его образования. В частности, у части детей могут быть вполне закономерные локальные затруднения в освоении отдельных предметных линий и даже областей образования, но это не должно рассматриваться как показатель их не успешности в целом и тем более – нецелесообразности перехода на следующий уровень образования.
Подход к оценке знаний и умений обучающегося с ОВЗ по «академическому» компоненту образовательной программы предлагается в целом сохранить в его традиционном виде применительно ко всем вариантам стандарта. При этом учёт особых образовательных потребностей ребёнка с ОВЗ предполагает введение специальной и подробной шкалы оценок. Подобные шкалы необходимы для выявления и оценки даже минимальных шагов в развитии активности и продвижении ребёнка в освоении образовательной программы, оценки собственно коррекционного эффекта обучения и обеспечения возможности гибкой индивидуальной корректировки плана дальнейшего формирования академических знаний, умений и навыков в выбранной области образования.
«Академические» достижения обучающегося отражают степень его оснащённости тем запасом знаний и умений, из которых в будущем он сможет выбрать нужные ему для социального развития и личной реализации. «Академические» достижения рассматриваются как часть будущей целостной оценки качества образования, получаемого обучающимся с ОВЗ.
Для оценки другой неотъемлемой составляющей образовательной программы – продвижения ребенка в жизненной компетенции - предлагается использовать иной метод, а именно: экспертной группы.
Данная группа должна объединять всех участников образовательного процесса - тех, кто обучает, воспитывает и тесно контактирует с ребёнком. Задачей такой экспертной группы является выработка общей оценки его достижений в сфере жизненной компетенции, которая обязательно включает мнение семьи, близких ребенка. Основой оценки продвижения ребенка в жизненной компетенции служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни - в школе и дома. Результаты анализа должны быть представлены в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц: 0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития жизненной компетенции ребенка.
Применительно к первому варианту ФГОС (инклюзия) задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка с ОВЗ в сфере жизненной компетенции. Основой служит анализ изменений его поведения в повседневной жизни по следующим позициям, соответствующим направлениям коррекционной работы:
· адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
· способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
· владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;
· владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком);
· осмысление и дифференциация картины мира, ее временно-пространственной организации;
· осмысление социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
Результаты анализа изменений в повседневном поведении ребенка в первом варианте ФГОС должны быть представлены также в форме удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единиц (0 – 3 балла), характеризующих достигнутый уровень жизненной компетенции ребенка в условиях инклюзии.
Образование обучающегося с ОВЗ может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребёнка по обоим направлениям – «академическому» и «жизненной компетенции». Это относится ко всем вариантам ФГОС для обучающихся с ОВЗ. Соотношение продвижения ребёнка по этим двум направлениям является определяющим для оценки качества образования в первом и втором вариантах стандарта. В третьем и четвёртом вариантах, где компонент жизненной компетенции становится доминирующим, продвижение ребёнка в этом направлении становится основным искомым результатом образования.
Итак, требования к результатам образования представляются для каждой категории детей с ОВЗ и дифференцируются в соответствии с вариантами стандарта применительно к каждому уровню образования.
Особого внимания заслуживает первый вариант (А), который определяет механизм интеграции систем и специалистов общего и специального образования. Актуальными для включённого в общеобразовательную среду ребенка с ОВЗ являются требования к результатам обучения по основной образовательной программе (заданные действующим ФГОС), и специальные требования к Программе коррекционной работы, направленной на развитие жизненной компетенции и преодоление трудностей в освоении «академического» компонента образования. Требования к результатам освоения программы коррекционной работы в условиях инклюзивного образования задает ФГОС для обучающихся с ОВЗ.
В отличие от сверстника, у которого навыки жизненной компетенции естественно складываются в процессе семейного воспитания, ребенку с ОВЗ требуется систематическая специальная помощь в этом даже при благоприятных семейных условиях. Устанавливаются следующие обязательные направления коррекционной помощи в сфере жизненной компетенции для всех категорий детей с ОВЗ, осваивающих первый вариант ФГОС. Эти направления образуют структуру Программы коррекционной работы:
1. развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, развитие способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
2. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
3. овладение навыками коммуникации;
4. дифференциация и осмысление картины мира и её временно-пространственной организации;
5. осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
6. Специальная поддержка освоения основной образовательной программы.
По каждому направлению коррекционной работы определяются требования к результатам развития жизненной компетенции (см. таблицы 1 - 5).
Таблица 1