Цели и задачи учебного предмета

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ФОРТЕПИАНО»

Предметная область

ПО.01. МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО

ПРОГРАММА

По учебному предмету

ПО.01.УП.03. КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС

 

Структура программы учебного предмета

I.  Пояснительная записка                                                               

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

 учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цели и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Методы обучения;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

 

II. Содержание учебного предмета    

                                            

- Сведения о затратах учебного времени;

- Годовые требования по классам;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся                         

 

IV. Формы и методы контроля, система оценок                              

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

 

V. Методическое обеспечение учебного процесса

                         

- Методические рекомендации педагогическим работникам;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

 

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы      

 

- Список рекомендуемой нотной литературы;

- Список рекомендуемой методической литературы

 

 

                  I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА                            

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе     

Программа учебного предмета «Концертмейстерский класс» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано».

Учебный предмет "Концертмейстерский класс" направлен на воспитание разносторонне развитой личности с большим творческим потенциалом путем приобщения учащихся к ценностям мировой музыкальной культуры на примерах лучших образцов вокальной и инструментальной музыки, а также на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования; на развитие самостоятельности в данных видах деятельности.

Наряду с практической подготовкой в задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки.

Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры. Поэтому в структуре программы "Фортепиано" федеральными государственными требованиями  предусмотрены 3 учебных предмета, имеющих общие цели и задачи: "Специальность и чтение с листа", "Ансамбль" и "Концертмейстерский класс", которые в совокупности системно и наиболее полно дают предпрофессиональное образование, позволяющее наиболее эффективно сформировать исполнительские знания, умения и навыки, а также подготовить ученика к дальнейшему профессиональному обучению.

Концертмейстерская деятельность является наиболее распространенной формой исполнительства для пианистов.

Данная программа отражает комплексное развитие и индивидуальный подход к ученику, академическую направленность и разнообразие вокального и инструментального репертуара, используемого в обучении. Содержание программы направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

Срок реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс»

Срок реализации учебного предмета "Концертмейстерский класс " по 8- летнему учебному плану может составлять полтора года - 7 класс и первое полугодие 8 класса.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Концертмейстерский класс».

Таблица 1

 

Виды учебной нагрузки

7 класс – 1 полугодие 8 класса
Количество часов (общее на 1,5 года)
Максимальная нагрузка 122,5 часа
Количество часов на аудиторную нагрузку 49 часов (из расчета 1 час в неделю)
Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную) работу 73,5 часа (из расчета 1,5 часа в неделю)

       

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий: индивидуальная, предлагаемая продолжительность урока - 45 минут.

     Реализация учебного предмета "Концертмейстерский класс" предполагает привлечение иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов). В качестве иллюстраторов могут выступать обучающиеся образовательного учреждения или, в случае их недостаточности, работники образовательного учреждения.

В случае привлечения в качестве иллюстратора работника образовательного учреждения планируются концертмейстерские часы в объеме до 80% времени, отведенного на аудиторные занятия по данному учебному предмету.

Цели и задачи учебного предмета

     Цели:

· развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства;

· стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле.

Задачи:

· формирование навыков совместного творчества обучающихся в области музыкального исполнительства, умения общаться в процессе совместного музицирования;

· развитие интереса к совместному музыкальному творчеству;

· умение слышать все произведение в целом, чувствовать солиста и поддерживать все его творческие замыслы;

· умение следить не только за партией фортепиано, но и за партией солиста;

· приобретение знаний об особенностях вокального (искусство дыхания, фразировка и др.) и скрипичного (строение инструмента, настройка, тембровая окраска каждой струны, принципы звукоизвлечения и др.) исполнительства;

· навыки работы над звуковым балансом в работе с солистом;

· приобретение навыков самостоятельной работы и чтения с листа нетрудного текста с солистом;

· приобретение опыта совместной творческой деятельности и опыта публичных выступлений;

· формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы в области музыкального исполнительства.

6.   Обоснование структуры учебного предмета

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

     Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по годам обучения;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.     Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

· словесный (объяснение, рассказ, беседа);

· наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

· практический (упражнения воспроизводящие и творческие).

Индивидуальная форма обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow