Умение контактировать с людьми можно проверить с помощью предлагаемой анкеты, которая включает 24 вопроса. Ответ на каждый вопрос в виде “ + ” напишите против порядкового номера читаемого вопроса.
1. Мне доставляет удовольствие участвовать в различных праздниках.
2. Я могу отказаться от своих желаний, если они противоречат желаниям товарищей.
3. Мне нравится участвовать в коллективных играх.
4. Я более предпочитаю дружеские отношения, чем деловые.
5. Я легко устанавливаю контакты с незнакомыми людьми.
6. Когда я узнаю об успехе товарища, у меня улучшается настроение.
7. Чтобы быть довольным собой, я должен кому-то в чем-то помочь.
8. Мои заботы исчезают, когда я оказываюсь среди друзей.
9. Я больше люблю проводить время с друзьями, чем с книгами.
10. Когда я делаю важную работу, присутствие людей меня не раздражает.
11. Мне нетрудно выступать перед большим количеством людей.
12. В трудной ситуации я больше думаю не о себе, а о близком мне человеке.
13. Неприятности у друзей вызывают у меня сострадание.
|
|
14. Мне приятно помогать другим, если даже это доставляет мне трудности.
15. Из уважения к другу я могу согласится с его мнением, даже если он неправ.
16. Мне больше нравятся рассказы о путешествиях, чем рассказы о войне.
17. Я с удовольствием выполняю общественную работу в школе.
18. Мне трудно переносить одиночество.
19. Я считаю основной радостью в жизни общение.
20. Мне жалко бездомных собак и кошек.
21. Я предпочитаю иметь меньше друзей, но зато близких.
22. Я люблю бывать среди людей.
23. Я долго переживаю ссоры с близкими.
24. Мне нравятся рассказы о бескорыстной дружбе. За каждый “+” начисляется один балл. Если количество баллов 18—24, то Вы обладаете высоким уровнем потребности в общении. Вас отличает склонность к состраданию и готовность практически помочь. 11—17 баллов—Вы склонны больше лишь к деловому общению, независимы в суждениях и выборе решений. 1—10 баллов — Вы испытываете трудности в установлении контактов с людьми, инициативу в коллективной деятельности не проявляете, предпочитаете индивидуальную работу.
САМООЦЕНКА УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ
Данная черта характера влияет на эффективность вашей деятельности и объективность оценки своих успехов и неудач. Предлагаемая анкета позволяет проверить степень уверенности в себе. Анкета включает 20 вопросов. Ответ в виде “+” или “—” напишите в листе ответов. Затем посчитайте количество “ + ” (за каждый “+” начисляется один балл).
1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.
2. Чаще у меня бывает хорошее настроение.
3. Со мной все ребята советуются, считаются.
4. Я уверенный в себе человек.
|
|
5. Считаю, что я сообразительный и находчивый.
6. Я уверен, что всегда всем нужен.
7. Я все делаю хорошо.
8. В будущем я обязательно осуществлю свою мечту.
9. Люди часто помогают мне.
10. Я стараюсь обсуждать мои планы с близкими людьми.
11. Я проявляю самостоятельность в учебе и труде.
12. Я люблю участвовать в спортивных соревнованиях.
13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.
14. Я стараюсь планировать свою деятельность.
15. Я редко жалею о том, что уже сделал.
16. Я уверен, что в будущем добьюсь успеха.
17. Мне нравится принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах.
18. Я учусь лучше, чем все остальные.
19. Мне чаще везет, чем не везет.
20. Учеба для меня не представляет труда.
Количество баллов от 17—20 отражает высокую степень уверенности в себе. Можно предположить, что в сложной ситуации Вы проявляете решительность, самостоятельность в принятии ответственных решений. Если набрали 11—16 баллов, то у Вас преобладает потребность в обсуждении своих действий с друзьями, родителями при принятии решений. В ситуации выбора избираете задачи средней трудности, чтобы избежать неудачи. Результат 1— 10 баллов свидетельствует о том, что Вы испытываете неуверенность в себе, которая проявляется и в учебе, и в труде. Наблюдается некритичность в оценке достигнутого, заниженный уровень притязаний в планировании своей судьбы.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ — МЕЧТЫ, ЖЕЛАНИЯ ПОДРОСТКОВ. КАКОВЫ ОНИ?
Из возрастной характеристики подростков. В этом возрасте совершаются открытия мира и себя в мире. Это возможно благодаря физиологической и психологической готовности подростков к постижению действительности путем мышления в понятиях (добро, зло, Родина, дружба, богатство...). Становлению понятийного мышления способствует и моральное образование, получаемое в школьной учебной деятельности.
Для подростка особо важно слияние его потребности (“хочу”) с моральными знаниями, желаниями поступать определенным образом. Именно желания выступают отражением житейских понятий и во многом определяют внутреннюю сущность подростка (какой он человек). И пусть ему пока не удается быть таким замечательным, каким он хочет,— хорошо, если эти желания поддерживаются. Тогда он обязательно сделает определенные шаги на пути к желаемому. Важно, чтобы его мечты, часто фантастические, но благородные, перерастали в реалистические цели.
НАЗОВИТЕ ТРИ ЖЕЛАНИЯ, ОБ ИСПОЛНЕНИИ КОТОРЫХ ВЫ СЕГОДНЯ МЕЧТАЕТЕ.
Учащиеся пишут на подписанных листочках три любых своих желания, которые пришли им в голову сейчас. Листочки собираются. Дальше все желания можно классифицировать следующим образом:
1. Широкого альтруистического плана, когда подростки болеют за судьбы мира...
2. Желания, связанные с близким окружением подростка...
3. Желания, направленные на приобретение каких-то умений, получение образования...
4. Желания фантазийно-приключенческого плана...