«Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста»
Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование» 5 курс
Вариант № 1
Тема: Современные требования к созданию развивающей предметно – пространственной среде
Раскройте тему (письменно) согласно предлагаемому плану.
План:
1) Понятие «развивающая предметно-пространственная среда» (далее – РППС), и ее роль в развитии личности ребенка;
2) Основные требования к созданию РППС в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО);
3) Традиционные и современные подходы к созданию РППС в дошкольной образовательной организации (далее – ДОО).
Выполните практическое задание: Проанализировать РППС в одной из возрастных групп.
Алгоритм выполнения практического задания:
1) Определить возрастную группу;
2) Познакомиться с РППС в данной группе;
3) Выбрать один из элементов РППС для подробного анализа (например, уголок книги, физкультурный уголок, уголок природы и т.д.);
4) Проанализировать в соответствии с предложенными вопросами;
5) Данные анализа внести в таблицу;
6) Сделать подробный, доказательный вывод, сформулируйте рекомендации
Методические рекомендации по выполнению практического задания:
1) Рекомендации должны быть полезные, направленные на улучшение РППС в группе в соответствии с ФГОС ДО, реализуемыми программами и возрастными особенностями детей;
2) В контрольную работу необходимо вложить цветную фотографию того элемента РППС, анализ которого будет представлен в работе;
3) Анализ необходимо произвести в соответствии с предложенной таблицей:
Таблица 1
Анализ развивающей предметно – пространственной среды
№ | Критерии анализа | Не соответствует | Соответствует в минимальной степени | Соответствует в средней степени | Соответствует в высокой степени |
1 | Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы | ||||
2 | Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно – пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей | ||||
3 | Полифункциональность материалов предполагает | ||||
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды | |||||
Наличие полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления предметов) | |||||
4 | Вариативностьсреды предполагает: | ||||
Наличие в Организации (группе) различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; | |||||
Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов | |||||
5 | Доступность среды предполагает: | ||||
Доступность для воспитанников всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс | |||||
Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям | |||||
Исправность и сохранность материалов и оборудования | |||||
6 | Безопасность предметно – пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования |
ВЫВОД
Вариант № 2
Тема: Теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании
Раскройте тему (письменно) согласно предлагаемому плану.
План:
1) Понятие «план», «планирование», виды планирования воспитательно-образовательной работы;
2) Требования к планированию;
3) Комплексно – тематическое планирование в ДОО
Выполните практическое задание: Составить календарный план образовательной деятельности на неделю (соблюдая комплексно – тематический принцип)
Алгоритм выполнения практического задания:
1) Определить возрастную группу (на выбор студента);
2) Определить форму оформления планирования (текстовая, табличная, картотечная и т.д.);
3) Выбрать тему недели;
4) Разработать календарный план на неделю;
5) Оформить полученный материал в контрольную работу.
Методические рекомендации по выполнению практического задания:
1) ориентация на максимальное использование видов деятельности, реализацию всех образовательных областей (в том числе их интеграция);
2) использование комплексно-тематического принципа планирования образовательного процесса;
3) соответствие содержания планирования ФГОС ДО, теме недели, возрастной группе;
4) понятность, грамотность планирования
Вариант № 3
Организация работы по самообразованию педагогов
Раскройте тему (письменно) согласно предлагаемому плану.
План:
1) Понятия «профессиональный рост», «личностное развитие педагога»;
2) Понятие «самообразование», его роль в становлении профессионального роста и развития педагога. Цель самообразования;
3) Формы самообразования воспитателя ДОО.
Выполните практическое задание: Составить план по самообразованию воспитателя на учебный год
Алгоритм выполнения практического задания:
1) Определить тему по самообразованию (на выбор);
2) Разработать мероприятия по самообразованию, распределить их в течение учебного года;
3) Заполнить предложенную таблицу;
4) Определить мероприятие – практический выход по данной теме;
5) Представить полученный материал в контрольной работе.
Методические рекомендации по выполнению практического задания:
1) выбор темы по самообразованию в соответствии с возрастной группой, на которой работает воспитатель, требованиями ФГОС ДО, с учетом уровня профессионального развития педагога, педагогического опыта;
2) соответствие содержания плана заявленной теме;
3) понятность, грамотность планирования
4) реальность плана (количество мероприятий, форма их проведения и т.д.)
Таблица 2
План по самообразованию
__________________________ Ф.И.О. ______________________________
Тема ________________________________________________________
Задачи:
Месяц | Формы работы с указанием темы | |||
Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогом | Разработка программно-методического обеспечения | |
Сентябрь | ||||
Октябрь | ||||
Ноябрь | ||||
Декабрь | ||||
Январь | ||||
Февраль | ||||
Март | ||||
Апрель | ||||
Май |
Практический выход:___________________________________________________________
Вариант № 4
Формы и содержание методической работы