| № ур | Тема урока |
| 1. | РР. Для чего нужна речь? Виды изученных орфограмм. |
| 2. | Что такое орфограмма. |
| 3. | Что такое орфограмма. «Безударные гласные в корне слова», «Парные согласные». |
| 4. | Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме Что такое орфограмма |
| 5. | РР. Виды предложений по цели высказывания и интонаци. |
| 6. | Виды изученных орфограмм. Сложные слова. |
| 7. | Звукобуквенный разбор слова |
| 8. | Звукобуквенный разбор слова |
| 9. | Контрольная работа №1 по теме «Изученные орфограммы» |
| 10. | Работа над ошибками. Части речи. Имя существительное как часть речи. |
| 11. | Имя существительное как часть речи. |
| 12. | Имя существительное. Одушевленность. РР. Что такое текст |
| 13. | Имя прилагательное Имя прилагательное как часть речи. |
| 14. | Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. |
| 15. | РР. Построение текста. Последовательность предложений в тексте. Работа с картиной. Устное сочинение |
| 16. | Глагол как часть речи Неопределенная форма глагола как его начальная форма. |
| 17. | Глагол Образование слов с помощью суффиксов |
| 18. | Глагол. Образование слов с помощью приставок. |
| 19. | Контрольное списывание. |
| 20. | Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов |
| 21. | Части речи. Местоимение как часть речи (общее представление). |
| 22. | Части речи. МестоимениеЛичные местоимения. |
| 23. | РР. Главное переживание автора, выраженное в тексте. Работа с картиной. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания) |
| 24. | Предлоги и приставки |
| 25. | Понятие о главных и неглавных членах предложения. Научное название главных членов предложения |
| 26. | Синонимы |
| 27. | Изменение существительного по числам |
| 28. | РР. План текста. Синтаксическое значение падежа. |
| 29. | РР. Членение текста на абзацы Порядок абзацев в тексте |
| 30. | Изменение имен существительных по падежам |
| 31. | Падежи имен существительных. Именительный падеж |
| 32. | Падежи имен существительных. Родительный падеж |
| 33. | РР. Устное изложение Родительный падеж |
| 34. | Падежи имен существительных. Дательный падеж |
| 35. | РР. Письменное изложение |
| 36. | Тематическая самостоятельная работа |
| 37. | РР. Азбука вежливости. Как писать письмо. |
| 38. | Падежи имен существительных. Винительный падеж. |
| 39. | Самостоятельная работа Падежи имен существительных. |
| 40. | Контрольная работа №2 по теме «Части речи» |
| 41. | Работа над ошибками. Винительный падеж |
| 42. | Винительный падеж |
| 43. | Творительный падеж |
| 44. | Творительный падеж |
| 45. | РР. Описание и повествование |
| 46. | Предложный падеж |
| 47. | Предложный падеж |
| 48. | РР. Типы текстов: описание и повествование |
| 49. | Антонимы |
| 50. | Различение падежей |
| 51. | Различение падежей |
| 52. | Контрольная работа № 3 по теме «Падежи имен существительных» |
| 53. | Склонение имен существительных как изменение по числам и падежам РР. Работа с картиной. |
| 54. | РР. Типы текстов: описание и повествование |
| 55. | Три склонения существительных. |
| 56. | Три склонения существительных. Имена существительные I склонения |
| 57. | Три склонения существительных. Имена существительные II склонения |
| 58. | Три склонения существительных. Имена существительные III склонения |
| 59. | РР. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. |
| 60. | Написание удвоенной буквы согласного на границе частей слова |
| 61. | Написание двойных согласных на стыках морфем. |
| 62. | Обобщение по теме «Склонение имен существительных» |
| 63. | Различение склонений им. существительных |
| 64. | РР. Составление плана текста. Типы текстов: описание и повествование |
| 65. | Склонение как изменение по числам и падежам. Различение склонений им. существительных |
| 66. | Различение склонений им. существительных |
| 67. | РР. Освоение изложения как жанра письменной речи. Изложение |
| 68. | Различение склонений им. существительных |
| 69. | Контрольная работа №4 по теме «Склонение имен существительных» |
| 70. | Работа над ошибками. Второстепенные члены предложения. Понятие обстоятельства |
| 71. | Второстепенные члены предложения. Понятие дополнения |
| 72. | Второстепенные члены предложения. Дополнения РР. Составление рассказа по рисунку |
| 73. | Второстепенные члены предложения РР. Азбука вежливости |
| 74. | Безударные окончания существительных в единственном числе |
| 75. | Правописание безударных падежных окончаний в единственном числе |
| 76. | Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з. |
| 77. | РР. Сравнение научно-популярных и художественных текстов |
| 78. | Правописание наиболее употребительных приставок, приставки с-, приставок на -с, -з.Правописание приставок |
| 79. | Правописание наиболее употребительных приставок |
| 80. | Безударные окончания существительных в единственном числе |
| 81. | РР. Научный текст. Составление плана текста. |
| 82. | Правописание безударных падежных окончаний. |
| 83. | Самостоятельная работа. Правописание безударных падежных окончаний. |
| 84. | Безударные окончания существительных в единственном числе |
| 85. | Значения слов. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов. |
| 86. | РР. Научный текст Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему. |
| 87. | Безударные окончания существительных в единственном числе |
| 88. | Безударные окончания существительных I и II склонения в единственном числе |
| 89. | Окончания существительных I и II склонения |
| 90. | Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. |
| 91. | РР. Работа с картиной. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. |
| 92. | Окончания существительных III склонения |
| 93. | Контрольная работа №5 по теме «Безударные окончания существительных в единственном числе» |
| 94. | Работа над ошибками. Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. |
| 95. | Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. |
| 96. | Написание о-ё после шипящих и ц в падежных окончаниях существительных. |
| 97. | Происхождение слов. |
| 98. | Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем. РР. Устное изложение |
| 99. | Значение числа. Изменение по числам. Окончания существительных во множественном числе в И.п. |
| 100. | Изменение по числам. Окончания существительных во множественном числе в И.п. |
| 101. | Окончания существительных во мн. числе в Р.п. |
| 102. | РР. Письменное изложение |
| 103. | Окончания существительных во мн. числе в Р.п. РР. Работа с картиной |
| 104. | Написание существительных с суффиксом -ИЩ- |
| 105. | Самостоятельная работа Значение числа. Изменение по числам. |
| 106. | Окончания существительных во множ. числе в разных падежах РР. Азбука вежливости. |
| 107. | РР. Описание и повествование. Изложение. |
| 108. | Окончания существительных во множ. числе в разных падежах |
| 109. | Окончания существительных во множ. числе в разных падежах.Самостоятельная работа |
| 110. | Существительные с суффиксом -ОК- |
| 111. | Правописание безударных падежных окончаний. |
| 112. | Правописание безударных падежных окончаний. |
| 113. | Контрольная работа №6 по теме «Изученные орфограммы» |
| 114. | Работа над ошибками. Изменение прилагательных по родам и числам |
| 115. | Изменение прилагательных по падежам |
| 116. | Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в И.п. и В.п. |
| 117. | Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в Р.п. и В.п. |
| 118. | Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского, среднего и женского рода |
| 119. | Падежные окончания прилагательных мужского, среднего и женского рода |
| 120. | Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглыегласные звуки |
| 121. | Чередования звуков, видимые на письме. Е и О – беглыегласные звуки |
| 122. | Склонение прилагательных во множественном числе |
| 123. | Значение числа. Окончания прилагательных во множественном числе в И.п. и В.п. |
| 124. | Значение числа. Окончания прилагательных во множественном числе в Р.п., В.п., П.п. |
| 125. | РР. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Устный рассказ по рисунку |
| 126. | Значение числа. Окончания прилагательных во множественном числе в Д.п., Т.п. |
| 127. | Понятие определения. |
| 128. | Слова с удвоенной буквой согласного |
| 129. | РР. Письменное изложение |
| 130. | Глагол. Неопределенная форма глагола как его начальная форма. |
| 131. | Написание частицы - ся (сь). |
| 132. | Написание Ь перед частицей - ся |
| 133. | Другие суффиксы глагола: -а-, -е-, -и-, -о-, -у-, -я- |
| 134. | Контрольная работа №7 по теме «Падежные окончания имен прилагательных» |
| 135. | Работа над ошибками. |
| 136. | РР. Работа с картиной. Сочинение по картине с использованием описания и повествования. |
| 137. | Изменение по временам. Прошедшее время глагола |
| 138. | Изменение по временам. Настоящее время глагола |
| 139. | Времена глагола; изменение по лицам и родам |
| 140. | Изменение по временам. Будущее время глагола |
| 141. | Обобщение: времена глагола; изменение по лицам и родам |
| 142. | Контрольное списывание. |
| 143. | Написание Ь после шипящих во всех формах глагола |
| 144. | РР. Работа с картиной. Определение темы и основной мысли живописного произведения. |
| 145. | Написание Ь после шипящих во всех формах глагола |
| 146. | Повторение пройденного. Изменение по временам. |
| 147. | Изменение в настоящем и будущем времени по лицам. |
| 148. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. |
| 149. | Виды изученных орфограмм. Повторение пройденного. |
| 150. | Итоговая контрольная работа №8 |
| 151. | Работа над ошибками. Разбор слова по составу. Части речи. |
| 152. | Звукобуквенный разбор слова. Разбор предложения по членам предложения. |
| 153. | Итоговый урок. |
Русский язык
4 класс
4 часа в неделю, 153 часа
| № ур | Тема урока |
| 1. | Безударный гласный, проверяемый ударением, в корне, суффиксе и приставке |
| 2. | Безударный гласный в корне, суффиксе и приставке |
| 3. | Безударный гласный, проверяемый ударением в суффиксе и приставке |
| 4. | Развитие речи с элементами культуры речи. Знакомимся с текстом - рассуждением. |
| 5. | Различение суффиксов. Значения суффиксов |
| 6. | Различение суффиксов. |
| 7. | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков |
| 8. | Слова с удвоенной буквой согласного. |
| 9. | Развитие речи с элементами культуры речи. Текст - рассуждение. |
| 10. | Однородные члены предложения |
| 11. | Однородные члены предложения. Закрепление |
| 12. | Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием «Повторение изученного материала за курс 3 класса» |
| 13. | Работа над ошибками. Однородные члены предложения |
| 14. | Знаки препинания при однородных членах предложения. Где поставить запятую? |
| 15. | Знаки препинания при однородных членах предложения. Что такое союзы? |
| 16. | Знаки препинания при однородных членах предложения. Контрольное списывание №1 «Удивительное дерево» |
| 17. | Развитие речи с элементами культуры речи.Учимся рассуждать |
| 18. | Глагол. Спряжение. Ударные и безударные личные окончания |
| 19. | Сравниваем личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям |
| 20. | Учимся различать спряжение глаголов по ударным личным окончаниям |
| 21. | Учимся правильно писать безударные личные, окончания глаголов |
| 22. | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Ивана Фирсова «Юный живописец» |
| 23. | Правописание безударных личных окончаний глаголов |
| 24. | Правило употребления предлогов о иоб |
| 25. | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме |
| 26. | Продолжаем определять спряжение глагола |
| 27. | Определение спряжения глагола по его начальной форме |
| 28. | Спряжения глаголов |
| 29. | Продолжаем определять спряжение глагола. Начальная форма глагола |
| 30. | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. Закрепление |
| 31. | Продолжаем определять спряжение глагола по его начальной форме. Развитие речи с элементами культуры речи.Учимся делать научное сообщение |
| 32. | Характеристика предложения и разбор слова как части речи |
| 33. | Глагол. Спряжение глаголов «брить», «стелить» |
| 34. | Развитие речи с элементами культуры речи. Продолжаем знакомитьсяс текстом- рассуждением» |
| 35. | Глагол, значение и употребление. Спряжение глаголов «брить», «стелить |
| 36. | Контрольный диктант №2 с грамматическим заданием «Проверка изученного материала за 1 четверть» |
| 37. | Работа над ошибками. Написание безударных суффиксов глагола в формепрошедшего времени |
| 38. | Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени |
| 39. | Написание безударных суффиксов глагола |
| 40. | Развитие речи с элементами культуры речи.Продолжаем знакомиться с текстом- рассуждением |
| 41. | Суффиксы повелительной формы глагола. |
| 42. 43. | Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа. |
| 44. | Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа. Обобщение |
| 45. | Развитие речи с элементами культуры речи. Контрольное изложение №1 «Одуванчик» |
| 46. | Трудности написания глаголов на –ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени |
| 47. | Трудности написания глаголов на –ять |
| 48. | Как изменяются глаголы имеющие в начальной форме суффикс -чь |
| 49. | Глагол. Как изменяются глаголы, имеющие в начальной форме суффикс -чь |
| 50. | Развитие речи с элементами культуры речи.Учимся делать научное сообщение |
| 51. | Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков |
| 52. | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов |
| 53. | Усекаемая и неусекаемая основа глаголов. |
| 54. | Развитие речи с элементами культуры речи. Описание,повествованиеи рассуждение |
| 55. | Разноспрягаемые глаголы «бежать» и «хотеть» |
| 56. | Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных) |
| 57. | Написание о и ё после шипящих в окончаниях и суффиксах существительных |
| 58. | Контрольный диктант №3 с грамматическим заданиемпо теме «Глагол» |
| 59. | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной И. Левитана «Тихая обитель» |
| 60. | Написание о и ё после шипящих в корнях существительных |
| 61. | Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных, в корнях существительных) |
| 62. | Написание о и ё после шипящих (в окончаниях и суффиксах существительных и прилагательных, в корнях существительных). Закрепление |
| 63. | Развитие речи с элементами культуры речи.Что такое монолог и диалог |
| 64. | Контрольный диктант №4 «Проверка изученного материала за 1 полугодие» |
| 65. | Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени Фронтальный опрос |
| 66. | Написание о и ё после шипящих. |
| 67. | Неопределенная форма глагола |
| 68. | Развитие речи с элементами культуры речи.Письменное изложение |
| 69. | Ударные и безударные личные окончания |
| 70. | Ударные и безударные личные окончания |
| 71. | Правописание безударных личных окончаний |
| 72. | Правописание безударных личных окончаний |
| 73. | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся делать научное сообщение |
| 74. | Ударные и безударные личные окончания глагола |
| 75. | Где используются однородные члены |
| 76. | Где используются однородные члены. Главные и второстепенные члены предложения |
| 77. | Развитие речи с элементами культуры речи.Азбука вежливости. Учимся отстаивать свое мнение (свою точку зрения) в споре |
| 78. | Существительное. Олимпиадное задание |
| 79. | Прилагательное |
| 80. | Развитие речи с элементами культуры речи.Работа с картиной В. Джеймса «Кот на окне». Сочинение- рассуждение на тему «О чем размышляет кот, сидя на окне?» |
| 81. | Краткая форма прилагательных |
| 82. | Синонимы. Слово и его значение. |
| 83. | Глагол, значение и употребление |
| 84. | Контрольный диктант №5 с грамматическим заданием по теме «Части речи» |
| 85. | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение |
| 86. | Глагол и его признаки |
| 87. | Устойчивые выражения. Слово и его значение |
| 88. | Устойчивые выражения |
| 89. | Простая и сложная формы будущего времени глагола. Развитие речи с элементами куьтуры речи. Как устроена книга. |
| 90. | Простая и сложная формы будущего времени глагола. Изменение глагола по временам |
| 91. | Простая и сложная формы глагола. |
| 92. | Простая и сложная формы будущего времени глагола. Закрепление |
| 93. | Личные местоимения |
| 94. | Личные местоимения |
| 95. | Личные местоимения. Значение и употребление местоимений |
| 96. | Разбор по составу глаголов |
| 97. | Контрольный диктант № 6 с грамматическим заданием по теме «Глагол» |
| 98. | Развитие речи с элементами культуры речи.Что такое аннотация и как ее составить. Орфограммы в корнях слов |
| 99. | Орфограммы в корнях слов разных частей речи. |
| 100. | Орфограммы в корнях слов. Закрепление |
| 101. | Орфограммы в корнях слов. Обобщение |
| 102. | Орфограммы в суффиксах слов |
| 103. | Существительные. Беглый гласный |
| 104. | Существительные. Беглый гласный в суффиксах существительных |
| 105. | Существительные. Буквы о и е после шипящих |
| 106. | Развитие речи с элементами культуры речи. Контрольное п исьменное изложение №2 «Самолетик» |
| 107. | Существительные. Безударный гласный, проверяемый ударением |
| 108. | Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц |
| 109. | Диктант №7 с грамматическим заданием по теме «Орфограммы в корнях слов» |
| 110. | Работа над ошибками. Прилагательные. Буквы о и е после шипящих и ц |
| 111. | Прилагательные. Бездарный гласный всуффиксе, который надо запомнить |
| 112. | Развитие речи с элементами культуры речи.Что такое монолог и диалог |
| 113. | Глагольные суффиксы |
| 114. | Глагольные суффиксы прошедшего времени |
| 115. | Орфограммы в окончаниях существительных |
| 116. | Орфограммы в окончаниях существительных. |
| 117. | Орфограммы в окончаниях прилагательных |
| 118. | Орфограммы в окончаниях глаголов |
| 119. | Развитие речи с элементами культуры речи.Продолжаем знакомиться с текстом рассуждением. Орфограммы в окончаниях глаголов Повторение |
| 120. | Орфограммы в окончаниях глаголов. Обобщение |
| 121. | Учимся различать форму 2-го лица множественного числа и повелительную форму глагола |
| 122. | Учимся различать форму глагола |
| 123. | Развитие речи с элементами культуры речи. Работа с картиной Н. Богданова- Бельского «Дети». Орфограммы в приставках |
| 124. | Орфограммы в приставках |
| 125. | Орфограммы в приставках. Закрепление |
| 126. | Диктант №8 с грамматическим заданием «Орфограммы в разных частях слова» |
| 127. | Работа разделительного ь знака |
| 128. | Развитие речи с элементами культуры речи.Письменное изложение «Муравьишкин корабль» |
| 129. | Работа разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей? |
| 130. | Работа разделительного ь в прилагательных |
| 131. | Работа разделительного ь в прилагательных, отвечающих на вопрос чей?Обобщение |
| 132. | Слова, которые легко перепутать |
| 133. | Развитие речи с элементами культуры речи.Учимся составлять аннотации |
| 134. | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Существительные |
| 135. | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Прилагательные. Краткая форма |
| 136. | Мягкий знак после шипящих на конце основы в словах разных частей речи. Глаголы. |
| 137. | Написание -ться и –тся в глаголах |
| 138. | Развитие речи с элементами культуры речи. Рассматриваем старые фотографии |
| 139. | Распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены |
| 140. | Учимся давать характеристику предложению |
| 141. | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение. Сочинение- описание и рассуждение на тему «О чем мне рассказала старая фотография» |
| 142. | Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях |
| 143. | Итоговый диктант № 9 с грамматическим заданием по теме «Изученные орфограммы за курс начальной школы» |
| 144. | Работа над ошибками. Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами |
| 145. | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами |
| 146. | Промежуточная аттестация. Контрольная работа. |
| 147. | Сложные предложения и простые предложения с однородными членами |
| 148. | Развитие речи с элементами культуры речи.Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта |
| 149. | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами |
| 150. | Сложные предложения и простые предложения с однородными членами. Отличительные признаки |
| 151. | Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами. Повторение |
| 152. | Развитие речи с элементами культуры речи. Учимся писать сочинение |
| 153. | Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба «Ключ и заря» |






