Дневник помощника хирурга Д. Самвелла

...10 октября капрал [Ледьярд] возвратился с тремя русскими... один из них, главный, чье имя было Петер Нат. Реубин, объяснил нам, что он штурман судна, стоящего на якоре у [русской] фактории. Он сказал, что мальчиком участвовал в экспедиции Беринга к американскому берегу, и описал нам то прискорбное состояние, в котором участники экспедиции оказались из-за цинги, жертвой которой стал также Беринг. К Берингу он относится с величайшим уважением...

...15 октября. На борт “Резолюшн” прибыл Григорий Измайлов со своей индейской свитой. Он явился на большом кожаном каноэ, в котором было три люка, или отверстия, и в двух [564] люках сидели гребцы, а в среднем помещался он сам, в накидке, которую он носил на здешний манер. Капитан Кук принял его очень радушно и оставил ночевать. Мы его много расспрашивали об открытиях, совершенных его соотечественниками на берегу Америки, и он сказал, что принесет карту, которую обещали нам показать другие русские. Мы поняли, что он человек умный и знающий толк в навигации и что некоторые открытия он совершил сам. Ему лет 30, и он одет на русский манер...

...Между нами, и русскими установились дружественные отношения; наши джентльмены нанесли несколько визитов в русскую факторию, всякий раз захватывая с собой ром и брэнди, а эти напитки нашли у русских полное признание... Русские отлично принимали наших джентльменов и подарили им сапоги; прощаясь с гостями, они дали салют из всех своих ружей. Некоторые из русских продали нашим людям на кораблях несколько пар сапог и приобрели у нас две бутылки брэнди. Им теперь известно, что мы собираемся на Сандвичевы острова, так как мы скупали здесь железо в любом возможном количестве, а его на этом острове в руках частных лиц мало.

...23 октября. Русский, который является главным лицом в фактории на острове У-манак [Умнак], посетил сегодня оба корабля...

26 октября. На острове Наваналашка около 60 русских и большое количество камчадалов. У русских есть небольшие фактории на всех островах Анадырского моря и во многих местах вдоль американского берега, и цель этих факторий состоит в том, чтобы скупать у индейцев шкуры, особенно шкуры морских бобров, у которых красивый и дорогой мех. Меха пересылают на Камчатку, а оттуда они идут в Китайскую землю, где их покупают по дорогой цене. Нам говорили, что продают их по 20 рублей за штуку. Эта торговля, приносящая русским большой доход, идет главным образом с Пекином.

Обитатели этих островов подчинены русским, и, судя по нашим наблюдениям, они платят своим хозяевам подать, и все оружие русские у них забрали. Русские забирают у туземцев их детей, когда те еще совсем малы, и используют молодых островитян на различных работах в своей фактории. Их учат русскому языку и, вероятнее всего, крестят и наставляют в начатках христианской религии...

...Страна эта повсюду гориста, и здесь нет ни единого дерева, которое могло бы быть использовано на топливо, а из растений имеются различные [кусты, дающие] ягоды, и белый корень из разновидности лилейных. Местных жителей кормит только море.

Здешние индейцы среднего роста, меднокожие и сложены в общем хуже, чем обитатели островов Южного моря. Нрав у них мягкий и мирный, и к воровству они совершенно не склонны. [565]

...Женщины постепенно настолько осмелели, что стали приходить на корабли в большом количестве каждую ночь. Они очень грязны, и на них масса паразитов; несмотря на все наши старания отмыть и очистить этих женщин, мы не могли избавить их от запаха ворвани — этот адский сернистый дух остается при всех обстоятельствах. Мы давали им наши рубахи и другую одежду, хотя никто из нас в избытке всего этого не имел, но охотно расставались с этими предметами туалета, рассчитывая на то, что скоро окажемся в теплых краях, где они будут совершенно излишни... У женщин кожа медного цвета, очень красная на щеках, волосы черные и грубые, завязанные в большой пучок на затылке. Щеки и подбородок, так же как и руки, они покрывают татуировкой, скулы у них, как у шотландцев, очень выдающиеся, но в отличие от шотландцев эти части лица мясисты, из-за чего лица кажутся широкими и круглыми. Глаза черные и маленькие, и от носа идут не по прямой линии, а вкось и вверх. У всех рубахи из тюленьих шкур, спускающиеся ниже колен; рукава доходят до кистей, и одежда эта покрывает все тело, оставляя открытыми только лицо и кисти рук. Головы у них ничем не покрыты. Носят они сапоги или обувь из тюленьей кожи, которые подвязываются под коленями. Под нижней губой у них две прорези, в которых они носят украшения из белого камня. Это создает впечатление, будто обладательницы этих украшений усаты. С носовой перегородки у них свисают к подбородку низки бисера, и по этим украшениям, и по татуированным щекам их можно отличить от мужчин. Впрочем, только женщины носят рубахи из тюленьих шкур; накидки же из птичьих перьев и кишок — одежда мужская.

...У женщин имеются иглы из усов морского коня; на одном конце иглы делается шишка, к которой прикрепляют нить; своему назначению эти иглы отвечают полностью. Шьют женщины очень быстро и аккуратно; они иногда брали у нас стальные иглы и отлично с ними управлялись. Женщины часто используются на очень тяжелых работах: они копают ямы при постройке домов из китовых костей и перетаскивают землю в корзинах, они связывают в пучки траву, которая идет на кровлю. Мужчины же ставят каркас и кроют хижину... Дети на острове ходят голые. Венерические болезни здесь имеются, и кое-кто из наших людей заразился ими на этом острове.

Комментарии

380. Ч. Клерк описывает способ раскраски тапы особым инструментом; он не дошел до нашего времени, но сохранились штампы (охе капала), которыми затейливые рисунки чисто механически наносились на поверхность тапы (Beaglehole, 594, n. 1).

381. Следует отметить, что Кук гораздо яснее, чем Клерк, представлял себе характер брачных отношений гавайцев и не осуждал их с такой пуританской строгостью. На Гавайях “господствующей формой брачных связей был парный брак, постепенно переходивший в моногамию”, причем “в сословии благородных (алии) распространено было многоженство” (Д.Д. Тумаркин. Вторжение колонизаторов в край вечной весны. М., 1964. стр. 28—29).

382. Папа не название растения, а термин, которым обозначались плоские предметы. Паруса изготовлялись из листьев пандануса, его гавайское название хала (Beaglehole, 602, n. 10).

383. По мнению Дж. Биглехола, здесь описаны птицы мамо (Drepanis pacifica) и иви (Vestiaria coccinea). Третий вид — это, по всей вероятности, птенцы птицы иви, а четвертый — птица амакихи (Loxops virens) (Beaglehole, 602, n. 11).

384. Птицы с серой грудкой — это гавайские дрозды — омао (Phalornis obscura), “мухоловки” — птицы этапаио (Chasiempis sandwichensis), “водяные пастушки” — давно уже истребленные птицы Pennula sandwichensis, вороны (алала) — вид Corvus tropicus, два вида — маленькие птицы — самки и самцы птиц (Loxops coccinea), желтоголовые птицы — это оу (Psittirostra psitacea), совы — вид Asia flammeus sandwichensis (пузо), “зуйки” — птицы улили (Heteroscelus incanum). Голубей на Гавайях не было. Птица с длинным черным хвостом — это Moho nobilis (Beaglehole, 603, n. 1—10).

385. Дж. Биглехол отмечает, что генеалогические данные, приводимые Дж. Кингом, представляют большую ценность, хотя Кинг не учел того обстоятельства, что передача титулов шла по женской линии и что у Каланиопу было гораздо больше предшественников, не вошедших в перечень “ближайших” предков этого властителя. Заключенные в квадратных скобках имена отвечают современным нормам гавайской ономастики, и транскрипция их дана Дж. Биглехолом в соответствии с указаниями, которые он получил от историка и этнографа Дороти Барер, работающей в Гонолулу. Многочисленные поправки к схеме Дж. Кинга даны Дж. Биглехолом в комментарии к ней (Beaglehole, p. 614—615, n.n.).

386. Дж. Биглехол указывает, что вождь этот носил более высокий титул — алии моэ (Beaglehole, p. 616, n. 1).

387. Оценки населения Таити, данные Дж. Кингом, весьма условны. Кук считал, что на Таити проживает 204 тыс. человек, Г. Форстер полагал, что население этого острова — 142 тыс. Обе эти оценки, видимо, завышены, и, пожалуй, Дж. Кинг, называя цифру 120 тыс., ближе к истине. В издании 1784 г. Дж. Кинг определяет общую численность населения острова Гавайи в 400 тыс. человек (Voyage... 1784, v. III, p. 128—129), полагая, что плотность населения везде примерно такая, как на берегах бухты Кеалакекуа, что, конечно, неверно. Во всяком случае, оценка численности населения, данная Дж. Кингом в нашей публикации (200 тыс.), куда справедливее, хотя она и преуменьшена. Р. Кьюкендалл (К. Kykendall. The Hawaiian Kingdome (1778—1854). Honolulu, 1938, p. 336), приведя данные о населении, собранные в 1823 г. миссионерами (135 тыс.), полагает, что с 1779 по 1823 г. оно уменьшилось вдвое. Очевидно, в 1779 г. оно доходило до 250—270 тыс. Пожалуй, чуть завышена оценка населения прочих островов и, безусловно, преувеличена численность населения острова Ланаи. пустынного и бесплодного.

388. Ку-нуи-акеа — Ку великий и вездесущий — символ одного из главных гавайских богов — Ку. Простых смертных хоронили в земле, иногда в пещерах, вождей малых рангов — на хеиау, где места таких погребений обносились низкими каменными стенками. Главных вождей хоронили в расчлененном виде в тайных погребениях, чаще всего в труднодоступных пещерах, дабы враги не могли осквернить останки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: