double arrow

Дополнительные причины заклинивания пар трения

    Физический отказ узла трения в форме заклинивания может иметь причины отличные от рассмотренных выше, т.е. не связанные с изнашиванием при схватывании и иными катастрофическими видами изнашивания. Особенно в парах трения с точными посадками, имеющими малый зазор между поверхностями (плунжерные пары, прецизионные подшипники скольжения, пневмо- и гидроцилиндры, направляющие скольжения и др.). В таких парах трения небольшой перекос, попадание посторонних частиц, изменение геометрических размеров деталей способны вызвать заклинивание.   

    Одним из наиболее опасных факторов, снижающих долговечность пары трения, является наличие перекосов, которые вызывают перераспределение нагрузки в контакте с возможностью их концентрации на отдельных участках выше допустимого уровня. Перекосы в цилиндрических направляющих скольжения могут быть вызваны не только неправильной сборкой механизма, но и несоблюдением правил изготовления направляющих. Длина втулки, перемещаемой по направляющей, должна быть не менее двух диаметров этой направляющей. С уменьшением длины втулки возрастает вероятность заедания такой пары трения. Если при этом на краях отверстия втулки отсутствуют фаски и материал втулки тверже, чем поверхность цилиндрической направляющей, то заклинивание практически неизбежно.

    Заклинивание поверхностей трения из-за посторонних частиц может иметь различную природу. Частицы могут попасть извне при сборке из-за плохой промывки деталей перед сборкой (или оседания взвешенных в воздухе частиц на промытые детали во время сушки). В некоторых случаях, особенно во время длительного простоя узла трения, на локальных участках контакта возможно появление очагов коррозии с появлением ржавчины или кристаллизация солей. Источником загрязнений могут стать продукты разложения смазочных материалов (шламы, нагары, лаки).

Изменение геометрических размеров деталей при эксплуатации может быть вызвано: 1) их тепловым расширением, особенно при совместном использовании материалов с большой разницей в коэффициентах линейного расширения (черные и цветные металлы и сплавы, металлы – полимеры и т.п.); 2) набуханием отдельных элементов под действием среды (набухание древесины, резиновых уплотнений и др. полимеров в масле); 3) наличием дефектов (например, забоин, сколов, трещин) на поверхностях трения; 4) упругими и пластическими деформациями деталей (например, поводкой из-за релаксации остаточных напряжений).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: