людям, оказавшимся в сложном положении? Н аша задача — объ-
яснить это, причем не в конце исследования, а еще до его начала.
Проблема — это некое несоответствие наших знаний об объ-
екте другим знаниям о нем, обыденным представлениям, здра-
вому смыслу. Это некий парадокс, если угодно, загадка, которую
предлагается разгадать, puzzle, противоречие в понимании, не-
стыковка смыслов и интерпретаций. Она возникает тогда, когда
исследователь сталкивается с препятствием, которое он не мо-
жет с легкостью преодолеть или обойти. П риходится предпри-
нимать определенные целенаправленные действия — разбирать
завалы, карабкаться вверх и вниз, искать обходные пути.
Очень часто формулирование проблемы подменяется ука-
занием на нехватку данных или неполное знание о каком-то яв-
лении. Д ескать, первое, второе и третье уже изучено, а четвер-
тое и пятое еще нет, посему это — «проблема». Вновь повторим,
что, подменяя предмет (проблему) ссылкой на объект исследо-
вания (пусть даже он весь представляет сплошное белое пят-
|
|
но), мы облегчаем себе жизнь, но не продвигаемся к смыслу.
И каждый раз нам придется отвечать на неумолимый и жесткий
вопрос: белых пятен много, зачем нам изучать именно это? И бо
исследовательская проблема — это не пустое, необжитое ме-
сто, где можно поставить палатку и начать строить здание но-
вой теории. Это препятствие на нашем пути. Н а земном шаре
еще немало неосвоенных территорий, однако это не означа-
ет, что именно там необходимо селиться. П оэтому важно за-
цепиться за неоднозначность и начинать растягивать смысло-
вое пространство, а не гордо указывать пальцем на бесцвет-
ную пустоту.
Должно быть что-то удивительное, неожиданное или
по крайней мере неочевидное — своего рода фишка. Н ужен во-
прос, на который мы не в состоянии дать немедленный ответ.
Этот вопрос становится крючком, за который цепляется инте-
рес к нашему исследованию со стороны других. П ростые по-
вествования о конкретном объекте интересны в лучшем случае
узкому кругу специалистов, которые занимаются тем же самым
делом и, кстати сказать, знают то, что мы собираемся им со-
общить, как минимум на 90%. А вот как заинтересовать нашей
проблемой других коллег? Эта задача не из легких. И это про-
изойдет только в двух случаях: либо человека привлечет какой-
то поворот нашей темы, либо он (она) срезонирует на нашу
проблему, и наш глубокий личный интерес отзовется интере-
сом другого. Во втором случае человек поймет: это не про-
сто еще одна «актуальная тема» и не просто еще один научный
текст. Это личная ставка исследователя, он вкладывает в нее
|
|
не только время, но и частицу собственного «я», он небезраз-
личен к предмету, а значит, высока вероятность увидеть и ус-
лышать что-то интересное.
Как же сфор-
мулировать
проблему ис-
следования
279
При этом проблема не обязательно должна быть чем-то абсо-
лютно новым. Е сть проблемы, над которыми лучшие умы челове-
чества бьются на протяжении многих столетий, они плодотворно
разрешаются, а потом снова встают в полный рост перед новы-
ми исследователями. Т аковы, например, вопросы о соотношении
структуры и действия, макро- и микропорядка, об отношении ин-
дивида и общества. Н о какова бы ни была наша исследовательская
стратегия, беремся ли мы за «вечный» вопрос или пытаемся от-
крыть совершенно новую перспективу, это не избавляет нас от не-
обходимости определения предмета своих изысканий.
Еще более затрудняет задачу то обстоятельство, что пробле-
му надо не только понять, но и внятно изложить в нескольких пред-
ложениях, где будут и указание на объект, и контекстуальные рам-
ки, в которых он рассматривается, и смысловое несоответствие,
«конфликт интерпретаций». Эти рассуждения открывают наш текст
и во многом определяют, доберется ли читатель до последней
страницы.
Правило 6. Прежде всего мы должны показать, что предмет
исследования интересен для нас самих, а затем убедить других
людей в том, что он может иметь значение не только для автора.
К сожалению, многие начинают со второго, пытаются навязать
свое представление другим, причем в безлично-агрессивной фор-
ме, а свой личный интерес стыдливо прячут за маской холодной
объективности.
Теперь наконец мы добрались и до основного текста в узком
смысле слова — до того, что втиснуто в пространство между вве-
дением и заключительными выводами. Речь пойдет о стандартной
структуре этого текста. Здесь важно сразу же уяснить следующее
правило.
Правило 7. Ядром всякого письменного текста является ключевая
связка «тезис — аргумент».
Существуют некоторые варианты в реализации этой схемы.
Например, работа может быть теоретической или эмпирической,
и это не может не влиять на структуру изложения.
Начнем с теоретической работы, основанной преимуще-
ственно или исключительно на литературных источниках. Т акую
работу вполне можно открыть кратким, но впечатляющим об-
зором этих источников, чтобы показать литературную тради-
цию и обозначить наших предшественников. Одновременно мы
не только демонстрируем свою осведомленность, но и вводим
читателя в содержательный контекст. Вслед за этим выдвига-
ется тезис, некая идея или концепция, предлагающая вариант
объяснения ключевых вопросов, поставленных в нашем иссле-
довании. Эта идея может родиться в нашей собственной голове,
а может быть заимствована у других умных людей и предложена
в нашем особом прочтении. И зложив подобную идею, мы пере-
ходим к наиболее важной части текста — аргументации.
Как постро-
ить основ-
ной текст
В. В. Радаев
Как написать академический текст
280