Конечно, возможны и другие, менее стандартные варианты
построения текста. Н апример, можно не заявлять свое концепту-
альное решение в самом начале и построить весь текст, раскру-
чивая интригу вокруг обозначенной проблемы, нагнетая смысло-
вую напряженность, которая заставит читателя вместе с нами ис-
кать выход. А когда читатель полностью потеряется в догадках,
когда будет ясно продемонстрировано, что никакие наши пред-
шественники, начиная со всеведущих классиков и кончая ярки-
ми современниками, нам уже ничем не помогут, выйдем мы, все
в белом, и заявим свою сногсшибательную позицию. Т акой ход
вполне допустим, но сопряжен с некоторым риском. М ы долж-
ны быть уверены, что сумеем магической силой нашего животво-
рящего слова удержать читателя, в меру заинтересованного хи-
тросплетениями нашей мысли, до победного конца. М ногие ведь
до него не доберутся или, наоборот, раскроют наш маленький се-
крет, хитро скользнув к последним страницам.
Если наша работа имеет эмпирический характер, ее струк-
тура несколько меняется. С начала делается непременный кон-
цептуальный заход и формулируется тезис. Затем следует мето-
дическая часть, раскрывающая характер используемых данных.
И наконец, излагаются собственно результаты эмпирического
исследования. Заметим, что «подтаскивание» отдельных фактов,
непременно подтверждающих нашу позицию, или искусный под-
бор иллюстративных примеров, не оставляющих у читателя со-
мнений, что жизнь именно такова, как мы ее описываем, не пре-
вращает наше исследование в эмпирическое. П оследнее пред-
полагает специфические процедуры анализа данных, а во многих
случаях и производство (сбор) этих данных.
Должна ли работа содержать непременный эмпирический эле-
мент? Н икто на этом не настаивает. Н аше исследование может ос-
новываться на чисто литературных источниках и не содержать ни-
каких эмпирических свидетельств. Однако, думаю, мы не будем
спорить с тем, что если в работу включены эмпирические данные
(тем более свежие и оригинальные), то она от этого только выигра-
ет, и серьезным образом.
Часто задают вопрос, нужно ли увязывать рассуждения с со-
временностью, выходить на нашу российскую проблематику.
Такого обязательного требования тоже нет. Н о если мы сумеем
прочертить хотя бы пунктирную линию связи с нынешними реа-
лиями, если хотя бы намекнем, какое отношение наши отвлечен-
ные теории могут иметь к сегодняшней жизни, то наши шансы за-
интересовать читателя заметно вырастут. И бо теми специальны-
ми вопросами, которые входят в круг наших профессиональных
интересов, всегда занимается весьма ограниченное число людей.
Посему выходить, пусть изредка, за пределы эзотерического зна-
ния совсем не глупо. Хотя и не обязательно.
Еще одно необязательное требование: читателю хочется, что-
бы из нашего текста бил родничок свежей авторской мысли.
281
Требовать свершения авторского подвига, т. е. самостоятельно-
сти и новизны, формально-бюрократическими средствами, конеч-
но, смешно, хотя, например, диссертационные советы вынуждены
по регламенту предпринимать такие попытки, чаще всего без ви-
димого успеха. Заставить бить ключом живую авторскую мысль,
конечно, нельзя. Либо она есть, либо ее нет.
Вернемся к главному вопросу — об аргументации. Как ее
строить? М ногие торопятся перескочить к примерам, считая, что
так будет понятнее. А некоторые даже уверены, что это чуть ли
не единственный способ доступного изложения сложных вопро-
сов. Д ля пущей важности их могут называть «кейсами» — практи-
ка, особо культивируемая в работах по менеджменту. Хотелось бы
несколько охладить этот безудержный энтузиазм следующим
правилом.
Правило 8. Доказательство с помощью примеров — не лучший
способ обоснования позиции. Ибо оно не является доказательством
вовсе.
Примеры служат в лучшем случае иллюстрацией общих поло-
жений, к ним можно прибегнуть, чтобы закрепить и оживить сухие
логические постулаты. Е сли же примеры выставляются в качестве
доказательств, то они становятся невольными свидетельствами
нашего бессилия — невозможности довести свою мысль до конца
логическими средствами. Конечно, нельзя упускать из виду воз-
можные исключения. С кажем, существуют широкие области пра-
ва, которые по своей сути являются прецедентными. И примеры
напрямую используются здесь как кирпичики в построении сте-
ны доказательства. Н о распространять подобные специфические
правила на все социальные исследования было бы опрометчиво.
Другим способом построения аргументации, весьма ха-
рактерным для множества работ, является последовательное
разворачивание позиций какого-нибудь автора (или авторов).
Например, утверждается, что некий знаменитый автор (скажем,
П. Бурдье) или, наоборот, какой-то малоизвестный (пока) дея-
тель с успехом решил некую важную проблему. Н а основе корпу-
са текстов данного автора излагаются его (ее) позиции в каком-
то заданном ракурсе. Все делается терминологически грамот-
но, формируется вполне адекватное представление о взглядах
данного исследователя. Затем следует вывод, что означенный
П. Бурдье решил-таки поставленную проблему. А мы вместе
с ним выполнили и задачу нашей работы. И все вроде бы хоро-
шо. Н о чего-то по-прежнему не хватает. Ч его? Н е хватает того,
что называется критическим аргументом.
Если мы грамотно изложили чьи-то теоретические позиции,
это само по себе неплохо, ибо выполнена важная просветитель-
ская задача. Н о подобная работа все же носит реферативный
характер. Реферативный элемент должен содержаться в лю-
бом труде, и без отсылки к традиции хорошая работа просто
Чего не хва-
тает в наших
аргументах
В. В. Радаев
Как написать академический текст
282






