Предложенный законопроект не лишен разумного зерна, но представляется, что применять такие ограничения на практике будет крайне затруднительно

 

Стандарт потребителя

 

С нашей точки зрения, наиболее существенный недостаток применения норм о недостоверной рекламе в части доказывания введения потребителя в заблуждение заключается в отсутствии в законодательстве стандарта такого потребителя.

Рекламная информация разными людьми может восприниматься по-разному в зависимости от их пола, возраста, образования, опыта в соответствующей сфере и т.д. Поэтому, чтобы делать выводы о введении в заблуждение рекламным сообщением, необходимо выработать некий средний стандарт поведения потребителя.

Некоторые страны в своем законодательстве выделяют категории потребителей, для которых предназначена реклама. Так, Федеральная торговая комиссия США признает ненадлежащей рекламой такую, которая может вводить в заблуждение разумных потребителей <1>.

--------------------------------

<1> Petty R.D. The Impact of Advertising Law on Business. Quorum Books, 1992.

 

Стандарт разумного потребителя также был отражен в деле Leonard v. PepsiCo: рассматривая содержание рекламы, суду не следует принимать во внимание субъективное намерение ответчика, создавшего рекламу, или субъективный взгляд на нее истца, а, напротив, необходимо определить, как должен был бы понять содержание рекламы объективный разумный наблюдатель.

По законодательству Австралии и Новой Зеландии реклама признается ненадлежащей, если она "может вводить в заблуждение" потребителей с "менее чем средними умственными способностями", а не "необыкновенно глупых".

В Канаде мнения судов разделились: одни защищают доверчивого потребителя, другие же в последнее время исходят из стандарта среднего или разумного потребителя.

Страны континентальной правовой системы, так же как и англосаксонской, различаются между собой по уровню защиты потребителей. В частности, в Германии он высокий благодаря признанию ненадлежащей всякой рекламы, которая вводит в заблуждение хотя бы 10% потребителей.

Италия, Испания, Франция и другие страны континентальной Европы предлагают своим потребителям более низкий уровень защиты. Они предоставляют защиту среднестатистическому потребителю, который воспринимает рекламные сообщения с известной долей здравого смысла, или, как в Италии, потребителю чрезвычайно скептическому.

Так, итальянские суды отказались признать недостоверной рекламу удобрения, сделанного только на 30% из натуральных ингредиентов, из-за утверждения о его натуральности. При этом не вызвала претензий реклама алкогольного напитка, состоявшего из виски с содовой, представленного потребителям как "стопроцентный натуральный шотландский виски, импортированный и бутилированный компанией WhisKY and Soda Ltd". Суд пришел к выводу, что виски действительно содержалось в бутылке, и потребители могли предположить из рекламы, что оно делается в Италии на основе шотландского виски.

Германская судебная практика резко отличается от приведенных случаев. Так, суд признал ненадлежащим правдивое утверждение в рекламе спиртного напитка Steinhager о его "двойной очистке", так как двойная дистилляция была стандартом для спиртных напитков этой марки <1>.

--------------------------------

<1> См.: Черячукин Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации и зарубежных государствах (опыт сравнительного исследования): дис.... канд. юрид. наук. Волгоград, 1998.

 

Таким образом, опираясь на иностранный опыт, можно предложить классификацию потребителей рекламы.

Доверчивый потребитель - потребитель, который воспринимает содержание рекламы буквально, не соотнося его с объективной действительностью. В эту группу входят потребители, которые, посмотрев рекламу дезодоранта или парфюма, решат, что использование этой продукции обеспечит им фантастический успех у противоположного пола.

Объективный потребитель - потребитель, воспринимающий рекламное сообщение с учетом объективных обстоятельств, которые могут возникнуть при его отклике на рекламное сообщение. Он будет понимать, что товары, на которые торговая сеть объявила акцию "специальная цена", будут пользоваться повышенным спросом и их может на всех не хватить. Такому потребителю нет необходимости указывать в рекламе на то, что количество товаров ограничено.

Скептический потребитель - потребитель, который будет относиться к рекламе со значительной долей недоверия и, принимая решение об отклике на рекламное сообщение, дополнительно уточнит условия предложения. Например, услышав в рекламе о возможности выиграть автомобиль, если купить тот или иной товар, он предварительно ознакомится с условиями конкурса.




double arrow
Сейчас читают про: