Международно-правовое сотрудничество Генеральной прокуратуры Российской Федерации

 

Международно-правовое сотрудничество органов прокуратуры РФ представляет собой урегулированный нормами международного и российского права особый вид ее деятельности, осуществляемый в целях обеспечения законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, национальных интересов и безопасности Российского государства и общества.

Указанное сотрудничество является самостоятельным направлением деятельности прокуратуры, поскольку: во-первых, имеет определенные цели и задачи, а также самостоятельный предмет ведения; во-вторых, осуществляется посредством свойственных для него правовых средств и способов воздействия.

Целью международно-правового сотрудничества прокуратуры РФ является обеспечение исполнения закона, защита прав и свобод человека и гражданина, национальных интересов и безопасности государства и общества.

Предметом международно-правового сотрудничества органов прокуратуры РФ является: защита прав и свобод человека и гражданина; борьба с организованной (международной и иной) преступностью и другими нарушениями закона; возмещение причиненного преступлениям ущерба; исполнение уголовных наказаний, судебных решений по гражданским и арбитражным делам; взаимное оказание юридической помощи по уголовным, гражданским и семейным делам; выявление и расследование преступлений, розыск лиц совершивших преступление, их экстрадиция; выполнение запросов об оказании правовой помощи по уголовным делам; совершенствование международно-правовой регламентации, сближение национальных законодательств в сфере борьбы с преступлениями и иными нарушениями закона.

Осуществляя международно-правовое сотрудничество органы прокуратуры РФ руководствуются следующими принципами: уважение суверенитета государств, осуществляющих сотрудничество; соблюдение национального законодательства и норм международного права; равноправие сторон; расширение и углубление сотрудничества и доверия между правоохранительными и иными государственными органами стран осуществляющих сотрудничество; приоритет защиты прав и свобод граждан стран осуществляющих сотрудничество; приоритет общепризнанных норм международного права.

Международно-правовое сотрудничество Генеральной прокуратуры РФ проводится по следующим направлениям: осуществление прямых связей и непосредственного сотрудничества с соответствующими органами других государств и международными организациями; заключение и реализация соглашений о правовой помощи и сотрудничестве между прокуратурами различных государств; участие в разработке международных многосторонних и двухсторонних договоров и соглашений.

Нормативно-правовую основу международного сотрудничества прокуратуры с соответствующими международными организациями, компетентными органами и должностными лицами наряду с российским законодательством составляют международно-правовые акты: многосторонние и двухсторонние договоры Российской Федерации с иностранными государствами, конвенции, декларации, соглашения; Конституция и федеральное законодательство; Ведомственные акты (организационно-распорядительные документы, приказы, указания)) Генерального прокурора РФ; Указанные акты  затрагивают современные проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью и осуществления уголовного правосудия, обращения с лицами, совершившими преступления. К указанным документам относятся: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г., Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») от 10 декабря 1995 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые Первым конгрессом ООН 30 августа 1955 г., и др.

Правовой основой международного сотрудничества и взаимодействия прокуроров с компетентными органами и должностными лицами зарубеж­ных стран в сфере уголовного производства являются такие договоры Российской Федерации как: Европейская конвенция о выдаче 1957 г. с Дополнительными протоколами к ней 1975 и 1978 гг.; Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. и Дополнительный протокол к ней 1978 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г. с Про­токолом к ней 1997 г.; Конвенция о правовой помощи и право­вых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 2002 г. (Россия пока не ратифицировала данную Конвенцию); Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстрой­ствами, для проведения принудительного лечения 1997 г.; Кон­венция о передаче осужденных к лишению свободы для дальней­шего отбывания наказания 1998 г. и некоторые другие. Вступление России в 1996 г. в Совет Европы привело к расширению международных контактов прокуратуры РФ и принятию целого ряда актов.        

Организационные основы и порядок международного сотруд­ничества прокуратуры РФ с компетентными органами иностранных государств, в том числе с прокуратурами госу­дарств – участников СНГ по вопросам экстрадиции, выполнения процессуальных и иных действий, требующих решения суда или санкции прокурора, определены:

- Соглашением между генеральными прокурорами госу­дарств – участников Протокола к Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22.01.1993 о порядке сношений компетентных учрежде­ний при выполнении процессуальных и иных действий по уголовным делам от 29.06.2000;    

- приказом Генпрокурора РФ от 12.03.2009 № 67 «Об организации международного сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации»;

- указанием Генпрокурора РФ от 18.10.2008 № 212/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи лиц для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения при­нудительного лечения»;

- указанием Генпрокурора РФ от 12.03.2009 № 68/35 «О порядке рассмотрения и исполнения в органах прокуратуры Российской Федерации поручений об осуществлении уголовного преследования, запросов о правовой помощи или о возбуждении уголовного дела, поступивших от компетентных органов иностранных государств», и некоторыми другими организационно-распоря­дительными документами Генпрокурора РФ, регулирующими указанные вопросы в данной сфере.

При этом необходимо отметить, что в приведенных выше нормативных правовых актах Генпрокурора РФ содержится прямое указание на то, что взаимодействие с органами, организациями и учреждениями иностранных государств, а также международными организациями является одним из приоритетных направлений деятельности прокуратуры РФ.

Вопросы международного сотрудничества, связанные с оказанием правовой помощи и выдачи урегулированы следующими многосторонними договорами, заключенными в рамках Совета Европы либо под эгидой ООН. К ним относятся: Европейская конвенция о передаче судопроизводства по уголовным делам 1972 г.; Европейская конвенция о пресечении терроризма 1977 г.; Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота нарко­тических средств и психотропных веществ 1988 г.; Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию 1999 г.; Между­народная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 1999 г.; Конвенция против транснациональной организованной преступности 2000 г. и дополняющие ее Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее и Протокол против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху; Конвенция ООН про­тив коррупции 2003 г.; Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной дея­тельности 2005 г.; Конвенция Совета Европы по борьбе с тор­говлей людьми 2005 г.; Конвенция Совета Европы о предупреж­дении терроризма 2005 г.; Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма 2005 г. При этом необходимо отметить, что в настоящее время Российской Федерацией подписаны многосторонние и двусторонние договоры, регламентирующие процедуры выдачи, более чем с 70 странами.

      Восьмым конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с нарушителями закона в 1990 г. были разработаны и приняты основные руководящие начала предупреждения организованной преступностью и борьбы с ней. Среди норм принятых данным конгрессом наибольшее значение для прокуратуры РФ имеют:  нормы регулирующие создание и расширение базы данных, содержащих информацию о действиях правоохранительных органов, финансовых документах и нарушителей закона; порядок передачи материалов судебного разбирательства, а также производства экстрадиции; сбор и анализ информации в отношении международной организованной преступности; проведение конференций с участием работников правоохранительных органов, в том числе прокуратуры, и др.

     Правовая основа сотрудничества государств − членов СНГ определена в Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенной в г. Минске 22 января 1993 г.

    Органы прокуратуры РФ тесно сотрудничают с целым рядом различных, специализированных международных организаций и являются членом этих организаций.

      Международная ассоциация прокуроров (МАП) основанная 06.06.1995 г. в Вене в представительстве ООН. (Официальная инаугурация состоялась 19.09.1996 г. в г. Будапеште). МАП - это международная неправительственная и неполитическая организация, первая и единственная всемирная организация прокуроров. В нее входят как индивидуальные члены, так и 156 организационных членов (национальные ассоциации прокуроров, прокурорские службы и ряд органов по борьбе с преступностью). МАП представляет примерно 250 тыс. прокуроров из более чем 150 стран. В соответствии с уставом данной организации она оказывает содействий созданию и реализации проектов правовых реформ, борьбе с транснациональной преступностью. Основными задачам МАП являются: содействие эффективному, справедливому и беспристрастному расследованию преступлений; внедрение высоких стандартов и принципов при отправлении правосудия по уголовным делам, включая процедуры, направленные как на предупреждение ненадлежащего отправления правосудия, так и на реагирование на такие случаи в целях обеспечения верховенства закона; развитие и укрепление стандартов и принципов, которые признаны международным сообществом в качестве необходимых для осуществления надлежащего и независимого рассмотрения уголовных дел; защита прав человека; помощи прокурорам в международном сотрудничестве в борьбе с организованной преступностью; содействие продвижению профессиональных интересов прокуроров и признанию их ключевой роли в достижении целей правосудия по уголовным делам; установление тесных связей между отдельными прокурорами и органами прокуратуры, обмен и распространение информации, знаний и опыта между ними и с этой целью поощрение использования информационных технологий.

         Координационный совет генеральных прокуроров стран СНГ созданный в 1995 г. в составе 11 стран СНГ.   Функциями Координационного совета являются: обмен информацией, взаимные консультации, выработка рекомендаций и предложений по вопросам, относящимся к его ведению, анализ состояния транснациональной преступности в СНГ, выработку предложений и рекомендаций по противодействию ей, разработку общей стратегии и согласованной политики борьбы с международным терроризмом, транснациональной преступностью, в особенности связанной с наркобизнесом, незаконным оборотом наркотиков, и иных сферах.

         Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) является постоянно действующей межправительственной международной организацией, о создании которой было объявлено 15 июня 2001 года в Шанхае (КНР).В рамках этой организации регулярно проводятся координационные совещания генеральных прокуроров стран, входящих в ШОС. На совещаниях вырабатываются решения о мерах развития сотрудничества, направленного в первую очередь на противодействие международному терроризму, проявлениям экстремизма, распространению наркотиков.

        Консультативный совет европейских прокуроров, созданный 13.07.2005 г. при Комитете министров Совета Европы. с целью подготовки заключений по вопросам, касающимся прокуратуры, и ее роли в системе уголовного правосудия. В нем определяются статут ежегодных конференций генеральных прокуроров, а также разрабатываются основы развития института прокуратуры в странах Европы.

        Генеральная прокуратура РФ осуществляет прямые связи с компетентными органами иностранных государств в таких формах как направление и исполнение разовых поручений и запросов об оказании правовой помощи. При этом также решаются вопросы возбуждения уголовного преследования, производства отдельных процессуальных действий, экстрадиции граждан и лиц без гражданства, а также лиц, совершивших преступления на территории иных государств, и другие; - осуществляется постоянное сотрудничество с Европолом, Интерполом и другими организациями в борьбе с организованной транснациональной преступностью.

Соглашения о правовой помощи и сотрудничестве заключаются по вопросам, не урегулированным межгосударственными договорами, и в тех пределах, которые признаются договаривающимися сторонами допустимыми, исходя из задач, решаемых органами прокуратур соответствующих государств. При этом сами соглашения могут быть как односторонними, так и многосторонними.

 Так, например двухсторонним соглашением между Генеральной прокуратурой РФ и Прокуратурой Республики Таджикистан стороны обязались оказывать друг другу помощь по вопросам: пересылки материалов прокурорско-следственной деятельности, в том числе архивных материалов; возбуждения уголовных дел и расследования преступлений; выполнения отдельных процессуальных действий; содействия в розыске лиц, совершивших преступления, пропавших без вести, а также этапирования арестованных и осужденных; борьбы с нарушениями закона в экономической и внешнеэкономической деятельности; охраны окружающей среды; обмена имеющейся информации о преступлениях и причастных к ним лицах; обмена информацией о законотворческой и правоприменительной деятельности; данными о состоянии и тенденциях преступности. Соглашением предусмотрены следующие виды обращений: поручения, запросы, просьбы.

Двусторонние соглашения заключаются в основном по вопросам, не урегулированными многосторонними соглашениями. Вместе с тем следует отметить, что они могут заключаться для конкретизации положений (или их отдельных частей) многосторонних договоров.

К многосторонним соглашениям относится соглашение о правовой помощи и сотрудничестве между органами прокуратуры от 8 октября 1992 г. является многосторонним и заключено между прокуратурами Республик Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и Российской Федерацией. В нем содержаться положения, закрепляющие обязанность сторон оказывать друг другу помощь по: выполнению отдельных процессуальных действий; выполнению надзорных функций, связанных с расследованием преступлений; рассмотрению вопросов о реабилитации незаконно осужденных и репрессированных лиц; содействию в розыске без вести пропавших лиц; пересылке материалов прокурорско-следственной деятельности и некоторые другие.

Одним из видов правовой помощи при выполнении международных договоров является деятельность по рассмотрению ходатайств о выдаче (экстрадиции). Она осуществляется на основании и условиях, установленных межгосударственными договорами о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам и иными международными обязательствами РФ, а также на основании принципа взаимности. При этом прокуроры обязаны строго соблюдать требования Конституции РФ (ст. 61, 63), не допускающие выдачи другим государствам граждан Российской Федерации, и исключающие возможность выдачи другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (бездействия), не признаваемые преступлением в Российской Федерации.

Запрос о выдаче должен отвечать установленным требованиям. Принятие решений о выдаче относится к исключительной компетенции Генерального прокурора РФ и его заместителей. Другие должностные лица органов прокуратуры таким правом не обладают. Порядок осуществления выдачи (экстрадиции) регламентирован в указании Генерального прокурора РФ от 12.03.2009 № 68/35 «О порядке работы органов прокуратуры Российской Федерации по вопросам выдачи для привлечения к уголовной ответственности или исполнения приговора и передачи лиц, совершивших общественно опасные деяния, для проведения принудительного лечения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: