Организация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД

 

Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, имеет свои особенности. Особенности связаны: во-первых, со спецификой деятельности структурных подразделений в ходящих в состав различных поднадзорных субъектов; во-вторых, указанные подразделения в своей деятельности как гласные, так и негласные методы. Подобная специфика деятельности обуславливает и разграничение полномочий территориальных и специализированных прокуратур. Территориальные прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов оперативными подразделениями территориальными территориальных органов. Прокуроры субъектов РФ и подчиненные им прокуроры, надзирающие за исполнением законов в исправительных учреждениях, организуют и осуществляют надзор за исполнением законов оперативными подразделениями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Военные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов органами федеральной службы безопасности в Вооруженных силах РФ, войсках и иных воинских формированиях, в их органах управления, а также федеральных органов государственной охраны, органов внешней разведки РФ, органов внешней разведки министерства обороны РФ. Транспортные прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов в оперативных подразделениях органов внутренних дел на транспорте, а также соответствующих подразделений таможенных органов. Прокуроры субъектов РФ и подчиненные им прокуроры закрытых адм. территориальных образований, а также прокуроры, надзирающие за исполнением законов на особо режимных объедках, осуществляют надзор за соответствующим и подразделениями поднадзорных органов внутренних дел и федеральной службы безопасности.

Специфика надзора, обусловленная необходимостью защиты сведений, содержащихся в документах и материалах оперативно-розыскной деятельности, потребовала принятия специальных организационных мер. Ст. 21 Закона об оперативно-розыскной деятельности, а также приказами Генерального прокурора РФ введено понятие уполномоченный прокурор. Основы распределения полномочий установлены приказом от 15.02.2011 № 33 (в ред. от 28.01.2014) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности». Уполномоченными прокурорами являются прокуроры субъектов РФ, прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры, а также назначенные для этого приказами прокуроров субъектов РФ уполномоченные прокуроры. В Генеральной прокуратуре РФ к уполномоченным прокурорам также относятся заместители Генерального прокурора РФ, Главный военный прокурор и его заместители, начальники главных управлений, управлений и отделов и их заместители (старшие помощники и помощники), старшие прокуроры и прокуроры управлений (отделов) в соответствии с их функциональными обязанностями (п. 2 Указания о порядке представления органами внутренних дел оперативно-служебных документов с целью осуществления надзора за исполнением Закона об ОРД).

Главный военный прокурор, заместители Генерального прокурора РФ в федеральных округах, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры от имени Генерального прокурора РФ своими приказами, назначают из числа подчиненных работников уполномоченных прокуроров по надзору за исполнением Закона об ОРД и несут персональную ответственность за организацию надзора. Руководители прокуратур приказами определяют лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД. Копии соответствующих приказов своевременно направляются для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД, а также руководителю вышестоящей прокуратуры. Руководители прокуратур обеспечивают наличие к моменту назначения на должность у уполномоченных лиц, на которых возложено ведение делопроизводства по документам ОРД, оформленного в установленном порядке допуска к совершенно секретным сведениям или сведениям особой важности. Персональную ответственность за соблюдение установленных ограничений по ознакомлению со сведениями, составляющими государственную тайну, несут уполномоченные прокуроры. Начальники управлений Генеральной прокуратуры РФ, к компетенции которых отнесен надзор за ОРД, прокуроры субъектов РФ, городов и районов и приравненные к ним прокуроры обеспечивают контроль за организацией надзора за ОРД, составление отчета о работе по надзору за ОРД, систематический анализ материалов проверок; оказывают подчиненным прокурорам необходимую помощь; регулярно организовывают проверки делопроизводства, учета и сохранности документов надзора за ОРД в подразделениях и органах прокуратуры.

Начальники управлений Генеральной прокуратуры в федеральных округах, прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним прокуроры по итогам полугодия и года, представляют в Генеральную прокуратуру РФ информацию о состоянии законности при осуществлении ОРД поднадзорными органами, результатах надзора, с дифференциацией сведений применительно к каждому органу, осуществляющему ОРД.

Структурные подразделения Генеральной прокуратуры РФ, к компетенции которых отнесены организация и контроль работы прокуратур субъектов и приравненных к ним прокуратур, не реже одного раза в полугодие обобщают практику надзора на этом направлении деятельности с составлением аналитических справок.

По обращениям о нарушении Закона об ОРД в ходе исполнения поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания, начальника подразделения дознания, дознавателя и определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, проверки проводит прокурор той прокуратуры, которая осуществляла надзор за процессуальной деятельностью на досудебной стадии уголовного судопроизводства. Это обусловлено тем, что при исполнении поручений по уголовным делам органы, осуществляющие ОРД, относятся согласно ст. 40 УПК РФ к органам дознания.

Уполномоченные прокуроры не реже одного раза в полугодие изучают дела оперативного учета на предмет полноты и законности принимаемых мер, анализируют статистические данные о результатах ОРД, направленной на выявление, пресечение, раскрытие и предупреждение преступлений, связанных с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма (п. 1.8 приказа от 19.01.2010 № 11 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»).

С целью защиты сведений, содержащих государственную тайну, в прокуратурах должны быть созданы надлежащие условия. Уполномоченным прокурорам рекомендовано изучать дела оперативного учета непосредственно в помещениях органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

 

Вопросы для самоконтроля:

Дайте характеристику прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Определите предмет надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Каковы цели и задачи надзора?

Назовите поднадзорные объекты и субъекты: их понятие, виды.

Каковы пределы надзора?

Правовая регламентация надзора.

Понятие полномочий прокурора в сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Каковы виды полномочий прокурора?

Каковы особенности полномочий?

Нормативная регламентация надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Понятие и виды правовых средств, используемых прокурором при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

Особенности организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность?

Литература

 

Бочкарев А.В. Проблемы использования результатов оперативно - розыскной информации при производстве по уголовному делу // Следователь. - 2004. - №8. C. 40-45.

Доказательства, доказывание и использование результатов оперативно-розыскной деятельности: учебное пособие / Авт. Н.А.Громов, А.Н.Гущин, Н.В.Луговец, М.В.Лямин. - М.: Приор-издат, 2005. - 160 с.

Дубоносов, Е.С. Основы оперативно-розыскной деятельности: учеб. пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 350 с.. – Режим доступа: http://e.lanbook.com.

Ергашев Е.Р. Компетенция прокуратуры РФ: Учеб.пособие. - Екатеринбург: ИД УрГЮА, 2008.

Ергашев Е.Р. Понятие и классификация правовых средств, применяемых органами прокуратуры // Российский юридический журнал. 2007. № 1.

Захарцев С. Молчанов П. Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий // Законность. 2003. № 9. C. 33-35.

Козусев А.Ф. Направления прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности // "Черные дыры" в Российском Законодательстве. - 2004.- №1. -C. 216-234.

Комментарий к Федеральному закону "Об оперативно-розыскной деятельности". С постатейным приложением нормативных правовых актов и документов / Авт.-сост. проф. А.Ю.Шумилов. -6-е изд., доп. и перераб. - М: Шумилов И.И., 2004. - 331 с.

Лазарева В.А. Доказывание в уголовном процессе: учеб. – практич. пособие. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 343 с. – (Магистр права)... – Режим доступа: http://e.lanbook.com.

Настольная книга прокурора. / Под общ. ред. С.Г. Кехлерова, О.С. Капинус, науч. ред. А.Ю. Винокурова. Издательство «Юрайт», 2013.

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное следствие, дознание и оперативно-розыскную деятельность: практикум для прокуроров / общ. ред. Н.П. Дудина. – СПб. Санкт-Петербургский юридический институт (филиал) Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2011. – 52 с.

Прокурорский надзор: учебник / под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. – М.: Издательство Юрайт, 2011. – 490 с. – Режим доступа: http://e.lanbook.com.

Семилетов С.И. Проблемы обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод человека в России при осуществлении оперативно-розыскной деятельности в сетях связи. Монография. - М.: "ЮРКОМПАНИ", 2012.

Смирнов М.П. Комментарий законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации и за рубежом. Учебное пособие. Подготовлен для системы Консультант Плюс, 2012.

Хашиева Ф.Б. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности: современные проблемы теории и практики: Автореф. дис. д.ю.н.: 120012. - М, 2001. - 22 с.

Чечетин А. Законность проведения оперативно-розыскных мероприятий // Законность. - 2004. №1. C. 36-38.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: