Глава 13 Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания

 

В результате освоения материала данной главы студент должен

знать: цели, задачи, предмет, объекты, субъекты, основные полномочия и виды правовых средств прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание; основы организации работы прокуратуры по надзору в указанной сфере;

уметь: пользоваться источниками прокурорского надзора в указанной сфере; в соответствие с законом и целями надзора выбирать для реализации необходимые полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, для устранения нарушений закон и восстановления нарушенных прав участников уголовного судопроизводства;

владеть: компетенциями по составлению актов прокурорского реагирования, анализу и решению практических ситуаций нарушения органами, осуществляющим дознание, прав, свобод и законных интересов участников уголовного судопроизводства; нарушению установленного законом порядка уголовного судопроизводства на досудебной стадии.

Понятие, предмет, цели, задачи пределы, объекты и субъекты, правовое регулирование прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания

Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание — это направление деятельности органов прокуратуры РФ по обеспечению законности при раскрытии и расследовании преступлений, расследуемых органами дознания, защиту прав и законных интересов участников уголовного судопроизводства и обеспечение незамедлительного реагирования на выявление нарушений законов, допущенных при расследовании указанных преступлений.

Закона о прокуратуре РФ не содержит специальную норму регламентирующую предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания. Его содержание вытекает из содержания ст. 29 определяющей предмет для всего широкого направления прокурорского надзора за исполнением закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Исходя из этого предмет прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания составляют: соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведение дознания, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание.

Пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, дознания деятельность, которых определены Законом о прокуратуре РФ, законом об оперативно-розыскной деятельности (в части в которой ОРД осуществляется в рамках уголовного судопроизводства), Уголовно-процессуальным кодексом, а также ведомственными актами Генерального прокурора РФ. Надзор охватывает законность деятельность всех существующих в РФ органов, осуществляющих дознание, а также принимаемых ими решений. Также установлены определённые рамки прокурорского надзора. Во-первых, надзор прокурора касается как процессуальных, так и непроцессуальных аспектов осуществляется и осуществляется в рамках УПК, закона об оперативно-розыскной деятельности и Закона о прокуратуре. Указания надзирающего прокурора для органа дознания являются обязательными.

Целями прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания являются:

— обеспечение незамедлительного реагирования на выявленные нарушения законов, допущенные при производстве дознания;

— обеспечение защиты прав и законных интересов участников дознания, а также иных лиц, чьи права и законные интересы были нарушены;

— обеспечение раскрытия и расследования преступлений, отнесенных к компетенции органов дознания.

При этом необходимо обратить внимание на то, что прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов органами дознания обязаны принимать исчерпывающие меры для восстановления нарушенных прав и возмещению причиненного вреда.

Задачи. Прокурорский надзор за исполнением законов органами дознания в досудебном производстве в общем случае решает две задачи: во-первых, служит средством обеспечения верховенства Конституции и защиты прав и свобод граждан; во-вторых, осуществляет надзор за соблюдением закона, позволяет эффективно проводить дознание. Задачи прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания в досудебном производстве определяются с учетом целей прокуратуры и назначения уголовного судопроизводства. Прокурорский надзор решает следующие задачи: принятие мер, направленных на исполнение органами дознания требований закона по защите прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; принятие мер к обеспечению защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограничении ее прав и свобод; надзор за исполнением требований закона при приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о преступлениях; надзор за соблюдением установленного законом порядка возбуждения уголовных дел; осуществление надзора за соблюдением предусмотренных законом мер по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления; надзор за соответствием требованиям закона решений, принимаемых в процессе дознания; осуществление надзора за соблюдением условий и порядка проведения процессуальных действий, а также оснований для их проведения; надзор за соблюдением прав других участников уголовного судопроизводства при проведении дознания.

Объектом прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание, являются государственные органы, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять предварительное расследование в форме дознания и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

К органам дознания относятся органы, перечисленные в ст. 40 УПК РФ:

— органы внутренних дел и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе территориальные и входящие в их структуру межрайонные, городские (районные) органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствие с федеральным законом полномочиями по осуществлению ОРД;

— органы ФССП России;

— начальники органов военной полиции Вооруженных Сил России, командиров воинских частей, соединений, начальников военных учреждений или гарнизонов;

— органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы.

Субъектами прокурорского надзора являются должностные лица органов дознания. К ним относятся: дознаватель (должностное лицо, правомочное либо уполномоченное органом дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ); начальник органа дознания (должностное лицо, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поучения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять полномочия, предусмотренные УПК РФ); начальник подразделения дознания (должностное лицо органа дознания, возглавляющее соответствующее специализированное подразделение, которое осуществляет предварительное расследование в форме дознания, а также его заместитель). Необходимо учитывать, что при производстве дознания группой дознавателей в порядке ст. 223.2 УПК РФ полномочия, перечисленные в п. 3 и 4 указанной статьи (прекращение уголовного дела полностью или частично, возбуждение перед прокурором ходатайства о продлении срока дознания и др.), осуществляет только дознаватель — руководитель группы дознавателей.

Конкретизированный и закрытый перечень дознавателей содержит ч. 3 ст. 151 УПК РФ. В него входят дознаватели: органов внутренних дел, органов Федеральной службы судебных приставов, органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, пограничных органов ФСБ России; следователи СК России; дознаватели (следователи) органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов.

Правовое регулирование. Прокурорской надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание регулируется Законом о прокуратуре РФ, законом об оперативно-розыскной деятельности (в части в которой ОРД осуществляется в рамках уголовного судопроизводства), Уголовно-процессуальным кодексом, а также ведомственными актами Генерального прокурора РФ: Приказами Генерального прокурора РФ от 06.09.2007 № 137 (в ред. от 28.12.2007) «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»; от 05.09.2011 № 277 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия»; от 16.01.2012 № 7 «Об организации работы органов прокуратуры РФ по противодействию преступности»; от 15.03.2010 № 107 «Об организации работы по реализации полномочий прокурора при заключении с подозреваемым (обвиняемым) досудебных соглашений о сотрудничестве по уголовным делам»; от 12.07.2010 № 276 (в ред. от 22.04.2011) «Об организации прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении разумного срока на досудебных стадиях уголовного судопроизводства»; а также Указанием Генерального прокурора РФ от 19.12.2011 № 433/49 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением требований закона о соблюдении подследственной уголовных дел».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: