Правовые средства прокурора, применяемые при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД

Правовые средства, применяемые при осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД по целевому назначению, классифицируются на две группы:

- средства выявления нарушений закона;

- средства реагирования на нарушения закона, включая средства превентивного действия.

Средством выявления нарушений законов органами, осуществляющими ОРД, являются прокурорские проверки. Применительно к данному направлению прокурорского надзора это комплекс мыслительных, организационных и правовых действий прокурора, направленных на выявление и предупреждение нарушений законов в деятельность органов осуществляющих ОРД, а также виновных лиц.

Указанные проверки имею свою специфику:

Во-первых, данная проверка относится к надзорным поскольку прокуратурой проверяются поднадзорный данным органам объекты и субъекты. Следовательно, требования прокурора, адресованные указанным субъектам в актах прокурорского реагирования, носят императивный характер.

Во-вторых, предметом прокурорской проверки является соответствие закону деятельность органов осуществляющих ОРД включая законность издаваемых ими правовых актов.

В-третьих, проверка имеет определённые пределы граница в рамках которых могут проводится проверочные действия прокурора.

В-четвертых, проверки могут проводиться как по сведениям поступившим из вне, (обращениям граждан, юридических, должностных лиц) так и по инициативе прокурора, в том числе плановые.

Виды проверок. По функциональному признаку проверки в данном направлении прокурорского надзора относятся к надзорным проверкам. По критериям классификации (повод проверки, объем, субъекты целевое назначение и т.д.) проверки подразделяются на:

-проводимые по сигналам и по инициативе самих прокуроров;

- целевые и широкие;

- на специфические прокурорские, смешанные и ведомственные;

- проводимые в единичном органе (структурном подразделении) или нескольких органах одновременно;

-основные и контрольные и некоторые другие.

Структура проверки. Прокурорская проверка в данном направлении деятельности прокуратуры имеет определенную структуру, обусловленную видом проверки и состоит из трех этапов.

Первый этап - предпроверочный, подготовительный. На этом этапе проверяющий прокурор анализирует состояние законности на поднадзорном объекте, которой он намерен проверить, изучает действующее законодательство (Закон об оперативно-розыскной деятельности, УПК РФ, Постановления Пленума верховного суда РФ) планирует место и время проведения проверки, участников проверочных действий, принимает меры к тому, чтобы все участники проверки находились к началу проверки на местах.

Второй этап - это сами проверочные действия. На этом этапе прокурор истребует и проверяет необходимые материалы, оперативно-розыскные, оперативно-поисковые дела, иные документы, берет письменные объяснения с должностных и иных лиц, с целью выявления нарушений закона, причин и условий нарушений и виновных лиц.

Третий этап - постпроверочные действия. На этом этапе прокурор тщательно изучает собранные материалы проверки и на их основании готовит акты прокурорского реагирования и другие средства прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Затем реализует их и надзирает за исполнением требований прокурора, содержащихся в актах прокурорского реагирования, сроках рассмотрения актов и принятых мерах.

       Средства прокурорского реагирования. При выявления органами прокуратуры нарушений закона, допущенных органами, осуществляющимиОРД прокурор применяет соответствующие средства прокурорского реагирования:

— требование об устранении нарушений закона;

—протест на противоречащий закону нормативный правовой акт органа, осуществляющего ОРД;

— представление об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;

— мотивированное постановление о направлении материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

— мотивированное постановление в соответствие с установленными УПК РФ полномочиями;

- требование о передаче результатов ОРД в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

Закон об оперативно-розыскной деятельности в ст. 21, содержит положение, в соответствии с которым неисполнение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий по надзору за ОРД, влечет за собой установленную законом ответственность. Незаконный отказ от выполнения требований уполномоченного прокурора рассматривается как воспрепятствование его законной деятельности. В указанных случаях при наличии законных оснований прокурор обязан принимать меры прокурорского реагирования, направленные на привлечение виновных должностных лиц к предусмотренной законом ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: