Задание 3. Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с художественной литературой в старшей группе

Чтение стихотворения С. Есенина «Черёмуха»

Цель: Знакомство детей со стихотворением С.Есенина «Черемуха».

Задачи:

Образовательные: Познакомить с творчеством великого русского поэта С.А. Есенина; формировать умение понимать содержание поэтического текста, интонационную выразительность; учить определять и высказывать чувства, возникающие при прослушивании стихотворений о весне.

Развивающие: Развивать слуховое внимание при восприятии стихотворения, чувство рифмы, интонации, обогащать словарь детей;    

Воспитательные: Воспитывать любовь к поэзии как к литературному жанру, чуткость кхудожественному слову.

Оборудование:

Демонстрационный материал: репродукция «Черемуха», цветные иллюстрации с изображением разных периодов весны, картинный фон схематического изображения к строчкам стихотворения, мяч, карточки для развития мелкой моторики рук с изображением пунктирных линий и бабочек, магнитная доска с фишками.

Предварительная работа:

· наблюдения за весенними явлениями в природе на прогулках;

· чтение художественных произведений о весне;

· беседы о весне, рассматривание иллюстраций и составление предложений по ним.

  Ход НОД:

1. Организационный момент и введение в тему занятия.

В: Отгадайте загадку:

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет. (Весна.)

Ребята, вы любите весну?

Вспомните, как пробуждается природа в самом начале весны? Писатель Михаил Пришвин назвал такую весну «неодетой весной». Как вы это выражение понимаете? (деревья без листьев, нет травы)

2. Рассматривание иллюстраций:

В: Найдите и покажите картинку о весне.

Вопросы к детям:

- Как вы догадались, что на этой картинке весна? (деревья без листьев)

-Чем покрыта земля? (снегом, но уже появились проталинки)

 -А тебе, что подсказало, что это весна? (первые зеленые листочки, первые цветы подснежники, мать-мачеха)

- По каким признакам ты догадался, что на картине весна? (прилетели птицы, бегут ручьи, деревья в цвету)

Педагог выставляет все картинки на доску.

 Дидактическая игра «Весенние слова»

Воспитатель:

Предлагаю вам поиграть в игру «Весенние слова»: я буду называть слова, а вы отгадайте, о чем я говорю.

Воспитатель перечисляет признаки и бросает детям мяч, дети произносят отгадку и возвращают мяч воспитателю.

Голубое, чистое, ясное, весеннее -…(небо).

Яркое, золотое, теплое, ласковое -…(солнце).

Весенняя, звонкая, прозрачная, холодная -…(капель).

Холодный, светлый, солнечный, весенний, погожий -…(день).

Первые, молодые, зеленые, клейкие -…(листочки).

Перелетные, зимующие, весенние, поющие -…(птицы).

Белые, пушистые, кудрявые, плывут по небу -…(облака).

В.: Молодцы ребята, все отгадали! А знаете, ведь весну можно изобразить не только на картине, но и словами. Замечательный русский поэт Сергей Есенин, очень любивший природу, написал нежное стихотворение о цветущей черёмухе. Садитесь и послушайте несколько слов о черёмухе.

- Черёмуха – дерево (растение) с простым, толстым стволом, растущим обычно прямо вверх, имеет красивые цветы. Аромат черёмухи убивает микробов, а вяжущие ягоды помогают при расстройстве желудка.

 А теперь ребята, послушайте стихотворение С. Есенина «Черёмуха» и представьте себе то, о чём там говорится.

Чтение педагогом стихотворения «Черёмуха».

Черёмуха душистая

С весною расцвела

И ветки золотистые

Что кудри завила.

Кругом роса медвяная

Сползает по коре,

Под нею зелень пряная

Сияет в серебре. …

А рядом, у проталинки,

В траве, между корней,

Бежит, струится маленький

Серебряный ручей.

Черёмуха душистая

Развесившись, стоит,

А зелень золотистая

На солнышке горит.

Ручей волной гремучею

Все ветки обдаёт

И вкрадчиво под кручею

Ей песенки поет.

3. Беседа по содержанию.

В: - Понравилось вам это стихотворение?

- Какое настроение автора вы почувствовали? (радостное, веселое, ликующее)

- О чём это стихотворение? (о черёмухе, ручье, о проталинке, весне)

- Какие слова поэт говорит о черёмухе? (Черёмуха душистая, ветки золотистые, что кудри завила)

- Вспомните, как рассказано о ручье? (маленький, серебряный) 

- А как бы вы сказали: ручей, какой? (теплый, быстрый, журчащий, чистый холодный)

4. Физкультурная минутка.

Руки подняли и показали

 – это деревья цветут.

Руки согнули, кисти встряхнули

С них ветер сбивает росу,

В сторону руки, плавно помашем

– это к нам птицы летят

Весна наступила,

Весна наступила, радостно дети кричат.

В.: Послушайте стихотворение еще раз и обратите внимание на слова, которые вам не понятны.

Чтение стихотворения еще раз.

5. Словарная работа.

 В.: Как вы понимаете выражение:

- «волной гремучею» (вода шумит, издает громкие звуки)

- «вкрадчиво под кручею» (осторожно, доверчиво, крутой спуск, обрыв)

- «роса медвяная» (капелька воды с ароматом мёда)

- «зелень пряная» (с острым, ароматным запахом)

- «зелень золотистая» (листья на солнце переливаются жёлтым цветом)

6. Практическое задание: «Найди цветок для бабочки»

Инструкция детям:

Нарисуйте движение бабочки на карточке. Обведите дорожку по пунктиру, не отрывая карандаша. Дети выполняют задание под музыку.

7. Чтение стихотворения по частям и подбор изображений к каждой части.

8. Повторное чтение стихотворения.

Подведение итога (заключительная часть):

- О чём это стихотворение? (о черёмухе, весне)

- Кто его написал? (Сергей Есенин)

- Узнали- ли вы новые слова, выражения? (да, много)

- Как вы думаете, любит ли автор русскую природу весной? (да)

Вот поэтому Сергей Есенин написал такое красивое стихотворение «Черемуха». Хотите увидеть черёмуху, цветущую в природе? (Показ картины с изображением черемухи).

Воспитатель: Молодцы! Мы ещё будем читать и запоминать это стихотворение.

Самоанализ.

Непосредственная образовательная деятельность (далее НОД) было проведено в старшей группе по теме: знакомство со стихотворением С. Есенина «Черёмуха».

Для реализации поставленных задач использовались следующие методы: наглядный, словесный и практический. Также использовала такие методические приёмы как: рассказ, загадки, беседа, вопросы, речевые пояснения, смена видов деятельности. В свое занятие я внесла игровую мотивацию: дидактическая игра с использованием мяча.

Данное мероприятие было разработано с учетом современных требований. Акцент был сделан на развитие речи дошкольников, творческой и познавательной активности. Длительность НОД соответствовала гигиеническим нормам для детей данного возраста. Воздушный, тепловой, санитарный режим были соблюдены. НОД получилась интересным, она включала несколько приемов, которые предусматривали смену деятельности, что позволило избежать утомляемости детей. В ходе занятия учитывались как возрастные, так и индивидуальные особенности воспитанников.

Вводная часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя, установку на предстоящую деятельность.

Основная часть НОД направлена на самостоятельную умственную деятельность, выполнение всех поставленных учебных задач. В основной части НОД: дети рассматривали иллюстрации; отвечали на вопросы; прослушивали стихотворение; подбирали картины к отдельным строкам произведения; с детьми проводилась словарная работа. В ходе занятия с целью снятия статического напряжения, повышения умственной работоспособности, снижения утомления были проведены физкультурная минутка, игра с мячом «Весенние слова», игровое упражнение «Найди цветок для бабочки». Во время НОД я не забывала общаться с детьми на одном уровне, быть в позиции «рядом».

В заключительной части НОД подводился итог деятельности, используя метод вопросов и ответов, беседы, анализа. Я считаю, что мне удалось добиться решения поставленных задач. Дети на протяжении всего занятия были активны, заинтересованы, раскрепощены и работоспособны. Они с удовольствием выполняли все задания. Получилось акцентировать внимание детей на вопросах, стимулировалась их речевую активность, загадывались загадки, выслушивались ответы и рассказы детей. С программным содержанием ребята справились. Во время рефлексии дети с удовольствием отвечали на вопросы. В ходе мероприятия наблюдался благоприятный психологический климат.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: