Воспитание культурно – гигиенических навыков у детей

Жизнь в двадцать первом веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна давать ощутимые результаты.

Исследованиями ученых установлено, что здоровье человека лишь отчасти, на 7-8 процентов зависит от успехов здравоохранения и больше чем на 50 процентов зависит от нашего образа жизни. Чтобы быть здоровыми и полноценно жить, необходимо овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в детском саду. Нужно постоянно помнить о том, что сейчас идеально здоровых детей немного, их практически нет. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья, число здоровых дошкольников за пару десятилетий уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10 процентов от числа детей, поступающих в школу. Не следует также забывать, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.

 

    Здоровье детей - богатство нации. При этом важнейшими факторами формирования здорового образа жизни детей является семья и дошкольные образовательные организации, поскольку именно благодаря этим социальным институтам формируется установка на ведение здорового образа жизни, закладываются основы индивидуального здоровья конкретных людей, в сово­купности составляющие здоровье всего общества в целом.

Но состояние здоровья детей дошкольного возраста по-прежнему сохра­няет неблагоприятные тенденции и требует к себе пристального внимания. В связи с этим встает проблема определения задач и содержания работы с дошкольниками и их родителями по усвоению норм и правил здорового образа жизни.

 

Основные принципы здорового образа жизни

 

Здоровый образ жизни является одним из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка.

В современной педагогике проблема сохранения здоровья детей и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни рассматривается многими отечественными исследователями: М.В. Антроповой, Е.А. Аркиным, И.А. Аршавским, Е.Н. Вавиловой, Ю.Ф. Змановским, Е.И. Иорданской, Д.В. Колесовым, Н.Н. Поддьяковым, А.Г. Хрипковой, Д.В. Хухлаевой, Л.И. Чу-лицкой и др. В их работах поднимаются вопросы проведения активной оздоровительной работы среди дошкольников с использованием в режиме дня всех естественных факторов внешней среды, повышения двигательной активности детей, обеспечения максимального пребывания их на открытом воздухе, рационального, богатого витаминами питания, соблюдения санитарно-гигиенических требований.

 

 

Режим дня


Следует помнить, что любая информация по организации режима дня носит рекомендательный характер. Правильная организация режима является важным фактором, влияющим на здоровье ребенка.

Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это в свою очередь создает наилучшие условия для работы и восстановления, тем самым способствует укреплению здоровья. Правильная организация режима играет огромную роль в предупреждении заболеваний.

Детей важно приучать к выполнению правил распорядка дня с  первых дней жизни. Это способствует формированию у них привычки к организованности, порядку, правильному отдыху. Чем младше ребенок, тем комфортнее ему в условиях правильного режима. Малыши, которые живут по строгому распорядку растут более уравновешенными, уверенными в себе, поскольку любая неожиданность не приводит их к стрессовым состояниям.

При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:

1. Строгое соблюдение.

2. Не допускаются постоянные изменения правил распорядка.

3. Обязательный учет возраста ребенок, его индивидуальных потребностей и особенностей.

4. Характер и продолжительность разных видов деятельности должны соответствовать развитию крохи и его способностям.

Правила "не" для детского режима:

В режиме обязательно выполнять два главных "НЕ":

1. Не сокращайте сон малыша;

2. Не проводите обучающие и развивающие мероприятия после 19 часов.
В таком случае взрослые смогут сохранить и улучшить состояние здоровья и способности малыша к обучению на много лет.

Признаки правильного распорядка:

Режим можно считать правильным в том случае, если в нем предусмотрено время на выполнение основных видов деятельности, в результате чего малышу обеспечивается:

• Хорошая работоспособность;

• Отсутствие переутомления;

• Повышение сопротивляемости организма.

Строгость соблюдения режима дня:

На его соблюдение влияют такие факторы:

Состояние здоровья малыша. Если ваш ребенок заболел, тогда рекомендуется увеличить сон и отдых;

Погодные условия: если хорошая погода – увеличивайте время прогулок.


Наиболее рациональный режим для дошкольников:

7.00 – 7.30 – пробуждение, гимнастика, водные процедуры;

8.00 – 8.30 – время первого завтрака;

9.00 – 10.00 – обучающие занятия;

10.00 – время второго завтрака;

10.20 – 12.00 – прогулки на улице;

12.30 – 13.00 – время обеда;

13.00 – 15.00 – дневной отдых;

15.30 – время полдника;

16.00 – 18.00 - игровая активность, прогулки и развлечения на улице, обучающие мероприятия;

18.30 – 19.00 – время ужина;

19.00 – 20.30 – игры, самостоятельные виды деятельности;

21.00 – подготовка и отход ко сну, сон.

Режим питания:

Все дошкольники нуждаются в 5-разовом приеме пищи:

1. Завтрак;

2. Второй завтрак;

3. Обед;

4. Полдник;

5. Ужин.
  

 

 

Организация сна:

Суточная продолжительность сна ребенка полностью зависит от его возраста:
• До 5 лет длительность сна должна составлять 12-12,5 часов в сутки;

• Дети от 5 до 7 лет должны спать по 11,5-12 часов в сутки.
Продолжительность ночного сна должна составлять не менее десяти часов.
Важно соблюдать такие правила подготовки к ночному сну:
• Не играйте в шумные игры;

• Ограничьте просмотр телевизора;

• Не разрешайте малышу играть в компьютерные игры.

Все перечисленные выше занятия сильно возбуждают нервную систему ребенка и значительно ухудшают его сон.

Полезен для здоровья ребенка дневной сон, продолжительность которого должна быть 1-2 часа. Часто случается так, что к семи годам, а иногда и раньше многие малыши отказываются от сна в дневное время. Родители должны сделать все возможное, чтобы ребенок в обед просто отдохнул от активности:

• Почитал;

• Просто помечтал;

• Полежал на кровати;

• Поиграл в пассивные игры.

Недостаточное количество отдыха негативно сказывается на здоровье ребенка, его настроении и способности к обучению и развитию [16].

 

О прогулках:

Пребывание на воздухе - одно из основных занятий малыша. Физическая активность важна как для сохранения здоровья, так и для настроения.

Гулять с детьми нужно каждый день [22].

Пребывание на улице - прекрасный способ закаливания.

Влияние воздуха на детский организм:

Улучшаются и ускоряются обменные процессы;

• Стимулируется работа сердечно-сосудистой системы;

• Нормализуется дыхание;

• Повышается устойчивость организма к инфекциям.

 

Особенности развивающих мероприятий:

С детьми-дошкольниками рекомендуется организовывать занятия по таким направлениям:

грамота; физкультура; творчество; математика; ознакомление с окружающим миром.
Благоприятное время для обучения:

• 9-12 часов;

• 16- 18 часов.

С малышами 3-4 лет достаточно проводить два занятия в день продолжительностью по 15-20 минут. С 5-6-летними детьми рекомендовано 2-3 занятия в день по полчаса.

Излишняя загруженность крохи занятиями отрицательно отразится на его здоровье. Как правило, это проявляется немного позднее в таких формах:
• Неврозы;

• Снижение иммунитета;

• Нарушение сна.

Важно не забывать о том, что у малыша должно оставаться некоторое количество времени, чтобы поиграть самостоятельно.

Нарушение режима:

Правильный распорядок не должен нарушаться в выходные или праздничные дни. В детском саду строго выполняется режим, но многие родители иногда дома нарушают его. Тогда малыш после выходных приходит уставшим или возбужденным, а не отдохнувшим. От нарушений распорядка дня страдают как дети, так и взрослые. Они тратят больше энергии, испытывают усталость, многое не успевают выполнить. Поэтому выполнение режима дошкольника важно для облегчения жизни всех членов семьи!
Наиболее часто нарушение режима вызвано такими причинами:

1. Недостаточная физическая активность малыша;

2. Увлеченность просмотром телевизора;

3. Увлеченность компьютерными играми;

4. Родители не осознают роль дневного сна.

Родители должны уделять повышенное внимание выполнению режима дня своего ребенка. Тогда у него будут формироваться положительные черты характера – организованность, самостоятельность, дисциплинированность, уверенность в своих силах!

 











Рациональное питание

В детском возрасте особенно велика роль питания, когда формируется пищевой стереотип, закладываются типологические особенности взрослого человека.

 

Режим и рацион

Соблюдение режима приема пищи включает количество приемов пищи, интервалы между ними, количественное и качественное распределение ее в течение дня.

Точный и целесообразный режим создает наиболее благоприятные условия для усвоения пищи. При беспорядочной, несвоевременной еде снижается выделение пищеварительных соков, утрачивается аппетит.

Меню следует составлять таким образом, чтобы мясные и рыбные блюда давались в первую половину дня, то есть на завтрак и обед, так как продукты, богатые белком, повышают обмен веществ и оказывают возбуждающее действие на нервную систему ребенка. Кроме того, они труднее перевариваются [4,8,13].

Чтобы рацион был разнообразным и включал необходимые группы продуктов, меню следует составлять на несколько дней вперед, лучше - на неделю. При этом следует учитывать, что молоко и молочные продукты должны быть неизменным ежедневным пунктом рациона. Первые и вторые блюда не должны повторяться чаще, чем через 2-3 дня.

Очень важно исключить однообразие в еде. Известно много примеров, когда люди страдали различными заболеваниями только из-за того, что употребляли одни и те же продукты. Например, авитаминоз РР в ряде стран Востока, где население питалось преимущественно кукурузой, или авитаминоз В в Японии, где в рационе преобладал полированный рис.

Ни один продукт не содержит комплекса всех необходимых человеку питательных веществ. Даже в таком полезном для детей продукте, как молоко, отсутствуют необходимые витамин С и железо, что может привести к анемии.

Особенно опасно в детском возрасте вегетарианство, то есть отказ от белков и жиров животного происхождения. Вегетарианская пища неполноценна как по аминокислотному, так и по витаминному составу. Кроме того, дефицит белка в питании ребенка приводит к снижению сопротивляемости инфекциям.

Не рекомендуются жаренные и копченые блюда, а также сильно соленые или приправленные острыми специями [14,15].

 

Полезные советы:

· дети не должны сидеть за столом в ожидании еды — это быстро вызывает утомление;

· следует избегать отрицательных эмоций во время кормления ребенка, обстановка должна быть спокойной и доброжелательной;

·  ни в коем случае не прибегайте к насильному кормлению, если он отказывается есть;

· не стремитесь во что бы то ни стало накормить ребенка, отвлекая его внимание от еды уговорами, сказками, музыкой, игрушками. Эти меры не помогают, а лишь усугубляют негативное отношение к еде, так как интерес ребенка во время еды к чему-либо постороннему тормозит выделение пищеварительных соков, что только снижает аппетит. В таких случаях может даже возникнуть стойкое нарушение аппетита — анорексия, заболевание, которое очень трудно поддается лечению.


Если нет аппетита

В причинах снижения аппетита у ребенка требуется разобраться и в первую очередь установить, не болен ли он. Если у него после некоторых блюд возникает рвота или появляются сыпь, отеки, то обязательно посоветуйтесь с врачом.

Иногда дети отказываются от некоторых блюд. Приучать малышей к новому блюду следует очень небольшими порциями.

Для возбуждения аппетита рекомендуется разнообразить рацион. В этом поможет порция несладкого сока (лимонного, яблочного, гранатового и др.) или бульона перед едой. С учетом возраста ребенка можно давать салаты из свежих овощей, винегреты с квашеной капустой и солеными огурцами, небольшой кусочек вымоченной сельди.

Важно с детства прививать детям полезные навыки. Перед едой мыть руки с мылом, уметь пользоваться столовым прибором и салфеткой. За столом ребенок не должен отвлекаться, разговаривать, смеяться, размахивать руками и болтать ногами. Приучите его есть аккуратно, не торопясь, но и не затягивая время пребывания за столом.

Есть нужно только за столом. Нельзя есть на ходу, во время приготовления уроков или игр и т.п. Во время еды дети должны тщательно разжевывать пищу настолько, чтобы она сама, без помощи жидкости, проскальзывала в желудок.

Правильная и красивая сервировка столов поднимает аппетит и создает доброжелательный настрой у окружающих. Не заставляйте детей есть то, что им не нравится. Ценность одного продукта в большинстве случаев можно заменить другим.

 

 

Роль воды в рационе ребенка
Вода составляет около 65 процентов массы тела человека, участвует почти во всех обменных процессах организма, входит в состав всех органов и тканей, играет большую роль в теплорегуляции.

Потребность в жидкости для детей 3-7 лет составляет около 60 мл на 1 кг массы тела в сутки. Вода поступает в организм, как в виде питья, так и с пищевыми продуктами. В овощах и фруктах воды содержится до 50 процентов, в молоке — 87 процентов, в хлебных продуктах — 47 процентов.

Некоторые дети привыкают пить во время еды или тотчас после супа. Это неправильно, так как чрезмерное количество жидкости перегружает желудок и создает дополнительную нагрузку на сердце и почки, снижает аппетит. Избыток жидкости способствует выведению из организма минеральных солей и витаминов. Дело в том, что обмен веществ ребенка сравнительно легко перестраивается. При чрезмерном поступлении в организм продуктов, особенно углеводов — мучных, кондитерских изделий и т.п., их излишки усиленно перерабатываются в жир. Происходит разрастание жировой ткани, и у ребенка наступает так называемое гиперцеллюлярное ожирение, которое особенно трудно поддается лечению.

Опасно и чрезмерное увлечение сладостями(конфеты, шоколад, пирожные, торты, мороженое). Это не только пагубно отражается на состоянии зубов (приводит к кариесу), но и является фактором риска в развитии диабета.
Из сладостей предпочтительнее в небольшом количестве мармелад, зефир или пастила, помадка, мед, простое печенье типа крекер.

Лучший пример — ваш собственный. Если вы будете питаться правильной и полезной пищей, то, скорее всего, ваши дети «пойдут по вашим стопам».

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: