Семинарское занятие Тема 1.4. Формирование норм литературного языка

1. Источники установления языковой нормы.

2. Словарь грамматических вариантов (источники, хранящиеся в Институте русского языка Академии наук).

3. Примеры из «Вопросника по современному русскому литературному произношению» (1960).

4. Три степени нормативности.        

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Назовите источники установления языковой нормы.

2. Составители словаря грамматических вариантов использовали источники, хранящиеся в Институте русского языка Академии наук. Перечислите их.

3. Почему возникают вопросы о произношении когда, где, иногда и смог, не мог?

4. Каким нормам подчиняется произношение заимствованных слов?

5. Охарактеризуйте коротко нормы первой, второй и третьей степеней.

6. Какова функция языковых норм?

7. От чего зависит литературная норма?

8. Раскройте следующий тезис: «Историческая смена норм литературного языка — закономерное, объективное явление».

Н.А. Николина. – 3-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

 

Семинарское занятие Тема 1.5. Устный и письменный регистры литературного языка

1. Устная и письменная формы литературного языка.

2. Языковые средства устной и письменной речи.

3. Общие свойства устной речи.

4. Особенности устной речи, выявленные лингвистами.

5. Связь устной и письменной форм литературного языка с различными сублексиконами (частными словарями).

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Почему устная речь является первичной по отношению к письменной?

2. Расскажите о различиях языковых средств письменной и устной речи.

3. Прокомментируйте яркие особенности устной речи, выявленные лингвистами.

4. Что представляет собой сублексикон?

5. Раскройте связь между устной и письменной формами литературного языка и различными сублексиконами (частными словарями).

Семинарское занятие Тема 1.6. Основы русской орфографии.                                        

1. Орфография и ее связь с графикой, словообразованием, морфологией.

2. Морфологический принцип русской орфографии.

3. Дифференцированное написание слов.

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1.Что обозначает термин орфография?

2. Назовите ведущий принцип русской орфографии.

3. Раскройте основы морфологического принципа русской орфографии.

4. Что Вам известно об отступлениях от морфологического принципа?

5. На фонетическом принципе основано правописание приставок, оканчивающихся на з. Расскажите об этом подробнее.

6. Что является основой традиционного принципа?

7. Что представляет собой дифференцированное написание слов? Приведите примеры.

 

Семинарское занятие Тема 1.7. Основы русской орфографии.

1. Принципы русской орфографии.

2. Перечень орфограмм. Их практическая систематизация.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Какое издание орфографического словаря является основным для русского языка?

2. Что отражено в полном академическом справочнике «Правила русской орфографии и пунктуации» (М., 2007)?

3. Перечислите принципы русской орфографии.

4. Назовите орфографические правила, регулируемые фонетическим принципом орфографии.

5. Приведите примеры правил, регулируемых морфологическим принципом орфографии.

6. Приведите примеры правил, регулируемых традиционным принципом написания.

7. Приведите примеры правил, основанных на принципе слитного, раздельного, полуслитного написания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: