Семинарское занятие Тема 1.8. Основы русской пунктуации

1. Общая характеристика системы норм пунктуации.

2. Тире между подлежащим и сказуемым.

3. Однородные члены предложения.

4. Обособление определений.

5. Обособление приложений.

6. Обособление обстоятельств и дополнений.    

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Что изучает пунктуация?

2. Какова роль пунктуационных правил?

3. Раскройте содержание следующего тезиса: «Современная русская пунк-

туация строится на смысловой и структурно–грамматической основах, которые взаимосвязаны и обусловливают друг друга, поэтому можно говорить о единой семантико – грамматической основе русской пунктуации».

4. В каких случаях на первый план выступает смысловая основа пунктуации?

5. Как Вы понимаете следующее утверждение: «Пунктуация в письменной речи, интонация в устной служат одним и тем же целям»?

Семинарское занятие Тема 1.9. Основы русской пунктуации

1. Обособление вводных слов и предложений.

2. Сложносочиненное предложение.

3. Сложноподчиненное предложение.

4. Бессоюзное сложное предложение.

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. На какой основе строится современная русская пунктуация?

2. В каких случаях на первый план выступает смысловая основа пунктуации, а в каких – структурно-грамматическая?

3. Какие правила сформулированы на грамматико-смысловой основе?

4. В каких изданиях наиболее полно отражены основы и правила русской пунктуации?

Раздел 2. Лексикография. Значение словарей в жизни человека.

Семинарское занятие Тема 2.1. Лексикография, ее теоретические основы

1.Словарь – явление общественное.

2.Словарь – феномен и продукт национальной культуры.

3.Функции словарей.

4.Лексикография как наука.

5.Лексикография, лингвистика и другие науки.

6.Основные принципы лексикографирования.

7.Универсальный словарь. 

8.Лексикографическая параметризация. 

9.Микроструктура словаря. 

10.Макроструктура словаря. 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Что обозначает понятие «пользовательский запрос»?

2. Раскройте суть принципа современной лексикографии «Ориентация на адресат».

3. Приведите несколько примеров пользовательских запросов.

4. Словарь – феномен и продукт национальной культуры. Прокомментируйте данное утверждение.

5. Перечислите основные функции словарей.

6. Что изучает лексикография?

7. Почему лексикографию считают синтетической наукой?

8. Расскажите о связи лексикографии с другими науками.

9. Перечислите основные принципы лексикографирования.

10.Что представляют собой лексикографические универсалии? Перечислите их.

11. Что представляет собой лексикографическая параметризация?

12. Что Вам известно о микроструктуре словаря?

13. Что включает в себя словарная статья?

14. Что Вам известно о макроструктуре словаря?

Семинарское занятие Тема 2.2. Обзорная характеристика словарей

1. Словари иностранных слов.

2. Словари языка писателя.

3. Словари синонимов и антонимов.

4. Словари омонимов и паронимов.

5. Исторические / этимологические словари.

6. Неография.

7. Ономастические словари.

8. Диалектные словари.

9. Словари ненормативной лексики.

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Что представляют собой словари иностранных слов? Перечислите несколько авторитетных изданий.

2. Какова задача словарей языка писателя? Приведите в пример несколько названий.

3. Расскажите о словарях синонимов и антонимов.

4. Что Вам известно о словарях омонимов?

5. Сформулируйте основную цель словарей паронимов.

6.  Понятие «исторические словари» имеет два значения. Прокомментируйте их.

7. Что изучает неография?

8. Какая информация представлена в ономастических словарях?

9. Описание какой лексики представлено в диалектных словарях?

10. Что Вам известно об истории создания словарей ненормативной лексики?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: