1. Общая характеристика системы норм пунктуации.
2. Тире между подлежащим и сказуемым.
3. Однородные члены предложения.
4. Обособление определений.
5. Обособление приложений.
6. Обособление обстоятельств и дополнений.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. Что изучает пунктуация?
2. Какова роль пунктуационных правил?
3. Раскройте содержание следующего тезиса: «Современная русская пунк-
туация строится на смысловой и структурно–грамматической основах, которые взаимосвязаны и обусловливают друг друга, поэтому можно говорить о единой семантико – грамматической основе русской пунктуации».
|
|
4. В каких случаях на первый план выступает смысловая основа пунктуации?
5. Как Вы понимаете следующее утверждение: «Пунктуация в письменной речи, интонация в устной служат одним и тем же целям»?
Семинарское занятие Тема 1.9. Основы русской пунктуации
1. Обособление вводных слов и предложений.
2. Сложносочиненное предложение.
3. Сложноподчиненное предложение.
4. Бессоюзное сложное предложение.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. На какой основе строится современная русская пунктуация?
2. В каких случаях на первый план выступает смысловая основа пунктуации, а в каких – структурно-грамматическая?
3. Какие правила сформулированы на грамматико-смысловой основе?
4. В каких изданиях наиболее полно отражены основы и правила русской пунктуации?
Раздел 2. Лексикография. Значение словарей в жизни человека.
Семинарское занятие Тема 2.1. Лексикография, ее теоретические основы
1.Словарь – явление общественное.
2.Словарь – феномен и продукт национальной культуры.
3.Функции словарей.
4.Лексикография как наука.
5.Лексикография, лингвистика и другие науки.
6.Основные принципы лексикографирования.
|
|
7.Универсальный словарь.
8.Лексикографическая параметризация.
9.Микроструктура словаря.
10.Макроструктура словаря.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. Что обозначает понятие «пользовательский запрос»?
2. Раскройте суть принципа современной лексикографии «Ориентация на адресат».
3. Приведите несколько примеров пользовательских запросов.
4. Словарь – феномен и продукт национальной культуры. Прокомментируйте данное утверждение.
5. Перечислите основные функции словарей.
6. Что изучает лексикография?
7. Почему лексикографию считают синтетической наукой?
8. Расскажите о связи лексикографии с другими науками.
9. Перечислите основные принципы лексикографирования.
10.Что представляют собой лексикографические универсалии? Перечислите их.
11. Что представляет собой лексикографическая параметризация?
12. Что Вам известно о микроструктуре словаря?
13. Что включает в себя словарная статья?
14. Что Вам известно о макроструктуре словаря?
Семинарское занятие Тема 2.2. Обзорная характеристика словарей
1. Словари иностранных слов.
2. Словари языка писателя.
3. Словари синонимов и антонимов.
4. Словари омонимов и паронимов.
5. Исторические / этимологические словари.
6. Неография.
7. Ономастические словари.
8. Диалектные словари.
9. Словари ненормативной лексики.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. Что представляют собой словари иностранных слов? Перечислите несколько авторитетных изданий.
2. Какова задача словарей языка писателя? Приведите в пример несколько названий.
3. Расскажите о словарях синонимов и антонимов.
4. Что Вам известно о словарях омонимов?
5. Сформулируйте основную цель словарей паронимов.
6. Понятие «исторические словари» имеет два значения. Прокомментируйте их.
7. Что изучает неография?
8. Какая информация представлена в ономастических словарях?
9. Описание какой лексики представлено в диалектных словарях?
10. Что Вам известно об истории создания словарей ненормативной лексики?