Семинарское занятие Тема 3.5. Лексические группы слов

1. Омонимы. Омофония.

2. Архаизмы, историзмы.

3. Неологизмы.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Какие слова называются омонимами? Приведите примеры.

2. Что Вам известно об омофонии?

3. Приведите примеры омофонов, омоформ, омографов.

4. Расскажите об использовании явления омофонии в художественной литературе.

5. Что представляет собой устаревшая лексика? Чем различаются историзмы и архаизмы?

6. Что называют неологизмы? Приведите примеры.

 

Семинарское занятие Тема 3.6. Смысловая точность речи. Оценка словоупотребления

1. Смысловая точность речи.

2. Лексическая сочетаемость.

3. Использование фразеологизмов.

4. Приёмы авторского преобразования фразеологизма.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой смысловая точность речи?

2. Неправильно выбранное слово может исказить смысл сообщения, стать причиной неясности высказывания, создать возможность его двоякого толкования, а также придать тексту нежелательную тональность. Подтвердите это на примерах.

3. Что определяет лексическую сочетаемость слов?

4. Приведите примеры нарушения лексической сочетаемости слов.

5. Охарактеризуйте два типа функционирования фразеологических единиц.

6. Назовите и прокомментируйте приемы авторского преобразования фразеологизма.

Семинарское занятие Тема 3.7. Стилистическое расслоение русской лексики

1. Разговорная лексика.

2. Книжная лексика.

3. Просторечная лексика.

4. Диалектная лексика.

5. Эмоционально-оценочная лексика.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Что определяет стилистическую окраску слова?

2. Что Вам известно о дифференциации современного русского словаря?

3. Перечислите единицы, которые можно объединить характеристикой «разговорное слово».

4. К каким речевым ситуациям тяготеют слова с пометой «книжное»?

5. Что характерно для просторечной лексики?

6. Какие слова относят к просторечным? Приведите примеры.

7. В просторечной лексике выделяется обширная группа словообразовательных модификаций литературных слов. Приведите примеры.

8. Какие слова называют диалектизмами?

9. Назовите языковые причины вхождения диалектизмов в литературный язык.

10. Оценочная лексика распадается на три группы, назовите их.

11. Эмоциональная окраска связана со спектром переживаемых человеком чувств. Назовите виды такой окраски, приведите примеры.

Семинарское занятие Тема 3.8. Стилистическая фразеология

1. Фразеологический фонд русского языка.

2. Стилистическая окраска фразеологизмов.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Что представляет собой фразеологический оборот?

2. Фразеологический фонд русского языка, как и любого другого, имеют яркую национально-культурную специфику. Расскажите об этом подробнее.

3. Русский фразеологический фонд содержит и обороты, заимствованные из других языков посредством устных и книжно-письменных контактов. Приведите примеры.

4. Что Вам известно о стилистической окраске фразеологизмов?

Семинарское занятие Тема 3.9. Стилистический синтаксис.

1. Порядок слов в простом предложении.

2. Согласование подлежащего и сказуемого.

3. Некоторые случаи управления.

4. Построение текстов.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Какие возможности дает прямой порядок слов в предложениии?

2. Какой порядок слов является прямым? Приведите примеры.

3. Что представляет собой логическое ударение?

4. Что Вам известно о согласовании подлежащего и сказуемого?

5. Какие глаголы являются переходными? В каких случаях употребление родительного падежа желательно?

6. В каких случаях желательно употребление винительного падежа?

7. Что представляет собой текст?

8. Что необходимо для определения структуры текста?

9. Назовите и охарактеризуйте уровни понимания текста.

10.Назовите и охарактеризуйте композиционные части текста.

Раздел 4. Культура устной и письменной речи


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: