Семинарское занятие Тема 2.3. Обзорная характеристика словарей

1. Ортологические словари.

2. Сочетаемостные словари.

3. Фразеологические словари.

4. Словообразовательные словари.

5. Словари сокращений.

6. Ассоциативные словари.

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Что изучает ортология?

2. Какие словари называют ортологическими?

3. Какая информация представлена в орфоэпических словарях. Назовите несколько изданий.

4. Что содержат орфографические словари? Назовите несколько изданий.

5. Назовите ортологические словари, фиксирующие трудности современного словоупотребления.

6. Кому адресованы профессионально-ориентированные ортологические словари?

7. Что представляет собой комплексный ортологический словарь?

8. Какая информация представлена в словарях сочетаемости слов?

9. Что Вам известно о фразеологических словарях?

10.Что представляет собой словообразовательный словарь?

11. К словообразовательным словарям тесно примыкают словари сокращений. Расскажите о них.

12. Раскройте связь между психолингвистикой и ассоциативными словарями.

 

Раздел 3. Лексическая стилистика

Семинарское занятие Тема 3.1. Однозначность и многозначность как свойства слова. Синонимия

1. Полисемия и моносемия.

2. Синонимические средства языка.

3. Типы синонимов.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Охарактеризуйте полисемию и моносемию как свойства слова. Приведите примеры.

2. Развитие полисемии – процесс, растянутый во времени. Расскажите об этом подробнее.

3. Между значениями многозначного слова сохраняются определенные смысловые связи. Приведите примеры.

4. Что представляет собой синонимия?

5. Раскройте понятия синонимический ряд, доминанта. Приведите примеры.

6. Перечислите типы синонимов, охарактеризуйте их, приведите примеры.

Семинарское занятие Тема 3.2. Роль процесса заимствования иноязычных слов в расширении русской синонимики.

4. Процесс пополнения синонимических рядов.

5. Интенсивность процесса заимствования иноязычных слов.

6. Пласт интернационализмов. Фонд греческих и латинских корней.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Назовите источники пополнения синонимических рядов.

2. Как Вы понимаете следующее утверждение: «Процесс заимствования является языковой универсалией»?

3. Процесс заимствования иноязычных слов идет разной интенсивностью. Расскажите об этом подробнее.

4. Что представляют собой интернационализмы?

5. Приведите примеры греческих заимствований.

6. Приведите примеры латинских заимствований.

Семинарское занятие Тема 3.3. Паронимия. Антонимия.

1. Паронимы, их роль в речи.

2. Виды паронимов по словообразовательной структуре.

3. Антонимия как языковое средство для выражения противоположности.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Что представляют собой паронимы? Приведите примеры.

2. Классифицируйте паронимы по словообразовательной структуре.

3. Какова роль паронимов в нашей речи?

4. Что является причиной смешения и неправильного употребления паронимов в речи?

5. Охарактеризуйте антонимию как языковое средство.

6. Назовите виды антонимов, приведите примеры.

Семинарское занятие Тема 3.4. Тропы и фигуры как средства образной речи

1. Тропы, их виды: метафора, метонимия, синекдоха, олицетворение, эпитет,  сравнение, гипербола,  антономасия.

2. Фигуры речи: антитеза, перифраза,  градация,  эллипсис, зевгма, анафора,  эпифора,  симплока, оксюморон,  период.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Что представляют собой тропы?

2. Какие виды тропов Вам известны?

3. Дайте определение понятия метафора, приведите примеры.

4. Что называется метонимией? Приведите примеры.

5. Охарактеризуйте синекдоху, олицетворение, эпитет, сравнение, гиперболу. Приведите примеры.

6. Что обозначает термин фигуры речи?

7. Перечислите виды фигур речи, коротко охарактеризуйте их, приведите примеры.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: