Семинарское занятие Тема 4.5. Письменная деловая речь

1. Деловая документация.

2. Деловое письмо. Виды деловых писем.

3. Особенности русской и зарубежной школ делового письма.

4. Современные рекомендации по составлению деловых документов.

 

Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.

Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).

Контрольные вопросы:

1. Какие требования предъявляются к служебной информации?

2. Что представляет собой документирование?

3. Назовите общие и специальные функции документа.

4. Какие документы относят к личным?

5. Что представляют собой клишированные формы?

6. Расскажите о структуре и содержании распорядительного документа.

7. Какие документы относят к административно-организационным?

8. Какие документы относят к информационно-справочным?

9. Что представляет собой деловое письмо? Назовите виды деловых писем.

10.Охарактеризуйте композицию и речевые формулы делового письма.

11. Что является главной особенностью русской официально-деловой письменной речи?

12. Чем отличаются западная и американская школы делового письма от русской?

13. Каковы современные рекомендации по составлению деловых документов?

                         Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов по изучению дисциплины «Русский язык и культура речи» предусматривает выполнение коллективных и индивидуальных заданий.

Коллективные задания для самостоятельной работы выполняются всеми студентами и предусматривают обобщение учебного материала по отдельным вопросам курса (по отдельным темам) в виде опорного конспекта. Выполнение этих заданий контролируется преподавателем во время проведения практических и семинарских занятий путем тестирования, участия в дискуссии, выполнения ситуационных заданий и тому подобное, а также при проведении текущего контроля знаний по дисциплине.

Самостоятельная внеаудиторная работа студента предусматривает выполнение индивидуальных заданий – подготовку устных сообщений по теме, самотестирование, подготовку реферата с его следующей презентацией в аудитории, выполнение практических заданий.

В случае необходимости студенты могут обращаться за консультацией преподавателя согласно графику консультаций, утвержденному кафедрой.

Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки

Для направлений подготовки: 35.03.03 Агрохимия и агропочвоведение; 35.03.04 Агрономия; 35.03.05 Садоводство; 36.03.02 Зоотехния

Названия разделов и тем

Количество часов

Дневная форма Заочная форма

Раздел 1. Язык и коммуникация. Правильность речи и нормы литературного языка.

Тема 1.1. Русский язык и культура речи как учебная дисциплина. Культура общения и культура речи. Входной контроль. 2     4
Тема 1.2. Русский язык среди других языков мира. Характеристика русского языка XX века. Заимствованные слова. Социальные варианты русского языка. 2 3
Тема 1.3. Языковая норма, ее динамика и вариативность.     2 3    
Тема 1.4. Формирование норм литературного языка. 2 3
Тема 1.5. Устный и письменный регистры литературного языка. 2 3
Тема 1.6. Основы русской орфографии. 2 3
Тема 1.7. Основы русской орфографии. 2 3
Тема 1.8. Основы русской пунктуации. 2 3
Тема 1.9. Основы русской пунктуации. 2 3
Итого по разделу 1 18 28
За 3-й семестр 18  28

Раздел 2. Лексикография. Значение словарей в жизни человека.

Тема 2.1. Лексикография, ее теоретические основы. 12 14
Тема 2.2. Обзорная характеристика словарей. 12 14
Тема 2.3. Обзорная характеристика словарей. 12 12
Итого по разделу 2 36 40

Раздел 3. Лексическая стилистика

Тема 3.1. Однозначность и многозначность как свойства слова. Синонимия. 9 10
Тема 3.2. Роль процесса заимствования иноязычных слов в расширении русской синонимики. 9 10
Тема 3.3. Паронимия. Антонимия. 9 10
Тема 3.4. Тропы и фигуры как средства образной речи. 9 10
Тема 3.5. Лексические группы слов. 9    10
Тема 3.6. Смысловая точность речи. Оценка словоупотребления. 9 10
Тема 3.7. Стилистическое расслоение русской лексики. 8 10
Тема 3.8. Стилистическая фразеология. 8 10
Тема 3.9. Стилистический синтаксис. 8 10
Итого по разделу 3 78 90

Раздел 4. Культура устной и письменной речи 

Тема 4.1. Культура речевого общения. 8 11
Тема 4.2. Речевое взаимодействие. 8 10
Тема 4.3. Диалогическое деловое общение. 4 5
Тема 4.4. Монологическое деловое общение.     4 5
Тема 4.5. Письменная деловая речь. 8 11
Итого по разделу 4 32 42
За 4-й семестр 146 172

Тематика самостоятельной работы для коллективной проработки

 Для специальности: 36.05.01 Ветеринария

Названия разделов и тем

Количество часов

Дневная форма Очно-заочная форма

Раздел 1. Язык и коммуникация. Правильность речи и нормы литературного языка.

Тема 1.1. Русский язык и культура речи как учебная дисциплина. Культура общения и культура речи. Входной контроль. 2     4
Тема 1.2. Русский язык среди других языков мира. Характеристика русского языка XX века. Заимствованные слова. Социальные варианты русского языка. 2 3
Тема 1.3. Языковая норма, ее динамика и вариативность.     2 3    
Тема 1.4. Формирование норм литературного языка. 2 3
Тема 1.5. Устный и письменный регистры литературного языка. 2 3
Тема 1.6. Основы русской орфографии. 2 3
Тема 1.7. Основы русской орфографии. 2 3
Тема 1.8. Основы русской пунктуации. 2 3
Тема 1.9. Основы русской пунктуации. 2 3
Итого по разделу 1 18 18
За 3-й семестр 18  18

Раздел 2. Лексикография. Значение словарей в жизни человека.

Тема 2.1. Лексикография, ее теоретические основы. 12 14
Тема 2.2. Обзорная характеристика словарей. 12 14
Тема 2.3. Обзорная характеристика словарей. 12 12
Итого по разделу 2 36 40

Раздел 3. Лексическая стилистика

Тема 3.1. Однозначность и многозначность как свойства слова. Синонимия. 9 10
Тема 3.2. Роль процесса заимствования иноязычных слов в расширении русской синонимики. 9 10
Тема 3.3. Паронимия. Антонимия. 9 10
Тема 3.4. Тропы и фигуры как средства образной речи. 9 10
Тема 3.5. Лексические группы слов. 9    10
Тема 3.6. Смысловая точность речи. Оценка словоупотребления. 9 10
Тема 3.7. Стилистическое расслоение русской лексики. 8 10
Тема 3.8. Стилистическая фразеология. 8 10
Тема 3.9. Стилистический синтаксис. 8 10
Итого по разделу 3 78 90

Раздел 4. Культура устной и письменной речи 

Тема 4.1. Культура речевого общения. 8 11
Тема 4.2. Речевое взаимодействие. 8 10
Тема 4.3. Диалогическое деловое общение. 4 5
Тема 4.4. Монологическое деловое общение.     4 5
Тема 4.5. Письменная деловая речь. 8 11
Итого по разделу 4 32 42
За 4-й семестр 146 162

Учебно-методическое обеспечение дисциплины:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: