1. Речевой этикет. Назначение речевого этикета.
2. Формулы речевого этикета.
3. Обращение в русском речевом этикете.
4. Речевая культура вопросов и ответов.
5. Слушание и его активизация.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. Расскажите о происхождении слова этикет.
2. Что предусматривает деловой этикет?
3. Что представляет собой речевой этикет?
4. Какие факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?
5. Охарактеризуйте формулы речевого этикета.
6. Что представляют собой эвфемизмы?
7. Расскажите об обращении в русском речевом этикете.
8. Расскажите о проблеме общеупотребительного обращения в неофициальной обстановке.
9. Назовите и прокомментируйте основные приемы активного слушания.
Семинарское занятие Тема 4.2. Речевое взаимодействие
1. Эффективное общение и дружелюбное общение.
2. Кооперативное и некооперативное поведение.
3. Общие принципы коммуникации.
4. Основные тактики общения.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. За счет чего создается хорошая коммуникативная атмосфера?
2. В результате чего возникает плохая коммуникативная атмосфера?
3. Охарактеризуйте кооперативный и некооперативный варианты поведения.
4. Назовите общие принципы коммуникации.
5. Перечислите и прокомментируйте правила принципа кооперации.
6. Какие правила включает принцип вежливости?
7. Назовите и охарактеризуйте основные тактики общения.
Семинарское занятие Тема 4.3. Диалогическое деловое общение
1. Особенности делового общения. Речевая самопрезентация.
2. Деловая беседа.
3. Деловые переговоры.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. Что представляет собой процесс делового общения?
2. В каких формах реализуется деловое общение?
3. Что Вам известно о речевой самопрезентации?
4. Каким образом формируется вербальный имидж?
5. Что обозначает понятие «деловая беседа»?
6. Какие функции выполняет деловая беседа?
7. Назовите этапы деловой беседы.
8. Расскажите о возможных методах начала беседы.
9. Что Вам известно о так называемом «ВЫ-подходе»?
10. Какова цель деловых переговоров?
11. Наиболее успешная модель переговоров была предложена в рамках Гарвардского проекта по переговорам. Расскажите об этом подробнее.
12. Перечислите и коротко охарактеризуйте основные методы проведения переговоров.
Семинарское занятие Тема 4.4. Монологическое деловое общение. Устное публичное выступление
1. Требования к публичной речи.
2. Классификация речей.
3. Выступление с публичной речью.
4. Подготовка публичной речи.
Цель занятия: повышение орфографической, пунктуационной, культурно-речевой грамотности в ходе изучения теоретического материала и его закрепления в процессе выполнения практических заданий.
Оснащение: методические рекомендации для проведения семинарских занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»; учебные пособия; тезисы докладов студентов;карточки с практическими заданиями (дидактический материал).
Контрольные вопросы:
1. Назовите и прокомментируйте требования к публичной речи.
2. Какие советы начинающим ораторам дает Поль Л. Сопер в книге «Основы искусства речи. Книга о науке убеждать»?
3. Что Вам известно о классификации речей?
4. Какие факторы нужно учесть при подготовке к выступлению с публичной речью?
5. Перечислите этапы подготовки публичной речи.
6. Из каких частей должно состоять выступление?
7. Назовите цели основной части выступления.
8. Расскажите о возможных способах изложения материала.
9. Какова специфика вступительной и заключительной части текста выступления?