Содержание учебного предмета «Обществознание»

Класс

Раздел 1. Человек. Деятельность человека

Природные (биологические) и общественные (социальные) свойства человека: общение, труд, совместная деятельность, мышление, язык. Биологические отличия человека от животного: прямохождение; рука, способная к сложным действиям; большой и развитый мозг; членораздельная речь. Единство социальных и биологических свойств человека: человек - существо биосоциальное. Индивид, индивидуальность, личность.

Основные возрастные периоды жизни человека. Возраст биологический и социальный. Особенности подросткового возраста. Отрочество (подростковый возраст) — наиболее сложный период жизненного пути человека. Отношения между поколениями. Связь поколений - основа сохранения и развития общества.

Потребности и способности человека. Виды потребностей. Классификация потребностей. Мнимые потребности. Формирование потребностей. Способности и их виды. Талант, гениальность. Развитие способностей. Особые потребности людей с ограниченными возможностями здоровья. Проявления и причины ограничения возможностей человека. Как государство и общество помогают людям с особыми потребностями.

Понятие деятельности. Субъект и объект деятельности. Цель, средства, результат деятельности. Многообразие видов деятельности: игра, труд, общение, учение. Роль деятельности в жизни человека и общества.

Познание человеком мира и самого себя. Познавательная деятельность. Цель познания — получение знаний. Чувственное и рациональное познание. Мышление. Понятие, суждение, умозаключение. Научное и ненаучное познание. Самопознание.

Человек в малой группе. Социальные группы. Большие и малые группы. Семья. Роль семьи в жизни общества и человека.

Межличностные отношения. Личные и деловые отношения. Лидерство. Конфликты в обществе. Виды конфликтов. Межличностные конфликты, их причины и способы их разрешения. Здоровье человека. Факторы, влияющие на состояние здоровья. Здоровый образ жизни. Социальная значимость здорового образа жизни.

Раздел 2. Общество

Взаимосвязь общества и природы. Особенности общества. Общество и человек. Основные сферы общественной жизни: экономическая, духовная, социальная, политическая. Взаимодействие сфер жизни общества.

Типы обществ. Традиционное (доиндустриальное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Развитие общества. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Пути общественного прогресса - революция, реформа.

Мир как единое целое. Усиление взаимосвязей стран и народов. Глобализация. Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь. Глобальные проблемы современности: экологические, энергетические, демографические.

Экологический кризис и пути его разрешения. Опасность международного терроризма.

Современное российское общество, особенности его развития. Россия - часть мирового сообщества.

Раздел 3. Социальные нормы

Социальные нормы как регуляторы поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Социальный контроль. Социальные санкции (формальные и неформальные, позитивные и негативные). Отклоняющееся поведение.

Социализация личности. Факторы социализации. Социальная роль. Особенности социализации в подростковом возрасте. Общественные ценности. Материальные и духовные ценности. Нравственные ценности. Патриотизм и гражданственность.

Эстетические ценности. Роль ценностей в жизни общества и человека.

Мораль, этика, нравственность. Зачем нужны моральные нормы. «Золотое правило» нравственности. Моральная оценка. Добро и зло. Совесть. Моральная ответственность и нравственный выбор.

Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Право и мораль: общее и различия.

 

 

7 класс

Раздел 1. Сфера духовной жизни общества

Духовная и практическая деятельность. Духовные потребности. Формирование духовных ценностей. Структура духовной сферы. Культура, её многообразие и основные формы. Наука в жизни современного общества. Научное знание. Точные науки, науки о природе и обществе. Фундаментальные и прикладные науки. Наука и мораль. Нравственная ответственность учёных. Становление современной науки и научно-технический прогресс. Развитие науки в России.

Образование, его значимость в условиях информационного общества. Образование и его функции в современном обществе. Непрерывное образование. Самообразование. Система образования в Российской Федерации. Уровни общего образования. Профессиональное образование. Дополнительное образование. Государственная итоговая аттестация (выпускные экзамены).

Искусство и духовный мир человека. Виды (формы) искусства. Народная, массовая и элитарная культура. Влияние искусства на развитие личности.

Религия как форма культуры. Основные виды религий. Мировые религии. Влияние религии на искусство и науку. Роль религии в жизни общества. Государство и религия. Свобода совести.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: