Задание для самоконтроля

Рабочая тетрадь

для внеаудиторной самостоятельной работы студентов

по дисциплине

ОП. 01 «Основы латинского языка

 с медицинской  терминологией»

 

студентки(та) ______________   группы,   

________________________________________________________________________________фио

 

 

                                                                   

 

                                                                  

 

 

                          

Асбест

2019

Рассмотрено                                                       УТВЕРЖДАЮ

 на заседании ЦМК ОД и ОПД                      Зав. учебной частью

«___»______________2019 г.                            ___________Г.М.Котова

 Председатель ЦМК ОД и ОПД                      «___»___________2019 г.

______________Е.Н.Скворцова

 

 

 Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработана на основе требований ФГОС по специальностям в соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов на практических занятиях по специальностям 31.02.01 Лечебное дело (углубленной подготовки) и 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки).

 

 

Составитель: Белозерских Ольга Михайловна,

                    преподаватель латинского языка

 

 

Пояснительная записка

Рабочая тетрадь составлена в помощь студентам  при изучении дисциплины  «Основы латинского языка с медицинской терминологией»; предназначена для аудиторной практической работы и внеаудиторной самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по дисциплине. 

Главной целью изучения латинского языка в медицинском колледже является приобретение знаний, которые понадобятся студентам при изучении общепрофессиональных и клинических дисциплин. По окончании курса латинского языка студенты должны:

§ уметь читать и писать по латыни;

§ знать основы грамматики, необходимые для построения фармацевтических терминов;

§ в пределах пройденной лексики уметь переводить с русского языка на латинский простые и многословные фармацевтические термины;

§   в пределах пройденной лексики уметь переводить рецепты с русского языка на латинский и обратно; оформлять их по заданному нормативному образцу.

§ руководствуясь знаниями о  словообразовательных элементах, уметь «извлекать понятие» из клинического термина и конструировать термины;

§ знать около 500 лексических единиц.

Основной учебник для студентов:

Городкова Ю.И. Латинский язык, Ростов - на - Дону «Феникс», 2015 г.





Тематический план

Практических занятий

№№ темы

Наименование темы

часы оценка
1 Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии. Подсистемы медицинской терминологии. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога. 2  
2 Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on. 2  
3 Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии 2  
4 3 склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений 2  
5 Глагол. Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках.   2  
6 Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта, его форма. Сослагательное наклонение в рецепте. Рецептурные сокращения. Латинская часть рецепта. Особенности выписывания лекарственных препаратов в рецепте.   2  
7 Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты.   2  
8 Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-,  -ism- в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении.   2  
9 Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Латинские пословицы и афоризмы.  2  

Практическое занятие №1

Тема: Фонетика, долгота и краткость слогов, ударение

После выполнения домашнего задания студент должен:

знать:

ü алфавит;

ü правила чтения букв и буквосочетаний;

ü правила ударения;

ü лексический минимум.

уметь:

ü определять долготу или краткость второго слога от конца слова;

ü ставить ударение;

ü читать и писать по латыни.

Обязательные для выполнения задания:

I. Выучить латинский алфавит (по учебнику).

II. Выучить материал лекции.

III. Ознакомиться с материалом учебника  стр. 6-16, 17-29.

IV. Ответить на вопросы:

1. Сколько букв в латинском алфавите?

2. Сколько гласных букв в латинском языке? Перечислите  их.

3. Что такое дифтонг?  Назовите  дифтонги латинского  языка.

4. Когда  дифтонги читаются раздельно?

5. Что такое диграфы? Назовите их.

6. Сколько согласных букв в латинском языке? Назовите их.

7. Какие буквосочетания используются в словах греческого происхождения?

8. Сформулируйте  правило ударения.

Задание №1

Прочитать вслух:         


      rete

      tuber

      venter

      vena

      antrum

      femur

      gutta

      mater

      aorta

      atrium

      foramen

       vertebra

         membrana

      abdomen

      gingiva




Задание №2

Заполнить схему произношения буквы С:                                                                       

                                                                 

                                [ц]_____________________________________________

 С

                                                                   

                                 [к]_____________________________________________

 

Прочитать вслух, обратить внимание на произношение буквы С:     


cito

cerebrum

acidum

costa

corpus

caput

cytologia

cystitis

ductus

incus

corona

cor

succus

medicina

fascia

  caecum

coelia

cocci

cellula 

rectum 






Задание №3

Написать буквенные обозначения следующих звуков:

 


· э

 

· и

 

 


· в

 

 


· ци

 

 


· т

 

 


· р

 

 


· ф

 

 


· з

 

 


· к

 

 


     х












Задание №4

    

  


 

Выписать термины из задания 2, в которых буква С произносится  как   русское [ц],  в один столбик и как русское [к] в другой:               



[ц] [к]
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   

 




Задание №5

Заполнить схему произношения буквы S:

                                       

 S =

[з]
[с]

Задание №6

Прочитать вслух:     


     


fossa

dosis

mensis

bursa

venosus

sterilisare

organismus

sulfur

vasa

basis

medicus

sapiens

musculus

nusus

  spasmus

  systema

  sinus

  septum

  manus

  nasalis





Задание №7

Выписать термины из задания 8.1, в которых буква S произносится как  русское [с] в один столбик и как русское [з] – в другой :


[з] sterili s are [c] s terilisare
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   



Задание №8

Написать латинские дифтонги и их транскрипцию:


1) В – [б ]

2) В – [б ]

3) В – [б ]

4) В – [б ]


 





Задание №9

Прочитать вслух, подчеркнуть дифтонги:


   pleura

vertebrae

Raunatinum

oedema

coelia

diploё

Aloё

pnoё

aёr

auditus

Europa

aeger

auris

amoeba

audire

Foeniculim

Althaea

gangraena


Прочитать вслух, подчеркнуть диграфы:    


thorax

Althaea

Mentha

therapia

charta

Chininum

bronchus

Chamomilla

Camphora

Phosphorus

typhus

lympha

encephalon

Rheum

rhizoma

rhinitis

rhachitis

rheumatismus


 





Задание №10

Прочитать вслух, обратить внимание на произношение сочетания букв qu:


Quercus

aqua

quantum

liquor

quadratus

aquosus            quartus

 

quartus

obliquus




Задание №11

Прочитать вслух, обратить внимание на произношение букв x и z:


zona

zoluna

zoologia

benzoas

Dibazolum

radix

apex

axis

dexter

maxilla

externus

appendix

cortex

mixtura

oxydum

Xeroformium

sex

extractum

Taraxacum

exitus


Прочитать вслух, обратить внимание на чтение слога ti :


digestio

operatio

Tilia

solutio

combustio

Liquiritia

auscultatio

mixtio

vitium

tinctura


Прочитать вслух, обратить внимание на произношение словосочетания ngu:


lingua

angulus

angularis

lingula  

unguentum

 

unguis

sanguis


Прочитать вслух, обратить внимание на произношение сочетания sch:


Schizandra

schola

schizma

os ischii

ischiadicus

ischinum

 










Задание №12

Разделить слова на слоги, определить долготу или краткость второго слога от конца слова и поставить ударение:

costa cós-ta cerebrum сe-re-brum
bulbus      Aether  
manus    Althaea  
Belladonna   Ephedra  
palpebra   Oryza  
scabies   ampulla  


Задание №13

Поставить ударение, учитывая долготу или краткость суффиксов:

 


I

vertebralis

vernalis

capillaris

caudatus

cavernosus

II

caninus

spirituosus

aquosus

sterilisatus

palatinus


III

mixtura

sutura

medicus

chloridum

frigidus

IV

iodidum

liquidus

globulus

foveola

similis



Задание №14

  Написать по памяти диктант:


 


ромашка   красавка  
настойка   календула  
алтей   таблетка  
трава   капля  
бумага   вода  

Работа с лексикой:

Слова для запоминания.

1.Названия растений.

1. Althaea, ae, f алтей, проскурняк
2. Aloё сабур, столетник, алоэ
3. Eucalyptus, i, f эвкалипт
4.Rheum, i, n ревень
5. Absinthium, i, n полынь
6. Convallaria, ae, f ландыш
7. Foeniculum, i, n укроп
8. Crataegus, i, f боярышник
9.Farfara, ae, f матьи-и-мачеха

2. Названия элементов.

10. Aurum, i,n золото
11. Cuprum, i,n медь
12. Iodum, i, n йод
13. Kalium, i, n калий
14. Phosphorus, i, m фосфор
15. Zincum, I, n цинк

3.Лекарственные формы.

16. dragee драже
17. gutta, ae, f капля
18. solutio, onis, f раствор
19. unguentum, i, n мазь
20. decoctum, i, n отвар
21. infusum, i, n настой
22. mixtura, ae, f смесь, микстура
23. suspensio взвесь твердых частиц в жидкости, суспензия



Задание для самоконтроля.

1. Звук Э передается гласными _________ и дифтонгами___________.

2. Для обозначения звука И в начале слова или слога перед гласными употребляется буква ______или_______.

3. Звук К обозначается чаще всего буквой _________.

4. Звук Ф передается буквой _________ или диграфом _________.

5. Звук И в одних словах передается буквой _________, а в других  - греческого происхождения -  буквой_______.     

6. В слове spatium  ti читается как_________.

7. Сочетание ti после согласных s и x всегда читается как_________.

8. Сочетание звуков кв всегда передается буквами_______________.

9. С произносится как Ц перед гласными: _______________.

10. В термине caput costa С читается как _________.

11.  S между гласными произносится как _______.

12.  В слове sulcus s читается как ________.

13. Сочетание ngu перед гласными произносится как __________.

Nota bene! - Хорошо заметь, обрати внимание!

Работа над ошибками



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: