Рабочая тетрадь
для внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по дисциплине
ОП. 01 «Основы латинского языка
с медицинской терминологией»
студентки(та) ______________ группы,
________________________________________________________________________________фио
Асбест
2019
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
на заседании ЦМК ОД и ОПД Зав. учебной частью
«___»______________2019 г. ___________Г.М.Котова
Председатель ЦМК ОД и ОПД «___»___________2019 г.
______________Е.Н.Скворцова
Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработана на основе требований ФГОС по специальностям в соответствии с рабочей программой дисциплины ОП.01 «Основы латинского языка с медицинской терминологией» и предназначена для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов на практических занятиях по специальностям 31.02.01 Лечебное дело (углубленной подготовки) и 34.02.01 Сестринское дело (базовой подготовки).
|
|
Составитель: Белозерских Ольга Михайловна,
преподаватель латинского языка
Пояснительная записка
Рабочая тетрадь составлена в помощь студентам при изучении дисциплины «Основы латинского языка с медицинской терминологией»; предназначена для аудиторной практической работы и внеаудиторной самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по дисциплине.
Главной целью изучения латинского языка в медицинском колледже является приобретение знаний, которые понадобятся студентам при изучении общепрофессиональных и клинических дисциплин. По окончании курса латинского языка студенты должны:
§ уметь читать и писать по латыни;
§ знать основы грамматики, необходимые для построения фармацевтических терминов;
§ в пределах пройденной лексики уметь переводить с русского языка на латинский простые и многословные фармацевтические термины;
§ в пределах пройденной лексики уметь переводить рецепты с русского языка на латинский и обратно; оформлять их по заданному нормативному образцу.
§ руководствуясь знаниями о словообразовательных элементах, уметь «извлекать понятие» из клинического термина и конструировать термины;
§ знать около 500 лексических единиц.
Основной учебник для студентов:
Городкова Ю.И. Латинский язык, Ростов - на - Дону «Феникс», 2015 г.
|
|
Тематический план
Практических занятий
№№ темы | Наименование темы | |||
часы | оценка | |||
1 | Введение. Краткая история латинского языка, его роль в медицине и общегуманитарное значение. Общие сведения о медицинской терминологии. Подсистемы медицинской терминологии. Фонетика. Латинский алфавит. Произношение гласных, согласных, дифтонгов и буквосочетаний. Правила постановки ударения. Долгота и краткость слога. | 2 | ||
2 | Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словарная форма. Определение склонения. Существительные 1-го и 2-го склонения. Несогласованное определение. Латинизированные греческие существительные на –on. | 2 | ||
3 | Имя прилагательное. Грамматические категории прилагательных: род, число, падеж. Две группы прилагательных. Словарная форма. Прилагательные первой и второй группы. Согласованное определение. Сравнительная и превосходная степень прилагательных и их употребление в анатомической терминологии | 2 | ||
4 | 3-е склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений | 2 | ||
5 | Глагол. Грамматические категории: лицо, число, время, наклонение. Словарная форма. Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование повелительного и сослагательного наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках. | 2 | ||
6 | Краткие сведения о рецептуре. Структура рецепта, его форма. Сослагательное наклонение в рецепте. Рецептурные сокращения. Латинская часть рецепта. Особенности выписывания лекарственных препаратов в рецепте. | 2 | ||
7 | Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ. Греко-латинские дублеты. | 2 | ||
8 | Терминологическое словообразование. Особенности структуры клинических терминов. Суффиксы -oma, -it(is)-, -ias(is)-, -os(is)-, -ism- в клинической терминологии. Греко-латинские дублеты, обозначающие части тела, органы, ткани. Анализ клинических терминов по ТЭ, конструирование терминов в заданном значении. | 2 | ||
9 | Терминологическое словообразование. Латинские и греческие числительные-приставки и предлоги в медицинской терминологии. Профессиональные медицинские выражения на латинском языке. Латинские пословицы и афоризмы. | 2 |
Практическое занятие №1
Тема: Фонетика, долгота и краткость слогов, ударение
После выполнения домашнего задания студент должен:
знать:
ü алфавит;
ü правила чтения букв и буквосочетаний;
ü правила ударения;
ü лексический минимум.
уметь:
ü определять долготу или краткость второго слога от конца слова;
ü ставить ударение;
ü читать и писать по латыни.
Обязательные для выполнения задания:
I. Выучить латинский алфавит (по учебнику).
II. Выучить материал лекции.
III. Ознакомиться с материалом учебника стр. 6-16, 17-29.
IV. Ответить на вопросы:
1. Сколько букв в латинском алфавите?
2. Сколько гласных букв в латинском языке? Перечислите их.
3. Что такое дифтонг? Назовите дифтонги латинского языка.
4. Когда дифтонги читаются раздельно?
5. Что такое диграфы? Назовите их.
6. Сколько согласных букв в латинском языке? Назовите их.
7. Какие буквосочетания используются в словах греческого происхождения?
8. Сформулируйте правило ударения.
Задание №1
Прочитать вслух:
rete
tuber
venter
vena
antrum
|
|
femur
gutta
mater
aorta
atrium
foramen
vertebra
membrana
abdomen
gingiva
Задание №2
Заполнить схему произношения буквы С:
[ц]_____________________________________________
С
[к]_____________________________________________
Прочитать вслух, обратить внимание на произношение буквы С:
cito
cerebrum
acidum
costa
corpus
caput
cytologia
cystitis
ductus
incus
corona
cor
succus
medicina
fascia
caecum
coelia
cocci
cellula
rectum
Задание №3
Написать буквенные обозначения следующих звуков:
· э
· и
· в
· ци
· т
· р
· ф
· з
· к
х
Задание №4
Выписать термины из задания 2, в которых буква С произносится как русское [ц], в один столбик и как русское [к] в другой:
[ц] | [к] |
Задание №5
Заполнить схему произношения буквы S:
S = | [з] |
[с] |
Задание №6
Прочитать вслух:
fossa
dosis
mensis
bursa
venosus
sterilisare
organismus
sulfur
vasa
basis
medicus
sapiens
musculus
nusus
spasmus
systema
sinus
septum
manus
nasalis
Задание №7
Выписать термины из задания 8.1, в которых буква S произносится как русское [с] в один столбик и как русское [з] – в другой :
[з] sterili s are | [c] s terilisare |
Задание №8
Написать латинские дифтонги и их транскрипцию:
1) В – [б ]
2) В – [б ]
3) В – [б ]
4) В – [б ]
Задание №9
Прочитать вслух, подчеркнуть дифтонги:
|
|
pleura
vertebrae
Raunatinum
oedema
coelia
diploё
Aloё
pnoё
aёr
auditus
Europa
aeger
auris
amoeba
audire
Foeniculim
Althaea
gangraena
Прочитать вслух, подчеркнуть диграфы:
thorax
Althaea
Mentha
therapia
charta
Chininum
bronchus
Chamomilla
Camphora
Phosphorus
typhus
lympha
encephalon
Rheum
rhizoma
rhinitis
rhachitis
rheumatismus
Задание №10
Прочитать вслух, обратить внимание на произношение сочетания букв qu:
Quercus
aqua
quantum
liquor
quadratus
aquosus quartus
quartus
obliquus
Задание №11
Прочитать вслух, обратить внимание на произношение букв x и z:
zona
zoluna
zoologia
benzoas
Dibazolum
radix
apex
axis
dexter
maxilla
externus
appendix
cortex
mixtura
oxydum
Xeroformium
sex
extractum
Taraxacum
exitus
Прочитать вслух, обратить внимание на чтение слога ti :
digestio
operatio
Tilia
solutio
combustio
Liquiritia
auscultatio
mixtio
vitium
tinctura
Прочитать вслух, обратить внимание на произношение словосочетания ngu:
lingua
angulus
angularis
lingula
unguentum
unguis
sanguis
Прочитать вслух, обратить внимание на произношение сочетания sch:
Schizandra
schola
schizma
os ischii
ischiadicus
ischinum
Задание №12
Разделить слова на слоги, определить долготу или краткость второго слога от конца слова и поставить ударение:
costa | cós-ta | cerebrum | сe-re-brum |
bulbus | Aether | ||
manus | Althaea | ||
Belladonna | Ephedra | ||
palpebra | Oryza | ||
scabies | ampulla |
Задание №13
Поставить ударение, учитывая долготу или краткость суффиксов:
I
vertebralis
vernalis
capillaris
caudatus
cavernosus
II
caninus
spirituosus
aquosus
sterilisatus
palatinus
III
mixtura
sutura
medicus
chloridum
frigidus
IV
iodidum
liquidus
globulus
foveola
similis
Задание №14
Написать по памяти диктант:
ромашка | красавка | ||
настойка | календула | ||
алтей | таблетка | ||
трава | капля | ||
бумага | вода |
Работа с лексикой:
Слова для запоминания.
1.Названия растений.
1. Althaea, ae, f | алтей, проскурняк |
2. Aloё | сабур, столетник, алоэ |
3. Eucalyptus, i, f | эвкалипт |
4.Rheum, i, n | ревень |
5. Absinthium, i, n | полынь |
6. Convallaria, ae, f | ландыш |
7. Foeniculum, i, n | укроп |
8. Crataegus, i, f | боярышник |
9.Farfara, ae, f | матьи-и-мачеха |
2. Названия элементов.
10. Aurum, i,n | золото |
11. Cuprum, i,n | медь |
12. Iodum, i, n | йод |
13. Kalium, i, n | калий |
14. Phosphorus, i, m | фосфор |
15. Zincum, I, n | цинк |
3.Лекарственные формы.
16. dragee | драже |
17. gutta, ae, f | капля |
18. solutio, onis, f | раствор |
19. unguentum, i, n | мазь |
20. decoctum, i, n | отвар |
21. infusum, i, n | настой |
22. mixtura, ae, f | смесь, микстура |
23. suspensio | взвесь твердых частиц в жидкости, суспензия |
Задание для самоконтроля.
1. Звук Э передается гласными _________ и дифтонгами___________.
2. Для обозначения звука И в начале слова или слога перед гласными употребляется буква ______или_______.
3. Звук К обозначается чаще всего буквой _________.
4. Звук Ф передается буквой _________ или диграфом _________.
5. Звук И в одних словах передается буквой _________, а в других - греческого происхождения - буквой_______.
6. В слове spatium ti читается как_________.
7. Сочетание ti после согласных s и x всегда читается как_________.
8. Сочетание звуков кв всегда передается буквами_______________.
9. С произносится как Ц перед гласными: _______________.
10. В термине caput costa С читается как _________.
11. S между гласными произносится как _______.
12. В слове sulcus s читается как ________.
13. Сочетание ngu перед гласными произносится как __________.
Nota bene! - | Хорошо заметь, обрати внимание! |
Работа над ошибками