Раствор йода спиртовой:
Solutio Iodi spirituosa
Solutio Iodi spirituosi
Solutio Iodi spirituosus
Дополнительные задания
Выучить специальные выражения, пословицы, поговорки
Persona non grata | Лицо, утратившее доверие, нежелательная личность. |
Primus inter pares- | Первый среди равных. |
Post factum | После свершившегося, задним числом. |
Post scriptum | После написанного, приписка к письму. |
Pulсhra res homo est, si homo est | Прекрасное существо человек, если он человек. |
Exitus letalis | Смертельный исход. |
Fortes fortuna adjuvans | Смелым судьба помогает (Теренций) |
Honoris caisa | Учитывая заслуги. |
Практическое занятие №4
Тема: 3-е склонение имен существительных. Окончания существительных мужского, женского и среднего рода 3-го склонения. Словарная форма. Исключения из правила о роде. Систематизация признаков рода существительных 3-го склонения. 4-ое и 5ое склонение существительных. Согласование прилагательных первой и второй группы с существительными 3, 4, 5 склонений
После подготовки домашнего задания студент должен:
представлять:
· грамматические категории имени существительного;
· словарную форму существительного;
· определение склонения, рода, основы существительного исключения из правила о роде.
знать:
· основной признак существительных 3,4,5 склонений.
уметь:
· использовать имена существительные в медицинской терминологиии.
Обязательные задания:
I. Ознакомиться с новым материалом по учебнику стр. 122 – 133, 175 – 176, 182 - 183.
II. Ознакомиться с материалом лекции.
III. Ответить на контрольные вопросы:
1. Какие существительные относятся к 3-му склонению? С какими окончаниями?
2. Какие существительные 3-го склонения называются равносложными?
3. Какие существительные 3-го склонения называются неравносложными?
4. Какова словарная форма существительных 3-го склонения?
5. Как определить род существительного 3-го склонения?
6. Какие существительные относятся к четвертому склонению? Приведите примеры.
7. Как склоняются существительные четвертого склонения?
8. Какие существительные являются исключениями?
9. Как записывается словарная форма существительных 4-го склонения?
10. Как существительные 4-го склонения согласуются с прилагательными?
11. Какие существительные относятся к пятому склонению? Как склоняются, примеры.
12. Как записывается словарная форма существительных пятого склонения?
13. Как согласуются существительные пятого склонения с прилагательными 1 и 2 групп?
Задание №1
Переписать в словарь и выучить новые слова:
abdomen,onis n | живот | manus, us, f | рука, кисть руки | |
caput, itis n | голова | abscessus, us, m | нарыв, абсцесс | |
corpus, oris n | тело | collapsus, us, m | острая сосудистая недостаточность | |
diaphragma, atis n | диафрагма, грудобрюшная перегородка | exitus, us, m | исход | |
fel, fellis n | желчь | exitus letalis | смертельный, летальный исход | |
femur, oris n | бедро | habitus, us, m | телосложение, внешний вид | |
hepar, atis n | печень | infarctus, us, m | очаг омертвления из-за отсутствия притока крови, инфаркт | |
albumen, inis n | альбумин, белок | status, us, m | состояние | |
Alumen, inis n | квасцы | sinus, us, m | пазуха, синус | |
elixir,iris n | эликсир | abortus, us, m | выкидыш, аборт | |
jecur, oris n | печень (морских животных и рыб) | insultus, us, m | удар, внезапное нарушение мозговой деятельности, инсульт | |
Oleum jecoris Aselli | масло печени трески, рыбий жир тресковый | spiritus, us, m | спирт | |
lac,lactis n | молоко | partus, us, m | роды | |
Secale, is, n | рожь | pulsus, us, m | толчок, пульс | |
Secale (is) cornutum (i) | спорынья, маточные рожки | prolapsus, us, m | выпадение | |
semen,inis n | семя | fructus, us, m | фрукт, плод | |
viride, is n | зелень | Quercus, us, f | дуб | |
сoma, atis(греч.) | кома, полная потеря сознания | genu, us, n | колено | |
oedema,atis n(греч.) | отёк | cornu, us, n | рог, рожок | |
cor, cordis n | сердце | |||
os ossis n | кость | Nospanum, i, n | но-шпа | |
Papaver, eris n | мак | Papaverinum, i, n | папаверин | |
tuber, eris n | бугор | Promedolum, i, n | промедол | |
rhizoma, rhizomatis n | корневище | Omnoponum, i, n | омнопон | |
stigma, stigmatis n | рыльце(кукурузы) | Pentavit (um, i, n) | пентавит | |
Задание №2
Прочитать, перевести и записать словосочетания на русском языке.
1 | Rp.: Infusi corticis Frangulae | 1 | |
2 | Rp.: Decocti florum Chamomillae | 2 | |
3 | Rp.: Tincturae gemmarum Betulae | 3 | |
4 | Rp.: Picis liquidae Betulae | 4 | |
5 | Rp.: Extracti stigmatum Maydis fluidi | 5 | |
6 | Rp.: Emulsi olei jecoris Aselli | 6 | |
7 | Rp.: Sulfuris depurate | 7 | |
8 | Rp.: Pulveris Glycyrrhizae composite | 8 | |
9 | Rp.: Aquae Menthae | 9 | |
10 | Rp.: Rizomtis cum radicibus Valerianae | 10 | |
11 | Rp.: Succi Plantaginis | 11 | |
12 | Rp.: Infusi herbae Thermopsidis | 12 | |
13 | Rp.: Olei Menthae guttas III | 13 | |
14 | Rp.: Solutionis Iodi spirituosae | 14 | |
15 | Rp.: Aquae pro injectionibus | 15 |
Задание №3
Перевести на латинский язык части растений
Трава__________цветок_____________корень ____________ кора ___________ плод ______ лист ___________ семя_________
Задание №4
Написать словосочетания на латинском языке
Например: отвар листьев берёзы | Decoctum foliorum Betulae |
жидкий экстракт кукурузных рылец | |
горькая настойка | |
эфир для наркоза | |
настойка ландыша | |
жидкий экстракт пастушьей сумки | |
нашатырно-анисовые капли | |
отвар цветков календулы | |
настой водяного перца | |
настой корня валерианы | |
жидкий экстракт мужского папоротника | |
нашатырный спирт | |
настой травы термопсиса | |
порошок корня ревеня | |
сок подорожника | |
вода для инъекций |
Дополнительное задание
Выучить специальные выражения, пословицы, поговорки.
Multi multa sciunt, nemo – omnia | Многие знают много, никто не знает всего |
Non progredi est regredi | Не идти вперёд – значит идти назад. |
Nosce te ipsum | Познай самого себя (изречение Сократа) |
In memoriam; pro memoria | На память; для памяти. |
In vivo; in vitro | На живом организме, в естественных условиях; в склянке(в пробирке) |
Lapsus linguae | Ошибка языка, невольная оговорка, обмолвка. |
Mens sana in corpore sano | В здоровом теле – здоровый дух (Ювенал) |
Работа над ошибками
Практическое занятие № 5
Тема: «Глагол. Грамматические категории Основа глагола. Четыре спряжения глаголов. Образование наклонений глагола, их употребление в стандартных рецептурных формулировках»
Обязательные задания: