Тема: Терминологическое словообразование. Состав слова. Понятие «терминоэлемент» (ТЭ). Важнейшие латинские и греческие приставки. Греческие клинические ТЭ.
Греко-латинские дублеты.
После подготовки домашнего задания студент должен
представлять:
- определение клинической терминологии;
- способы словообразования.
знать:
- основные греческие корни и терминоэлементы.
уметь:
- использовать греческие корни и терминоэлементы в образовании клинических терминов.
Обязательные задания:
I. Ознакомиться с новым материалом по учебнику стр. 62 – 68.
II. Ознакомиться с материалом лекции.
III. Выписать в словарь слова-дуплеты и конечные терминоэлементы, выучить их.
IV. Ответить на контрольные вопросы:
1. Что называется термином?
2. Какие виды терминов вы знаете?
3. Из чего состоят многословные термины?
4. Какие термины называются конечными?
5. Какие слова называются словами-дуплетами?
6. Какие терминоэлементы используются в анатомической терминологии?
7. Какие терминоэлементы используются в клинической терминологии?
8. Что значит извлечь понятие из термина?
9. Что называется определением?
10. Что называется основой слова? Из чего она состоит?
11. Какие части слова используются для образования новых слов?
12. Какие части речи используются в латинском языке вместо приставок?
13. Какие способы образования новых слов вы знаете?
14. Что называется словосложением?
15. Какие соединительные гласные используются в словах латинского и греческого происхождения?
Клинические термины
Греко – латинские слова дублеты
Латинское слово | Греческое слово и его основа | Перевод |
aqua | hydor, hydr- | вода |
cellula | cytos, cyt- | клетка |
femina | gyne, gynaec | женщина |
glandula | aden, aden- | железа |
medulla | myelos, myel- | костный мозг |
natura | physis, physi- | природа |
palpebra | blepharon, blephar- | веко |
urina | uron, ur- | моча |
vena | phleps, phleb- | вена |
vertebra | spondylos, spondyl- | позвонок |
vesica fellea | cholecystis, cholecyst- | желчный пузырь |
vesica urinaria | cystis, cyst- | мочевой пузырь |
vita | bios, bi- | жизнь |
Задание №1
Выделить приставки и объяснить их значение, извлечь понятие из термина:
Например: intercostalis | inter- – между | межрёберный |
sublingualis | ||
apnoё | ||
antiseptica | ||
dyspnoё | ||
hyperglycaemia | ||
hypotonia | ||
endocardium | ||
pericardium | ||
antidotum | ||
supraclavicularis |
Задание №2
Сконструировать термины с заданным значением (устно)