Дополнительная литература

 

1. Лебедева М.М. Мировая политика: учебник для вузов / М.М. Лебедева. – М., 2004.- 351c.

2. Рогулин В.Е. Геополитическая ситуация в современном мире и России./ В.Е. Рогулин. - Рязань: РИРО, - 2006.

3. Соловьёва Э.Г. Внешнеполитические приоритеты либеральной России./ Э.Г.Соловьева //Полис. - 2005. - №2.

4. Федоров В.Н. ООН, другие международные организации и их роль в ХХ I веке / В.Н. Федоров. – М.,  2005.- 986c.

5. Цыганков П.А. Международные отношения: теории, конфликты, движения, организации./ П.А. Цыганков. - М.: Альфа-М, 2007.- 319 с.

Тема 8. Политическая аналитика и прогностика                                                                                                                                                                                         

8.1.Диагностика общественно-политической ситуации и политических событий.     Прикладной политический анализ в определении Дегтярева А.А. -  политико-управленческая наука, предполагающая интегративно-синтетическое использование мультидисциплинарной системы знаний и ориентированная на разработку общих принципов и специальных методов моделирования, диагностики, прогнозирования проблемно-политических ситуаций и формулирование практических рекомендаций при подготовке, принятии и реализации публичных решений. Выделяют следующие направления политического анализа: - моделирование и структурирование проблемной ситуации, - сбор данных и их дескриптивный анализ, - ситуационная диагностика,     - прогнозирование тенденций политического развития, - разработка управленческих рекомендаций, - оценка результатов политической деятельности.         Политический анализ может быть: ü институциональным (анализ официальных отношений в политической системе) и групповым (исследование неформальных групп, «подводных» течений в политическом процессе); ü общим (нацеленным на исследование всей политической системы) и фрагментарным (анализ отдельных элементов политической системы).   Диагностика политической ситуации предполагает выявление следующих характеристик, например, региона: - Изучение социальных связей (общественные отношения могут быть построены на отношениях согласования, консенсуса или конфликта). - Социально-экономические проблемы региона (уровень доходов, реструктуризация отраслей экономики, уровень безработицы, задолженности, спад инвестиций). - Экологические проблемы (выбросы загрязненных веществ в атмосферу). - Социально-психологическая структура населения (возрастная структура, особенности образования, основные социальные группы, разделение по уровню доходов). - Изучение статистических данных (определить численность избирателей по каким-либо участкам и типам выборов, сопоставить исследования по разным категориям населения). - Электоральный анализ: бихевиористский подход (поведение избирателей), институциональный подход (правила выборов, строение избирательной системы), транзитологический подход (анализ роли выборов в процессе перехода из одного политического состояния в другое). - Изучение политической и административной элиты (изучение внутренней структуры элиты – сплоченность, дифференцированность, открытость, рекрутирование, способы пополнения). - Изучение основных участников политического процесса и отношений между ними (элита, государственные структуры, политические партии). - Взаимоотношения данного региона с другими регионами и с Центром.   8.2.Политическое прогнозирование. Методы политического прогнозирования.   Прогнозирование – это специальное научное исследование конкретных процессов, явлений, событий, в итоге которых из одних, уже известных сведениях о прошлом и настоящем, получают представление о возможных состояниях прогнозируемого объекта, т.е. получают другие знания. Аспекты прогнозирования: предсказательный (описание перспектив) и предуказательный (предусматривает решение проблем). Политическое прогнозирование: объект – политика (внутренняя и внешняя), предмет – познание возможных состояний политических событий. Типы прогнозов: ü по проблемно – целевому критерию: - поисковый прогноз (что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социально-политических тенденций), - нормативный прогноз – определение путей и сроков достижения возможных состояний субъекта политического прогнозирования (какими путями достичь желаемого); ü по периоду упреждения: оперативные (до  месяца), краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до пяти лет), долгосрочные (до 15-20 лет) и дальнесрочные (свыше 20 лет) прогнозы.
        Принципы прогнозирования
        

 

Принципы прогнозирования реализуются через конкретные методы научно-прогностических исследований:

1. метод коллективной экспертной оценки (выявляется согласованность мнений экспертов по перспективным направлениям развития политики, сформулированным ранее отдельными специалистами),

2. коллективная генерация идей – метод «мозговой атаки» (участники предлагают как можно больше идей, в том числе и самые нереальные; затем из них отбирают самые удачные),

3. метод «Дельфи» (отличается от предыдущего анонимностью экспертов, использованием результатов предыдущего тура опросов, статистической характеристикой группового отчета),

4. метод построения сценариев (выработка логической последовательности событий),

5. методы экстраполяции (комбинация математико-статистических расчетов с применением выводов теории вероятностей, теории пределов, теории игр, теории множеств и т.д.),

6. метод моделирования (изучаются не сами объекты, а их модели, сконструированные на основе предварительного изучения объекта и выделения его существенных характеристик; применяется экспериментальный и теоретический анализ модели, сопоставление результатов с данными объекта, корректировка модели) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: