Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых
Художественной направленности
«Лаборатория художника»
Составитель:
педагог дополнительного образования
Шерина Наталья Валерьевна
Продолжительность освоения: 1 год
Возраст учащихся: 18-20 лет
Санкт-Петербург
2020 год
Оглавление
Рабочая программа дополнительного образования детей и взрослых
художественной направленности «Лаборатория художника»
1. Пояснительная записка ……………...……………...….…………….стр.3
2. Учебно-тематический план 1год обучения…………………………стр.6
3. Содержание изучаемого курса 1год обучения..………………..…..стр.9
4. Список литературы ……………………………………………..……стр.15
Пояснительная записка.
Направленность программы:
Актуализировать систему знаний студентов о видах деятельности изобразительного искусства.
Рабочая программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блока курса изобразительного искусства: «Мир цветов», «Осенние мотивы», «Красота природы», «В мире животных», « В мире сказок», «Портретная азбука».
Цель дополнительного образовательного процесса в объединении: формирование и развитие художественных изобразительных значимых знаний и умений студентов, их профессиональных интересов, активной жизненной позиции и общей культуры.
Задачи:
Образовательные:
· обобщить и систематизировать полученные знания на уроках изобразительного искусства в колледже
· выделить и проработать наиболее сложные вопросы курса
· помочь учащимся понять классическое и современное искусство, роль человека в искусстве;
· создать основу для более глубокого изучения теоретических знаний в области ИЗО и ДПИ;
Развивающие:
· развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства;
· сформировать умение анализировать, сравнивать информацию из различных источников;
· развитие в области изобразительного искусства творческой инициативы, изобразительные способности, а также художественной культуры.
Воспитательные:
· воспитание художественного вкуса учащихся, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;
· содействие нравственному, трудовому и эстетическому воспитанию студентов, их духовному развитию.
Ожидаемые результаты:
Образовательные:
- закрепление основных тем курса изобразительного искусства;
- знание основных понятий курса, процессов, происходящих в разных сферах жизни общества
Личностные:
- осознание изобразительного искусства как способа познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств человека;
- знание основных понятий курса, приёмов, техник, применяемые в разных видах и жанрах изобразительного искусства;
- приобретение практических навыков выполнения композиционных работ. повышать уровень общей художественной культуры, изобразительных способностей, творческого мышления;
- развивать наблюдательность, воображение, память;
Общепрофессиональные:
- выражать в творческой деятельности своё отношение к изображаемому через создание художественного образа;
- умение применить полученные знания и навыки в повседневной жизни и профессиональной деятельности.
Курс включает разделы:
Первый (теоретический) раздел: включает беседы по общим вопросам художественного направления, где рассматриваются основные закономерности, правила и приемы курса, единые для всех видов и жанров изобразительного искусства. В беседах должны освещаться такие вопросы, как связь изобразительных средств с идейно - художественным содержанием произведения, значение средств композиционной выразительности (контраст, ритм, симметрия, динамика, силуэтность, обобщение, масштабность) для создания образа, основные принципы композиции. Рассматриваются специфические проблемы того или иного жанра изобразительного искусства: натюрморт, пейзаж, портрет и т. д. Для каждого характерны внутрижанровые закономерности, правила, приемы, проявляющиеся в художественном произведении. Анализируются классические и современные произведения изобразительного искусства, их композиционная структура.
В ходе занятий студенты получают необходимую информацию по изучаемой теме, ставятся конкретные учебные задачи и раскрываются способы реализации этих задач при выполнении практической работы.
Во втором разделе ( практической): прививаются студентам навыки творческой работы; обучить их наблюдению жизни, определению в ней существенного, типичного, достойного отражения в искусстве, выражению идейного замысла произведения изобразительными средствами; воспитать умение последовательно работать над произведением от эскиза до завершения. Воплощение идеи и темы в композиции требует постоянного наблюдения, изучения действительности посредством рисунка, этюда. Этим объясняется насыщенность курса практическими занятиями и большее количество часов, чем на теоретическую часть.
Практические занятия проводятся по примерной схеме:
· Вводная беседа и постановка задания;
· Выполнение практического задания;
· Обсуждение и подведение итогов работы.
В течение всего периода обучения студенты выполняют практические задания на определенные темы. Студенты выполняют задания в мастерской под руководством педагога, так и самостоятельно. В практических работах совершенствуются и закрепляются знания и навыки.
В процессе обучения преподавателем учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося, бережно сохраняя и развивая положительные стороны его дарования.
Особенностью программы является:
Данный курс включает в себя основы живописи, рисунка, композиции, цветоведения, ДПИ, технологии изобразительного искусства. Курс ориентирован на обязательный минимум содержания образования по изобразительному искусству для средней профессионального образования и соответствует требованиям, предъявляемым ФГОС СПО.
Возраст детей, участвующих в реализации программы:
Программа предлагается для студентов 1-2 курсов в качестве подготовки выпускников колледжа, владеющие начальными знаниями и умениями, получают глубокие профессиональные навыки, понимания произведений всех видов и жанров изобразительного искусства. Курс рассчитан на 144 часа при проведении 4 аудиторных занятий в неделю. Сроки реализации программы:
Программа составлена из расчёта 4 часа в неделю, 144 часа в учебном году.
Формы и режим занятий:
Срок обучения | Формы обучения | Общее количество часов | Количество часов в неделю | Количество занятий в нед. |
1 год | Теоретические занятия Практикум | 144 часов, из них: 1-е полугодие: 72 часа 2 полугодие: 72 часа | 4 часа: 1-е полугод. 18 нед. 2-е полугод. 18 нед. | 2 занятия по 2 часа |
Для качества контроля образовательного процесса, в конце полугодия проводятся персональные или творческие выставки, где педагог отмечает лучшие работы, изменения, достижения студента, даёт ему характеристику.