Учение Платона об идеальном государстве

Если в полисе достигается равенство разных и неравных по природе своей, то такой полис можно назвать идеальным. Идеальный полис Платона – это особая пространственная единица, в которой каждый волен распорядиться временем жизни в городе одновременно на свое и общее усмотрение. Он может выбрать дело, к которому более всего способен, став политиком, воином, землепашцем или ремесленником.

В диалоге "Государство" идеальный государственный строй Платон рассматривал по аналогии с космосом и человеческой душой. Подобно тому как в душе человека есть три начала, так и в государстве должны быть три сословия. Разумному началу души в идеальном государстве соответствуют правители-философы, яростному началу – воины, вожделеющему – земледельцы и ремесленники (низшее сословие).

В Государстве Платон выступал за равноправие мужчин и женщин. Оказалось, что Платон вполне допускал, что роль философа-короля может занять женщина. Правда, представление Платона о совместной жизни мужчин и женщин было достаточно своеобразным:

‘Брак в государстве Платона заменяется кратковременным соединением полов, имеющим целью чисто физическое удовлетворение и произведение потомства. Кто с кем соединяется – должен решить жребий, чтобы каждый мог жаловаться только на судьбу.

1 принцип идеального государства – разделение труда между сословиями, отрицание демократии.

2 принцип – отсутствие частной собственности. если все равны, то никто никому не завидует, не боится и не враждует. это была первая социальная утопия.

Первая философия Аристотеля(метафизика).

Аристотель один из способнейших учеников Платона. Основал свою школу Ликей – около храма аполлона ликейского. Главным результатом синтеза стала "первая философия" – учение о бытии как таковом, или "метафизика" (учение о сверхчувственном).

 Одним из центральных учений «первой философии» Аристотеля является учение о четырёх причинах, или первоначалах.

Виды причин:

1)Материя  — «то, из чего». Бесформенная материя представляет собой небытие. Первично оформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

2)Форма  — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создаёт формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель).

3)Действующая, или производящая причина  — «то, откуда». Началом всех начал является Бог.

4)Цель, или конечная причина  — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Видоизменил теорию Платона об эйдосах. Предмет и его идея существуют в единстве. Вместо понятия идея – форма, идеальная сущность. помимо форм есть материя. форма наделяет материю смыслом. Пример: пластилин бесформенный. в голове есть образ дерева. вылепим дерево и получится оформленная сущность.

Этическое и политическое учения Аристотеля.

Заслугой Аристотеля является создание науки этики. Этика, по Аристотелю, — учение о нравственности и морали, — означала практические знания относительно того, что есть счастье и каковы способы и средства для его достижения, рекомендации о правилах поведения и образе жизни, о воспитании соответствующих деятельностно-волевых качеств.

Предметом этики и политики становится человек.

Каким же видит Аристотель необходимый образ жизни человека? Прежде всего отмечается: жизнь — это деятельность. Вне деятельности он не мыслит назначение человека и его высшее благо, счастье, блаженство. Конечно, деятельность должна быть разумна и направлена на благо.

Считает рабским образ жизни, направленный на то, чтобы преумножать удовольствия. Достойная цель для него – совершенствование личности и всего того, что поднимает человека над растительным и животным миром. Нужно жить и чувствовать, чтобы понимать себя и облагораживать окружающий мир.

Политика.  Для Аристотеля, как и для Платона, государство представляет собой некое целое и единство составляющих его элементов. Гражданин, по Аристотелю, это тот, кто может участвовать в законосовещательной и судебной власти данного государства.

По Аристотелю, человек - политическое существо, т.е. социальное, и он несет в себе инстинктивное стремление к "совместному сожительству.Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи - муж и жена, родители и дети. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.

Он выделил три главных слоя граждан: очень зажиточных, крайне неимущих и средних, стоящих между теми и другими. Аристотель враждебно относился к первым двум социальным группам.

Зоон политикон – политическое животное. 6 типов государства: правильные: монархия, аристократия и полития. неправильные: тирания, олигархия и охлократия (крайняя демократия). идеальное гос-во: созидательная жизнь, созерцание блага. Желая мира, готовиться к войне. Работая на пределе, не забывать об отдыхе.

Общая характеристика эллинистической и римской философии. Философия киников.

Философия эллинистов возникла во времена деятельности Александра Македонского. Она стала предпоследним периодом философии Древней Греции. Это время можно описать как нестабильное, непредсказуемое. Старых уклад жизни рухнул, ощущение потерянности.

Поэтому Эллинистическая философия прежде всего исследует вопросы общества и человеческой природы. Мыслители отходят от метафизики и углубляются в этику.Пытаются ответить на вопрос: как быть счастливым посреди жестокого мира?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: