Философия неоплатонизма

Неоплатонизм является идеалистическим направлением, основанным на концепциях Платона, Аристотеля и некоторых восточных учениях. Он подразумевает существование мира, как некую иерархическую обустроенность, появившуюся из первоначала, где душа устремляется к своему «высокому» истоку, ищет пути воссоединения с Божественным началом.

К характерным чертам неоплатонизма относят:

Наличие «запредельного первоначала» (Единое).

Учение о космических иерархиях (Триада: Единое — Мировой ум — Мировая душа)

Признание нашего мира («космоса») «нисхождением единого» (эманацией).

Недоверие к материи и материальным формам как к «темницам души».

«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Плотина: Единое — Ум — Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизречённое, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует(истечение, распространение) в Ум, где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу, где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос.

Первая онтологическая субстанция этой триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Отсюда в неоплатонизме вводится дополнительное учение о числах, возникшее из переработки старого пифагореизма. Ум, представленный у Платона в виде распределённых намёков, разрабатывается неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом уме-перводвигателе и о его самосозерцании. Самосозерцающий Ум выступает одновременно и объектом, и субъектом своего мышления (мыслит себя в самом себе) и, таким образом, содержит в себе свою собственную умну́ю материю.

Третья онтологическая субстанция этой триады, Душа, разрабатывается на основе платоновского диалога «Тимей» и доводится до учения о космических сферах (также под влиянием как Аристотеля, так и древнего пифагореизма). Это учение даёт картину действия мировой души во всем Космосе.

Свое учение Плотин развивает, опираясь на представления о людях, как о мыслящих существах, принадлежащих к разным группам. Для простого человека, телесное важнее идеального. Он сосредоточен на ощущениях и материальной стороне мира. Его жизнь и душа зависит от тела. Для мудреца на первом плане – душа. Его тело – лишь сосуд, который наполняется жизненной энергией благодаря действиям души.

Ключевой момент неоплатонизма – учение о сверхразумности первоначала. Под первоначалом понимается Бог – создатель всего. Он стоит на вершине мировой иерархии. За ним следует человек, после которого идут другие живые существа. Человек уподобляется Богу, но не сможет постичь его и достичь его могущества. Неоплатонизм стремится к мифологизации – возврату к нерациональному пониманию природных процессов.

Общая характеристика средневековой философии: особенности, этапы и проблемы. Средневековая картина мира.

Средневековая философия – это период, когда произошла смена мировоззренческих ориентиров, философов. Изменяются нормы, идеалы мира и роли человека в нем. Философия служанка богословия.

философия средневековья связана с теологией – учением о Боге. Выделяют следующие особенности средневековой философии: Теоцентризм – реальность, определяющая, что все сущее является Бог, который представлен, как личность над миром;   Философские мышления периода средневековья приобрели религиозный характер и связаны с церковью;   Начинается переоценка истории, поиск целей и смысла жизни; Авторитарность – обращение к Библии; Дидиктизм – присущ философии средневековья. Поэтому, философия приобретает характер учительства, проповедничества. Теодицея – оправдание бога (если он всемогущ, почему существует зло?). Экзегетика – интерпретация священных текстов. Текст стал началом и концом любой философской теории. Персонализм – открытие личности, человек выше мира, но ниже бога. мир опасен и неинтересен, переселения душ нет, одна жизнь – одна попытка.

Символизм – в центре Бог, а весь мир проявление его божеств. замысла. Традиционализм – все уже было, уже сказано, истина уже открыта.

Периодизация: 2-6 века Патристика (Августин), 7 – 14века Схоластика (Фома Аквинский).

Главными проблемами, рассматриваемыми в эпоху средневековой философии, являются:

1) Отношение к природе. Природа более не рассматривается как нечто самостоятельное, поскольку над всем стоит Бог, которому подвластно сотворение природы и чудес.

Человек – это образ и подобие Бога.

3) Проблема души и тела. Христианское вероучение гласит, что Бог воплотился в человека для искупления грехов человека и спасения мира.

4) Проблема самопознания (разума и воли). Бог даровал человеку свободу воли. Воля, в эпоху средневековой философии, выносится на первый план, в отличие от античности, когда основой основ был разум. Воля и Бог помогают человеку творить добро, а не зло.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: