Формирования канонов
Подпериод- Апологетика(церковь гонима)2-3 века.Основные задачи – защита религии и воспевание Бога
Патристика делится на Западную(зап.Римская империя-вопросы этики,практическое применение) и Восточную(Византия-греческий-метафизика,мистика,богопознание)
Проблемы Патристики
1.Бог-один или Троица 2.Христологическая- Христос-Бог или человек? 3.Вопросы соотношения веры и разума
Тертуплиан-ритор,оратор(Византия). Западная патристика. Если есть христианство, то зачем философия. Веру нельзя рационализировать
В Александрии возникает христианское училище. Климент Александрийский-первый,кто оратился к Платону. Ориген Александрийский-идея связи христианства с платонизмом. Бог нематериален и душа тоже.
Патристика (Духовное наследие отцов церкви)
В истории философской европейской мысли представители патристики сыграли двойственную роль: 1) положили конец античной философии;
2) положили начало средневековой философии.
Характерной особенностью средневекового философского мышления, свойственного патристике, является то, что мыслители в целях подтверждения своих идей обращаются к самому авторитетному и древнему источнику — Библии. Она рассматривается как полный свод истин, сообщенных людям Богом. Следовательно, важно уяснить смысл библейских текстов, чтобы получить ответы на философские вопросы. Отсюда задача философа сводится к тому, чтобы раскрыть, выявить подлинный смысл положений Библии и отразить их в своих собственных сочинениях.
|
|
Патристикой была создана традиция, которая нашла свое продолжение в схоластике. Это предоставляет возможность рассматривать патристику и схоластику как явления однопорядковые, во-первых, в силу общего для них способа философствования, а во-вторых, вследствие опоры на одни и те же принципы, опосредующие содержание философских сочинений. К этим принципам относятся:
- теоцентризм — признание в качестве источника всего сущего Бога;
- креационизм — признание того, что Бог создал все из ничего;
- провиденциализм — признание того, что Бог правит всем;
- персонализм — признание того, что человек — “персона”, сотворен Богом по собственному подобию и наделен совестью;
- ревеляционизм — признание того, что самый надежный путь познания наиболее важных для человека истин состоит в постижении смысла Священного писания.
Епископ Августин Аврелий Блаженный (354 - 430) изложил более или менее полную систему христианского мировоззрения. Смысл жизни - ожидание Страшного суда и царства Божьего на земле; происхождение мира - 6 дней творения. Августин был плодовитым философом и богословом. Самые знаменитые из его трудов - «Исповедь» и «О граде Божьем».
|
|
Вопрос 23. Учение Августина о Боге,мире,познании,человеке,истории.Проблема теодецеи
Августин Блаженный (354 - 430 гг.). Основные произведения Августина Блаженного - "Исповедь", "О Граде Божьем".
Теодице́я (новолат. theodicea — богооправдание от греч. θεός, «бог, божество» + греч. δίκη, «право, справедливость») — совокупность религиозно-философских доктрин, призванных оправдать управление Вселенной добрым Божеством, несмотря на наличие зла в мире.
Бог есть причина существования всякого сущего и всех его проявлений, он сотворил мир и продолжает его творить (тем самым он отвергает аристотелевскую концепцию Бога как первотолчка, как перводвигателя).
Человек – образ и подобие Бога (воля, разум и душа – от Бога).
Соотношение добра и зла Августин Блаженный рассматривал как градацию добра (зло не существует само по себе, зло - это отсутствие добра, также как тишина - это отсутствие звука). Абсолютность добра и относительность зла снимает с Бога ответственность за зло, которое существует в мире. Теодицея - оправдание Бога. Теодицея Августина Блаженного - это христианский оптимизм. В своей моральной доктрине Августин Блаженный исходил из признания зла, которым наполнен мир. В наличии зла повинен человек, т.к. он не смог распорядиться свободной волей, дарованной ему Богом. Высшая цель человека - жизнь по Богу.
Августин доказывал, что все сотворенное Богом в той или иной мере причастно к абсолютной доброте — всеблагости Бога: ведь Всевышний, осуществляя творение, запечатлел в тварном определенную меру, вес и порядок; в них вложены внеземной образ и смысл. В меру этого в природе, в людях, в обществе заключено добро.
Зло — не некая сила, существующая сама по себе, а ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Видимое несовершенство является частью мировой гармонии и свидетельствует о принципиальной благости всего сущего: «Всякая природа, которая может стать лучше — хороша»[3].
Бывает и так, что мучащее человека зло в конечном счете оборачивается добром. Так, например, человека наказывают за преступление (зло) с целью принести ему добро через искупление и муки совести, что приводит к очищению.
Иными словами, без зла мы не знали бы, что такое добро.
Бог не является источником зла, берущего свои истоки в злой воле. Зло – результат свободы воли, следствие отклонения человека от божественной воли, недостаток добра (возникает по воле человека).
В истории человечества Августин отмечает изменения к лучшему: все больше людей желают нравственного самоусовершенствования. Такие изменения происходят в результате борьбы двух градов – града Божьего и града Земного. Два града «созданы двумя родами любви: Земной – любовью к себе, доведенной до презрения к Богу, и Небесной – любовью к Богу, доведенной до презрения к самому себе. Первый полагает славу свою в самом себе, последний – в Господе. Церковь является представителем Божьего града на Земле, ее власть выше светской, а потому монархи должны быть в подчинении у церкви.