Содержание учебного предмета «Русский язык»

Наша речь

Обучающийся научится:

- Рассуждать о значении языка и речи в жизни людей, о роли русского языка в жизни и общении.

- Анализироватьречь людей (при анализе текстов).

- Наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.

- Различать устную, письменную речь и речь про себя.

- Работать с памяткой «Как научиться правильно списывать предложе­ние».

- Отличать диалогическую речь от монологической.

- Использовать в речи диалог и монолог.

- Участвовать в учебном диа­логе.

- Соблюдать в речи правила речевого этикета,оценивать свою речь на пред­мет её вежливости и доброжелательности по отношению к собеседнику.

Текст

- Отличать текст от других записей по его признакам.

- Осмысленно читатьтекст.

- Определять тему и главную мысль текста.

- Соотносить текст и заголовок. Подбирать заголовок к заданному тек­сту.

- Составлять текст по заданной теме.

- Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.

- Выбирать ту часть текста, которая соответствует заданной коммуника­тивной задаче.

- Передавать устно содержание прочитанного текста-образца или со­ставленного текста.

- Создавать устный и письменный текст в соответствии с поставленной коммуникативной задачей.

Предложение

- Отличать предложение от группы слов, не составляющих предложение.

- Определять границы предложения в деформированном тексте, выби­рать знак для обозначения конца предложения.

- Обосновывать выбор знака препинания в конце предложения.

- Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интона­цию конца предложения.

- Составлять предложения из слов.

- Составлять(устно и письменно) ответы на вопросы.

- Употреблять заглавную букву в начале предложения и необходимый знак препинания в конце предложения.

- Писать слова в предложении раздельно.

Слова

- Определять значение слова по толковому словарю.

- Объяснять лексическое значение слова.

- Находить в тексте незнакомые слова.

- Классифицировать слова по тематическим группам.

- Работать с толковым и орфографическим словарями.

- Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном зна­чениях.

- Работать со страничкой для любознательных. Наблюдение над этимо­логией слова лопата.

- Распознавать среди данных пар слов синонимы, антонимы.

- Подбирать к слову синонимы, антонимы.

- Работать со страничкой для любознательных.

- Знакомиться с этимологией слов синоним и антоним.

- Работать со словарями синонимов и антонимов учебника.

- Находить нужную информацию о слове в этих словарях.

- Определять смысловое значение пословиц и соотносить их с опреде­лёнными жизненными ситуациями.

- Анализировать речевые высказывания с использованием в них языко­вых средств. Находить однокоренные слова в тексте и среди других слов.

- Выделять корень в однокоренных словах, различать однокоренные слова и синонимы, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Группировать однокоренные слова с разными корнями.

- Доказывать правильность выделения корня в однокоренных словах.

- Работать с памяткой «Как найти корень слова».

- Подбирать однокоренные слова к данному слову и выделять в них корень.

- Работать со словарём однокоренных слов учебника.

- Производить анализ, сравнение, обобщение при выделении в словах корня. Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

- Делить слова на слоги.

- Определять количество в слове слогов.

- Классифицировать слова по количеству в них слогов.

- Определять ударение в слове

Звуки и буквы

- Звуки и буквы

- Русский алфавит, или Азбука

- Гласные звуки

- Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

- Согласные звуки

- Согласный звук [й,] и буква «и краткое»

- Слова с удвоенными согласными

- Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения

- Мягкий знак

- Правописание буквосочетаний с шипящими звуками

- Звонкие и глухие согласные звуки

- Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным

- Обобщение знаний об изученных правилах письма

- Разделительный мягкий знак

Части речи

- Распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

- Обосновывать отнесение слова к имени существительному.

- Объяснять лексическое значение слов — имён существительных.

- Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

- Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексиче­ским значением имён существительных.

- Распознавать имя существительное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

- Обосновывать отнесение слова к имени существительному. Объяснять лексическое значение слов — имён существительных

- Обогащать собственный словарь именами существительными разных лексико-тематических групп.

- Работать со страничкой для любознательных: знакомство с лексиче­ским значением имён существительных.

- Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные с опорой на вопросы кто? и что? подбирать примеры таких существи­тельных.

- Классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушев­лённые по значению и объединять их в тематические группы.

- Различать собственные и нарицательные имена существительные, подбирать примеры таких существительных.

- Классифицировать имена существительные собственные и нарицатель­ные по значению и объединять их в тематические группы.

- Писать с заглавной буквы имена собственные.

- Находить информацию (с помощью взрослых) из справочной литера­туры в библиотеке, интернета) о происхождении своей фамилии и на­звании своего города (или села, посёлка, деревни).

- Определять число имён существительных (единственное и множествен­ное).

- Изменять имена существительные по числам (книгакниги).

- Правильно произносить имена существительные в форме единствен­ного и множественного числа (туфлятуфли, простыняпросты­ни).

- Работать с орфоэпическим словарём. Имена существительные, употребляющиеся только в одном числе (ножницы, молоко)

- Распознавать глагол среди других частей речи по обобщённому лекси­ческому значению и вопросу.

- Обосновывать правильность отнесения слова к глаголу.

- Классифицировать глаголы по вопросам.

- Распознавать глаголы, употреблённые в прямом и переносном значе­ниях.

- Определять, каким членом предложения является глагол в предложе­нии.

- Выбирать глаголы в соответствии с задачей речевого высказывания. Определять число глаголов, распределять глаголы по группам в зави­симости от их числа, изменять глаголы по числам, приводить примеры глаголов определённого числа, употреблять глаголы в определённом числе.

- Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические и лексические нормы употребления глаголов. Работать с орфоэпическим словарём. Изменение глагола по числам. Формирование навыка правильного употребле­ния глаголов (одеть и надеть) в речи.

- Раздельно писать частицу НЕ с глаголом.

- Распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обоб­щённому лексическому значению и вопросу.

- Работать со страничкой для любознательных: ознакомление с историей появления названия имя прилагательное и лексическим значением имён прилагательных.

- Обосновывать правильность отнесения слова к имени прилагатель­ному.

- Использовать в речи прилагательные различных лексико-тематических групп.

- Выделять из предложения словосочетания с именами прилагательными.

- Приводить примеры имён прилагательных.

- Определять, каким членом предложения является имя прилагательное.

- Анализировать высказывания русских писателей о русском языке.

- Подбирать имена прилагательные — сравнения для характеристики ка­честв, присущих людям и животным. Синтаксическая функция имени прилагательно­го в предложении. Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык. Сравнение как одно из выразительных средств языка. Слова с непроверяемым написанием: облако (облачко), метро.

- Определять число имён прилагательных, распределять имена прила­гательные в группы в зависимости от их числа, изменять прилагатель­ные по числам. Изменение имён прилагательных по числам. Зависимость формы числа имени прилагатель­ного от формы числа имени существительного.

- Воспитание чувства уважения к родным, к маме на основе анализа текстов о маме.

- Соблюдать литературные нормы употребления в речи таких слов и их форм, как кофе, мышь, фамилия, шампунь и др.

- Распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении.

- Различать местоимения и имена существительные. Слова с непроверяемым написанием: платок. Формирование экологических представлений (природу надо беречь).

- Узнавать предлоги в устной и письменной речи.

- Правильно употреблять предлоги в речи (прийти из школы).

- Раздельно писать предлоги со словами. Правописание предлогов с именами существи­тельными. Слова с непроверяемым написанием: апрель, шёл. Ознакомление с наиболее употребительнымипредлогами. Функция предлогов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: