· Записать результаты исследования в температурный лист.
· Вымыть и осушить руки.
Оценка показателей
Тип дыхания зависит от возраста ребенка: до 1 года – брюшной тип, 1 – 2 года – смешанный, с 8 лет у мальчиков – брюшной, у девочек – грудной.
Частота дыханий в норме составляет:
· Новорожденный – 40 – 60 в минуту,
· Грудной – 30 – 35 в минуту
· 5 лет – 25 в минуту
· 10 лет – 20 в минуту
· 14 – 15 лет – 16 – 18 в минуту
Исследование пульса у новорожденного
Цель: определить основные характеристики пульса
Оснащение:
■ Часы, ручка,температурный лист.
Обязательное условие: считать строго за одну минуту в состоянии покоя
Подготовка к процедуре.
· Познакомить маму/ребенка с ходом исследования, установить доброжелательные отношения.
· Обеспечить спокойную обстановку.
· Вымыть и осушить руки.
· Удобно уложить или усадить ребенка, при этом кисть и предплечье не должны быть «на весу».
Выполнение процедуры.
· Слегка прижать 2, 3, 4 - м пальцами лучевую артерию (1-й палец
находится со стороны тыла кисти) и почувствовать пульсацию артерии.
Примечание: у детей до 1 года пульс чаще определяется на височной артерии, а у детей старше 2 лет – на лучевой артерии; у детей первых лет жизни исследование проводят двумя пальцами (2-м и 3-м). Пульс у детей можно исследовать также на плечевой, сонной и бедренной артериях.
· Взять часы и подсчитать пульс строго за 1 минуту.
· Прижать артерию немного сильнее к лучевой кости и определить
напряжение пульса.
Примечание: если пульсация ослабевает при умеренном нажатии – напряжение хорошее, если полностью прекращается – напряжение слабое, если пульсация не ослабевает – пульс напряженный.
Завершение процедуры.
· Записать результаты исследования в температурный лист.
· Вымыть и осушить руки.
Оценка показателей
· Новорожденный – 120 – 140 уд.в мин;
· Грудной – 110 – 120 уд.в мин;
· 5 лет – 100 уд.в мин;
· 10 лет – 90 уд.в мин;
· 15 лет – 60 – 80 уд.в мин;
Измерение массы и длины тела новорожденного.
Цель - оценить физическое развитие ребенка
Показания: декретированные сроки, нарушение физического развития
На электронных весах:
Оснащение:
§ весы медицинские электронные,
§ резиновые перчатки,
§ пеленка,
§ пеленальный стол,
§ емкость с дез.раствором,
§ ветошь,
§ бумага,
§ ручка
Последовательность действий:
Подготовительный этап
1. Установить весы на неподвижной поверхности
2. Включить вилку сетевого провода в сеть, при этом на цифровом табло засветится рамка. Через 35-40сек на табло появятся цифры (нули). Оставить весы включенными на 10 мин.
3. Проверить весы: нажать рукой с небольшим усилием в центре лотка - на индикаторе высветятся показания, соответствующие усилию руки; отпустить грузоподъемную платформу - на индикаторе появятся нули
4. Обработать поверхность весов дез. раствором с помощью ветоши.
5. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки
6. Постелить на платформу весов пеленку - на индикаторе высветится её вес
7. Сбросить вес пеленки в память машины, нажав кнопку «Т» - на индикаторе появятся нули.
Выполнение процедуры
1. Раздеть ребенка
2. Осторожно уложить на платформу сначала ягодицами, затем плечами
3. На индикаторе высветится значение массы ребенка
4. Снять с весов ребенка и пеленку
Завершение процедуры
1. Протереть весы дез. раствором
2. Снять перчатки, вымыть и осушить руки
3. Занести данные измерений в температурный лист
Измерение длины тела новорожденного
Цель: оценить физическое развитие ребенка
Оснащение:
■ Горизонтальный ростомер.
■ Пеленка.
■ Резиновые перчатки.
■ Емкость с дезинфицирующим раствором, ветошь.
■ Бумага, ручка.
Последовательность действий:
Подготовка к процедуре.
1. Установить горизонтальный ростомер на ровной устойчивой
поверхности шкалой «к себе».
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Обработать рабочую поверхность ростомера дез. раствором с помощью ветоши.
4. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
5. Постелить пеленку (она не должна закрывать шкалу и мешать движению подвижной планки).
Выполнение процедуры.
1. Уложить ребенка на ростомер головой к неподвижной планке.
2. Выпрямить ноги ребенка легким нажатием на колени.
3. Придвинуть к стопам, согнутым под прямым углом, подвижную
планку ростомера.
4. По шкале определить длину тела ребенка.
5. Убрать ребенка с ростомера.
Завершение процедуры.
1. Записать результат.
2. Сообщить результат маме.
3. Убрать пеленку с ростомера.
4. Протереть рабочую поверхность ростомера дез. раствором.
5. Снять перчатки, вымыть и осушить руки.
Пеленание новорожденного
Оснащение:
§ Тонкая и теплая распашонки;
§ Фланелевая и тонкая пеленки
§ Подгузник или памперс
§ Одеяло в пододеяльнике, лента
§ Шапочка
Обязательное условие:
· Используется метод «свободного пеленания», оставляя небольшое пространство в пеленках для свободного движения ребенка
· Шапочку одевать только после ванны и во время прогулок.
· Правильная фиксация пеленок («замочек» должен располагаться спереди).
· При пеленании ребенка с руками – нижний край пеленки должен располагаться на середине плеч (выше локтевых суставов)
· Исключить образование грубых складок, наличие булавок, пуговиц и т.п.
Подготовка к процедуре
1. Объяснить маме ход процедуры
2. Подготовить необходимое оснащение.
3. Вымыть и осушить руки, надеть перчатки.
4. Обработать пеленальный стол дез. раствором
5. Уложить на пеленальный стол послойно снизу вверх: фланелевая пеленка, тонкая пеленка, подгузник.
6. Приготовить распашонки, вывернув швы наружу