ПЯТИГОРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ – филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Министерства здравоохранения Российской Федерации
Кафедра микробиологии и иммунологии с курсом биологической химии
Сборник заданий по биологической химии для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов
Специальность: 33.05.01 Фармация (уровень специалитета)
III курс V семестр
Пятигорск, 2019
УДК 577.1 (076.3)
ББК 28.072 я 73
С 23
Рецензент: Терехов А.Ю., зав. каф. патологии ПМФИ - филиала ФГБОУ ВО ВолгГМУ, канд. фарм. наук, доцент
Авторский коллектив: С.А. Лужнова к.б.н., доцент, Ю.К. Василенко, д-р мед. наук, профессор, И.В. Скульте к.ф.н., Е.П. Парфентьева к.ф.н., С.Ю. Сидорская к.ф.н., А.М. Темирбулатова к.ф.н., С.С. Сигарева, Е.О. Куличенко
С 23 Сборник заданий по биологической химии для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов специальность: 33.05.01 Фармация (уровень специалитета)
|
|
III курс V семестр
/ С.А. Лужнова [и др.]. – Пятигорск: ПМФИ - филиал ФГБОУ ВО ВолгГМУ, 2019. – 65с.
Сборник заданий для самостоятельной (внеаудиторной) работы студентовсоставлена в соответствии с Рабочей программой по биологической химии специальность:33.05.01 Фармация (уровень специалитета). Задания представлены в виде упражнений, задач, схем, таблиц, рисунков и предназначены для самостоятельной творческой внеаудиторной работы студентов с целью лучшего усвоения и закрепления знаний.
УДК 577.1 (076.3)
ББК 28.072 я 73
Печатается по решению Центральной методической комиссии Пятигорского медико-фармацевтического института – филиала ФГБОУ ВО ВолгГМУ Минздрава РФ
Ó ПЯТИГОРСКИЙ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ - филиал ФГБОУ ВО ВолгГМУ, 2019
Занятие №1. Тема: Химическое строение белков. Цветные реакции на функциональные группы белков и аминокислот.
1. Дайте определение белкам и укажите их элементный состав, заполнив таблицу:
Элементный химический состав белка | Содержание в процентах |
Углерод | |
Кислород | |
Азот | |
Водород | |
Сера |
2. Назовите высокомолекулярное соединение, имеющее следующий состав элементов: С (51-55%); О (21-23%); N (15-18%); Н (6-7%); S (0,3-2,5%).
3. Дайте характеристику методам определения молекулярной массы белков:
Название метода | Характеристика |
Аналитические методы | |
Электронная микроскопия | |
Измерение осмотического давления белка | |
Диффузный метод | |
Измерение скорости седиментации |
|
|
4. Запишите неионизированную форму белковой молекулы:
5.
Дайте определение амфиону (цвиттериону).
6. Каких зарядов («+» или «-») больше на молекуле кислого белка? Напишите схему изменения заряда кислого белка в зависимости от изменения рН раствора.
7. Выберите серусодержащие аминокислоты и напишите их формулы. Укажите классы, к которым они относятся:
- треонин
- тирозин
- цистеин
- триптофан
- метионин.
8. В приведённом списке аминокислот выберите аминокислоту, не обладающую оптической активностью. Напишите её структурную формулу. Укажите класс, к которому она относится.
-лейцин
-цистеин
- глицин
- аргинин
-аланин.
9. Выберите протеиногенные и непротеиногенные аминокислоты (глутамин, β-аланин, аргинин, треонин, γ-аминомасляная кислота, гомосерин, глицин, орнитин) и заполните следующую таблицу:
Протеиногенные аминокислоты | Непротеиногенные аминокислоты | ||
название | формула | название | формула |
10. Напишите формулы и укажите отличия в физических свойствах следующих аминокислот:
Название | Формула | Физические свойства |
L/+/-аланин | ||
В /-/- аланин |
11. Дайте названия следующим аминокислотам и укажите классы, к которым они относятся.
Формула аминокислоты | Название аминокислоты | Название класса |
12. Напишите в транс-форме и назовите трипептид, состоящий из следующих аминокислот:
13. Напишите название данного трипептида. Какая связь образуется между аминокислотами этого пептида? В образовании каких связей могут принимать участие боковые радикалы этих аминокислот?
14. Опишите образование пептидной связи на примере аланина и метионина:
+ →
Дайте название полученному дипептиду и охарактеризуйте пептидную связь с электронной точки зрения.
15. Изобразите пептидную связь в виде пограничных мезомерных структур.
16. Опишите, как происходит образование водородных связей между пептидными группами атомов в белковой молекуле в случае а) и б), изображённых на рисунке:
Какой тип вторичной структуры формируется в 1-ом и 2-ом случае?
17. Назовите ковалентные и нековалентные связи в белковой молекуле:
18. Заполните следующую таблицу:
Ковалентные связи | Нековалентные связи | |||
1. | 2. | 1. | 2. | 3. |