(1) Всегда ли «здоровый взрослый» присутствует в эмоционально-фокусированных интервенциях?
Да! Конечной целью терапии является именно укрепление режима здорового взрослого, поэтому «здоровый взрослый» включен во все эмоционально-фокусированные интервенции. Следует помнить, однако, что в зависимости от степени развитости этого режима не все пациенты могут в начале терапии взять на себя эту роль самостоятельно; в таких случаях модель «здорового взрослого» задается терапевтом или другой подходящей фигурой.
(2) Как следует поступать в случаях, когда у пациента практически отсутствует режим здорового взрослого?
Если в начале терапии режим здорового взрослого у пациента очень слаб, он моделируется терапевтом или другими помогающими фигурами. На протяжении терапии пациент может прибегать к помощи самых различных фигур. Например, во время диалогов на стульях пациент может воображать на стуле «здорового взрослого» своего лучшего друга, а в ходе рескриптинга — привлекать образ Терминатора из одноименного фильма. С течением времени пациент постепенно научится брать на себя ответственность, свойственную режиму здорового взрослого.
|
|
(3) Как следует поступать в случаях, когда пациент проявляет себя как здоровый взрослый во время сессий, но не способен добиться соответствующих изменений в реальной жизни?
Учитывая, что схема-терапия показана пациентам с серьезными психопатологическими проблемами, терапевт должен исходить из предположения о том, что пациент использует внешне здоровое поведение для предотвращения активации дисфункциональных режимов, таких как режим уязвимого ребенка или карающего родителя. Это предположение необходимо исследовать совместно с пациентом.
Часто такое поведение является частью режима совладания (например, отстраняющегося защитника или самовозвеличения). В таких случаях терапевт не должен полагаться на внешнюю здоровость поведения пациента и должен искать режим уязвимого ребенка. Возможные способы - эмпатическая конфронтация или прямой доступ к детскому режиму.
Библиография
Amtz, А. (2008).Schema therapy. Keynote delivered at the International Conference on
Eating Disorders (ICED), Academy for Eating Disorders, Seattle, May 14-17, 2008.
Amtz, A. & van Genderen, H. (2009). Schema Therapy for Borderline Personality Disorder.
Sussex: John Wiley & Sons.
Amtz, A. & Weertman, A. (1999). Treatment of childhood memories: theory and practice.
Behavior Research and Therapy, 37: 715-740.
Amtz, A., Tiesema, M, & Kindt, M. (2007). Treatment of PTSD: a comparison of imaginal
exposure with and without imagery rescripting. Journal of Behavior Therapy and
Experimental Psychiatry, 38: 345-370.
Bamelis, L.L.M., Renner, K, Heidkamp, D., & Amtz, A. (2011). Extended schema mode
conceptualizations for specific personality disorders: an empirical study.Joumal of
Personality Disorders, 25: 41-58.
Bernstein, D.P, Amtz, A., & de Vos, M. (2007). Schema focused therapy in forensic settings:
|
|
theoretical model and recommendations for best clinical practice. International Journal of
Forensic Mental Health, 6: 169-183.
Costa, P.T. & McCrae, R.R. (1992). Revised NEO Personality Inventory (NEO-PI-R) and
NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI) Professional Manual. Odessa, FL: Psychological
Assessment Resources.
Farrell, J. & Shaw, I. (2012). Group Schema Therapy for Borderline Personality Disorder: A
Step-by-Step Treatment Manual with Patient Workbook. Sussex: John Wiley & Sons.
Farrell, J., Shaw, I., & Webber, M. (2009). A schema-focused approach to group
psychotherapy for outpatients with borderline personality disorder: a randomized
controlled trial. Journal of Behavior Therapy and Experiential Psychology, 40: 317-328.
Giesen-Bloo, J., van Dyck, R., Spinhoven, P, van Tilburg, W., Dirksen, C., van Asselt, T,
Kremer, I., Nadort, M., & Amtz, A. (2006). Outpatient psychotherapy for borderline
personality disorder. Randomized trial of schemafocused therapy versus transferencefocused psychotherapy. Archives of General Psychiatry, 63: 649-658.
Grawe, K. (2006). Neuropsychotherapy. Oxford: Routledge.
Gross, E.N., Stelzer, N., & Jacob, G.A. (2012). Treating obsessive-compulsive disorder with
the schema mode model. In M. van Vreeswijk, J. Broersen, & M. Nadort (eds.),
Handbook of Schema Therapy: Theory, Research and Practice. Sussex: John Wiley &
Sons. pp. 173-184.
Hackmann, A., Bennett-Levy, J., & Holmes, E.A. (2011). The Oxford Guide to Imagery in
Cognitive Therapy. Oxford: Oxford University Press.
Hawke, L.D., Provencer, M.D., & Amtz, A. (2011). Early maladaptive schemas in the risk for
bipolar spectrum disorders. Journal of Affective Disorders, 133: 428-436.
Hayes, A.M., Beevers, C., Feldman, G„ Laurenceau, J.-P., & Perlman, C.A. (2005).
Avoidance and emotional processing as predictors of symptom change and positive
growth in an integrative therapy for depression. In G. Ironson, U. Lundberg, & L.H.
Powell (eds.) International Journal of Behavioral Medicine, special issue: Positive
Psychology: 111-122.
Kellogg, S.H. (2004). Dialogical encounters: contemporary perspectives on “chairwork” in
psychotherapy. Psychotherapy: Research, Theory, Practice, Training, 41: 310-320.
Linehan, M.M. (1993). Cognitive-behavioral Treatment of Borderline Personality Disorder.
New York: Guildford.
Lobbestael, J., van Vreeswijk, M., & Amtz, A. (2007). Shedding light on schema modes: a
clarification of the mode concept and its current research status. Netherlands Journal of
Psychology, 63: 76-85.
Lobbestael, J., van Vreeswijk, M., & Amtz, A. (2008). An empirical test of schema mode
conceptualizations in personality disorders. Behavior Research and Therapy, 46: 854-860.
Lobbestael, J., van Vreeswijk, M., Spinhoven, P, Schouten, E., & Amtz, A. (2010). Reliability
and validity of the short Schema Mode Inventory (SMI). Behavioral and Cognitive
Psychotherapy, 38: 437-458.
Nadort, M., Amtz, A., Smit, J.H., Giesen-Bloo, J., Eikelenboom, M., Spinhoven, P, van Asselt,
T, Wensing, M., & van Dyck, R. (2009). Implementation of outpatient schema therapy for
borderline personality disorder
with versus without crisis support by the therapist outside office hours: a randomized trial.
Behavior Research and Therapy, 47: 961-973.
Norris, M.L., Boydell, K.M., Pinhas, L., & Katzman, D.K. (2006). Ana and the internet: a
review of pro-anorexia websites. The International Journal of Eating Disorders, 39(6):
443-447. doi:10.1002/eat.20305, PMID 16721839. 256 References
Oei, T.P.S. & Baranoff, J. (2007). Young schema questionnaire: review of psychometric and
measurement issues. Australian Journal of Psychology, 59: 78-86.
Reddemann, L. (2001). Imagination als heilsame Kraft/Zur Behandlung von Traumafolgen
mit ressourcenorientierten Verfahren. Stuttgart: Pfeiffer bei Klett-Cotta.
Renner, P, Amtz, A., Leeuw, 1.,& Huibers, M. (2012). Treatment for chronic depression
using schema focused therapy. Clinical Psychology: Science and Practice. Accepted
pending revision.
Rogers, C. (1961). On Becoming a Person: A Therapist’s View of Psychotherapy. London:
Constable.
Schmidt, N.B., Joiner, Т.Е., Young, J.E., & Telch, M.J. (1995) The schema questionnaire:
investigation of psychometric properties and the hierarchical structure of a measure of
maladaptive schemas. Cognitive Therapy and Research, 19: 295-321.
Smucker, M.P, Dancu, C., Foa, E.B., & Niederee, J.L. (1995). Imagery resctipting: a new
treatment for survivors of childhood sexual abuse suffering from posttraumatic stress.
Journal of Cognitive Psychotherapy: An International Quarterly, 9: 3-17.
Taylor, C.T., Laposa, J.M., & Alden, L.E. (2004). Is avoidant personality disorder more than
just social avoidance? Journal of Personality Disorders, 18: 571-594.
Young, J.E. (1990). Cognitive Therapy for Personality Disorders: A Schema-focused
Approach. Sarasota, FL: Professional Resource Exchange.
Young, J.E., Klosko, S., & Weishaar, M.E. (2003). Schema Therapy: A Practitioner’s Guide.
New York: Guilford.
Предметный указатель
автономия (также: автономность, недостаток автономии) 22, 28-29,45, 62-63, 68, 81,99,104,141, 184, 188, 234,246-247, 252,254,290агрессия 21, 31, 36, 50, 63, 67, 73, 75,90, 92,96, 100, 107, 129, 172, 173-174, 208, 210-212, 219-220, 227, 236, 258адаптивная ценность (режима)148, 152, 173аддикция 167активация (в КПТ) 168алкогольная зависимость/злоупотребление/аддикция 47-49, 65, 66, 79, 89, 99-101,109,113,115, 171, 229, 249амбивалентность/амбивалентные чувства 206, 270-271,
273,288анорексия (anorexia nervosa) 90,104, 115, 229асоциальное расстройство личности (черты) 50аудиозаписи 217, 221, 225, 234, 286, 291аудиозапись сессий 297аффективный мост (в рескриптинге) 200-201,203,214,228безнадежность 68,187, 192
безопасность 22,49, 53,107, 148,178,184-186,198-202, 205- 217, 223, 233, 272, 297-298безопасная привязанность 45, 55,186,192,193,198-199,267-268бензодиазепины 227беспомощность 20, 29, 47, 51, 58, 83, 91,108,119,142,198, 202, 204,238,241биография 23, 74-75, 78, 80, 106, 126, 128, 150,152, 173,214,254биполярное аффективное расстройство 105-106близость 25,31, 48,110, 140-141, 154,162,166-168,221-222, 244, 302боль 62, 65, 75, 80,122валидация (также: подтверждение) 17, 19, 85, 123,133, 141,156, 179,184
|
|
«взламывание» паттернов 139вина 37, 69,71, 94-95, 97-99, 104, 123-124, 136-137, 193, 205, 213,246, 267-269, 280, 291внушающий вину родитель (режим) 70-71,95, 173,208,239, 275-276,279воспоминания (детские) 11, 81,138, 191,200,203, 208, 203-215, 228,231,250выражение потребностей см. «потребности» выгорание 38, 71гештальт-терапия 184,224гиперкомпенсация 32, 94, 114, 118-119,137
гиперкомпенсация (режим) 53, 54, 59, 92,118-119, 128, 129, 132, 134,138гиперконтролер (режим) 66,104-105гиперопека 29,190,234гнев (контроль, выражение) 60, 88,148,179, 193-199, 202-208, 213-215,223,225-226, 229,237, 241-242горе 198-199границы терапевтических отношений 180,184, 189-190,223,296групповая терапия 179
гуманистическая психотерапия 44,218декомпенсация 119,126-127делинквентность 76депрессивные симптомы 109
депривация 46,263,267детские потребности см. «потребности» детские режимы 54—55
детские травмы 52,132, 198, 206, 268дефективность/стыд 21диагностические техники воображения 82, 197, 224диалоги с использованием стульев 177,189,195, 217, 270, 288, 298диалоги с использованием двух стульев 157-159диссоциация 80,115, 163, 171
диссоциативные симптомы 23,154дисфункциональный копинг 50, 97,134
дисфункциональные копинговые режимы см. «копинговые режимы»
дисфункциональные режимы 270, 272дисфункциональные родительские режимы 54-55, 61, 64, 69-70, 124, 134, 144,267дисциплина (также: отсутствие дисциплины) 22, 33-34,45,63, 134,173, 236, 243-245, 259-261, 297дневник позитивных событий 195, 226домашнее задание 255,258, 285,298
ДПТ 171,217жалобы (со стороны пациента) 35, 65, 74, 90,113,116,126жестокое обращение (в детстве) 24, 33,93,100,178, 194,247жестокое обращение (в настоящем времени) 72
жульничество (режим) 61,67, 102забота (терапевта о пациенте) 132,141,144-149,172, 179, 208, 217, 263-264завершение терапии 303зависимость 22, 28, 90,141,184,186,188-189, 233, 260, 274, 299зависимость в межличностных отношениях 95, 141зависимое поведение см. «зависимость»
зависимость - различие между функциональной и эмоциональной зависимостью 188-189зависимое расстройство личности (черты) 95, 96, 185, 235зависимый ребенок (режим) 61, 63, 81, 95,189, 298зависимость от азартных игр 55, 65завышенные требования 18, 22, 39-42, 63,118,139,193, 276 «за» и «против» - техника 120-124,209-210, 214, 224закрытые глаза (во время рескриптинга) 161,163-164,178, 182-184здоровый взрослый (режим) 67-68,117, 134,137, 148,164,187, 205-207,226,258,274, 284,290,293,296здоровый режим/установки 55, 60-61, 67-68,166-167,185, 248, 253,266, 285, 293, 302злоупотребление веществами 51, 55,137игра 170,243игрушки 130, 142, 176, 215,233избалованность 195,201, 208-209избалованный ребенок 29,113,193,195избегание 18, 23, 54, 114, 137, 184избегание переживаний 77избегание терапевтом 184избегающее расстройство личности (черты) 34,68, 79, 169, 170, 173,205,243,248избегающий защитник (режим) (также: Копинговый режим избегания) 45, 51, 54, 69-70, 73, 134,138, 139,190, 204, 214, 219,243издевательства сверстников 92,160,163, 206изменение характера или выраженности симптомов 115импульсивный ребенок (режим) 43, 104,193-194, 200-202, 208-211,224импульсивность 194,215интервенции см. «поведенческие техники», «техники лечения» интернализация 149-150,177,223,237интроект 36, 71ипохондрия 16истерическое расстройство личности 67история схема-терапии 5
|
|
Карательность 27карающий родитель (режим) 44,47, 54, 56, 58, 62-63, 69, 73, 93,97,114,131,133, 151,169,173, 176, 183, 187, 189, 195-197, 203,206,211,217-229, 233-243
когнитивное реструктурирование 156, 221
когнитивные искажения 218когнитивные техники 105, 115, 119-124,142, 156-159, 207-210, 214,218, 220-223,250
компульсий 134контроль 95
контрперенос 61, 89, 151,155,181, 204
конфронтация 108,117-118,128,133,151,153, 193,195-196, 200,202,218концептуализация случая 53
копинговые карточки 158-159, 221
Копинговый режим 54, 58, 65, 72-76,123,134,137, 146,149,164, 174, 228, 271,298
корректирующий опыт 143
косвенное научение 120
КПТ 158,178
кризис 142кризисная поддержка 142,238
куклы 163, 260,284,289личные границы терапевта 192
ложные представления 135лояльность 124любовь 25, 194,221, 244,255,268-269
мазохистские предпочтения 111межличностные отношения 47, 57,70, 76-78, 82,113,141,148, 198,221,290
моделирование 260,285модель 33-34, 36,42, 56, 73
модель схема-режимов 51, 76, 86
молчание 149,163, 174-175мотивация к лечению 128,300навязчивости 106, 167
«навязчивая автономность» 206навязчивые воспоминания 214, 260нарушения пищевого поведения 79,103,
нарциссизм, нарциссичный 34, 38, 50, 67, 83,129,152,173
Нарциссическое расстройство личности 90негативность/пессимизм 22, 39негативные эмоции /чувства 54,68,79, 85недисциплинированный ребенок (режим) 61, 64,133,173, 235-237,243-245недоверие/насилие 21,24
«незавершенное дело» 288нейролептики 90обладание правом/грандиозность 22, 34образ «безопасного места» 201-203,223
обреченность на неудачу 22,32, 50обсессивно-компульсивное расстройство личности 28,97,105, 167,170обсуждение модели режимов 123,129,
обучение навыкам 139-140, 167, 171, 218, 241, 244, 259, 289обход копинговых режимов 164—165ограниченный репарентинг 17, 143-144, 184—188,234, 243, 262-264одинокий ребенок (режим) 62, 98одиночество 62, 67-69, 154, 161, 194, 290опросник самооценки 19, 57, 60, 78, 109отвержение 23,58,65,237-239, 246, 266ответственность пациента (также: отсутствие) 71, 128, 216, 235, 244, 252, 258, 275, 294, 305
ответственность ребенка 29,124,136,193-194,209отвращение 178,198-199отстраняющееся самоуспокоение (режим) 61, 66, 74, 78-80, 90, 105,170,176,213,298отстраняющийся защитник (режим) 61, 73, 88,104-105,115, 119, 151, 158,163, 171отсутствие дисциплины см. «дисциплина»
параноидное расстройство личности 99-100парентификация 70, 96пассивно-агрессивный 249пациенты судебно-психиатрического профиля 76,101-102,211, 231
переедание 48,65-66, 73, 79, 88,104, 170переписывание в воображении (рескриптинг) 178, 199переписывание в воображении - агрессия и месть 211,219
переписывание в воображении - актуальные ситуации 199, 216переписывание в воображении - будущие ситуации 138,199переписывание в воображении - «обратная перемотка» 214переписывание в воображении - отказ со стороны пациента 224
переписывание в воображении - помогающая фигура 205переписывание в воображении - проблема с закрыванием глаз 202,219, 225, 301переходные объекты 217
перфекционизм 67, 98, 118-119, 139-140, 289перфекционист-гиперконтролер (режим) 61, 67, 97, 99,118,171пессимизм 22, 39печаль 68, 79, 109, 137, 198-199, 246поведенческие техники (интервенции) 140,166, 179, 218,259, 289пограничное расстройство личности (черты) 16, 26, 51, 79, 87, 177,186-189, 202,217, 223-224,239,258-261,283, 290, 303подавление эмоций 40подверженность физическому вреду и болезням 22, 30подкрепление, подкреплять 34, 39, 109,128,158,168,173,192, 219, 250, 259, 290, 300подозрительный гиперконтролер (режим) 61,67, 100-101подростковый возраст 143,153, 234,246подтверждение см. «валидация» подчинение 22,36позитивные режимы 119позитивные события/виды деятельности 25,168, 289, 292позитивные схемы 58позитивный аффект /чувства /эмоции 110,137,198-199,208, 215.223.228.233поиск внимания (режим) 93, 113покинутость/нестабильность 22-23,43покинутый/подвергнутый насилию ребенок (режим) 62, 88,95, 99,151,176покорная капитуляция (режим) 61, 65, 72, 76, 94-95,110,119, 189.233порнография 90,92,111-112,114потребности (пациента/ребенка) 55, 62, 63-67, 76, 87, 94-95,118, 132,137-138,168,178,193-194, 200,204, 218потребности - здоровый баланс 44предотвращение реакции 167,171привязанность 99,110,143, 176
ПРЛ см. «пограничное расстройство личности» продолжительность терапии 303просмотр видеозаписей 83,126, 169проституция 50, 90, 110,112, 171протест 63, 85,243,259,261прощение 269прямой «обход» копингового режима 164психодрама 270психодраматические техники 226психообразование 45,135, 193-195, 266, 269, 289, 298-299психотропные препараты 227 ПТСР 205,212,214,220радость 55, 67, 117, 169,198, 201, 208, 219раздраженный защитник (режим) 65, 74, 84-85,45, 52, 61, 206,214разногласия относительно модели режимов 123-124разобщенность и отвержение 21-22,45разрядка гнева 196; 202, 224ранние дезадаптивные схемы 21рассерженный ребенок (режим) 61, 63, 68, 84, 87,118,132,235, 238,252, 298
расслабление 202расстройства личности кластера С 104,260,269расстройства Оси I 103,108-109регресс 295режимы терапевта 172,222репарентинг см. «ограниченный репарентинг» ресурсы 117,217рецидив 302ролевая модель 34, 70,252самовозвеличение (режим) 12, 28, 32, 54, 61, 66, 90, 98,105,119, 161,305самооценка 158,217,220-223самоповреждение 64-65, 79, 167, 172самопожертвование 22, 36-37, 73самораскрытие терапевта 240самостимуляция (режим) 74, 90самоуспокоение см. «режим отстраняющегося самоуспокоения» свобода действий 199сексуальное насилие 12, 24, 47, 50, 204, 281сексуальные проблемы 109-110
сексуальные связи 21,66,244,301слитность с другими 98, 120, 277слитность с другими/ неразвитое «я» 22, 31сны 288совместное принятие решений 291сократический диалог 143, 189, 193,299социальная изоляция /отчуждение 21-22, 26, 36,43социальное научение 33,140,154социофобия 52, 56, 77, 95, 116, 210стыд 21, 24, 26-27, 39, 112-113, 178, 198-199, 205, 225супервизия 191супер-Эго 69,151счастливый ребенок (режим) 55, 58, 61, 67, 117,134,219табуированные темы 112-113,116телефон (использование в терапии) 177, 225, 234, 286,297тенденциозные интерпретации 193терапевтические отношения 17-18,141-143,146,169,179,184, 192,202,218,224,238,241,243, 248, 262, 284травматические воспоминания 125, 137,212, 215, 226транзактный анализ 54
требовательный родитель (режим) 61, 64, 69-71, 90, 97,118, 208, 247, 269, 273, 277,288тревога 19,24,30, 48,68,78,118,157,173,198-199, 205, 208, 213,225,246,289,292трудные дети 193угрозы и нападения (режим) 61, 67, 84-85,101,118,155, 259униженный/неполноценный ребенок (режим) 61-62упрямство/режим упрямого ребенка 63,237, 243,246
установление границ 149установление границ (пациентом) 33,186, 216установление границ (терапевтом) 149,170,175,184,189, 212, 237, 249, 258, 270, 296утешение (терапевтом/в ходе упражнения) 184,198-199, 216, 232.246.291уязвимость 62уязвимый ребенок (режим) 123,132, 176,208,213,272фантазии 69,111,211флэшбэк см. «навязчивые воспоминания»
физические контакты в терапии 191,222
физическое насилие 24,26, 50,241,252функциональная зависимость 298хищник (режим) 61, 67,102хроническая депрессия 105, 229хрупкие пациенты 62,225цели лечения 132цели терапии 134экспозиция (in vivo/в воображении) 167электронная почта (использование в терапии) 177,225,286,304эмоциональная депривация 21,25эмоциональная зависимость 188-189эмоциональное насилие 24эмоционально-фокусированные техники/методы 138,148, 157, 178,193, 196, 270, 301, 303-304эмпатия, эмпатический 114,173,261эмпатическая конфронтация 133-134, 141-142,145,148,171, 187, 238, 243, 263-264, 305яростный ребенок (режим) 64, 84, 90, 99,101, 118, 132,139,235, 238,251-253,259,270
ярость 63,68,84,113, 139, 236-240, 251
Книги издательства «Научный мир», а также другую научную, профессиональную и образовательную литературу можно приобрести в интернет-магазине научной и учебной книги www.totbook.ru
Мы стремимся торговать по издательским ценам!
Доставка книг осуществляется по всей России. Приглашаем к сотрудничеству издательства и авторов.
По всем вопросам обращайтесь по e-mail: totbook@totbook.ru Тел.: 8(499)973-25-13
[1]Ричард К. Шварц. «Системная семейная терапия субличностей». Москва. Научный Мир, 2010
[2]В отечественной литературе для перевода англоязычного термина «mode» иногда применяется термин «модус» - прим. пер.
[3]Термин «валидация» означает, что используется специальный прием - эмпатическая техника подтверждения. Смысл этой техники состоит в том, что терапевт признает, подтверждает право пациента чувствовать и воспринимать ситуацию определенным образом. Терапевт говорит что-то вроде:«... действительно в этот момент для вас это выглядело именно так...». Валидация является мощным инструментом построения контакта и дает пациенту ощущение принятия со стороны терапевта. Далее по тексту переводчик пользуется равнозначным термином «подтверждение» - прим. научного редактора
Также широко применяется термин «репарентинг», являющийся калькой с английского reparenting - прим. пер.
[4]В оригинале: членом родительско-педагогической ассоциации, parent-teacherassociation, РТА - прим. пер.
[5]В оригинале enmeshed - прим. пер.
[6]На момент выхода книги сайт прекратил свое существование. Тем не менее, в сети Интернет можно найти множество аналогичных сайтов, получивших название pro-ana, на которых содержатся так называемые «10 заповедей похудания», одна из которых гласит: «Не ешь без наказания». Качественный анализ таких сайтов приведен в трудеNorris et al. (2006). См. также Википедия: http://en/wikipedia/org/wiki/Pro-ana (мы ссылаемся на контент от 15 апреля 2012 г.).
[7]В оригинале rat race - прим. пер.
[8]Англ, rescripting, «переписывание» - прим. пер.
[9]Англ, reparenting, «возвращенное родительство» - прим. пер.
[10]Готовность пациента к сотрудничеству в лечении - прим. пер.
[11]В данном тексте авторы используют термин впервые - прим. пер.