Эмоционально-фокусированные техники

Эмоционально-фокусированные техники, направленные на укрепление режима здорового взрослого, включают диалоги на стульях и рескриптинг. Более подробное описание этих приемов можно найти в разделах 6.3.2и 8.3.1. Если успехи пациента в терапии не соответствуют реалистичным ожиданиям, терапевт и пациент совместно анализируют ситуацию с целью понять, какой режим блокирует терапевтический процесс. Если необходимо, терапевт объясняет смысл интервенций и помогает пациенту занять позицию восприятия, присущую «здоровому взрослому». Наиболее эффективная техника воображения на этом этапе - переписывание негативных воспоминаний или тревожных ожиданий катастрофических событий. Мы просим пациента закрыть глаза, представить себе проблемную ситуацию и изменить негативный сценарий, используя новые пути выхода из положения, подсказанные «здоровым взрослым». Терапевт может оказывать поддержку пациенту (появляясь в воображаемом эпизоде и предлагая помощь), но постепенно «здоровый взрослый» обретает способность сделать это самостоятельно.

Поведенческие техники

По мере развития терапевтического процесса нарастает необходимость перенесения возникающих эмоциональных и когнитивных изменений в повседневную жизнь и закрепления установок и поведения «здорового взрослого» во взаимодействии пациента с его нормальным социальным окружением. На более поздних этапах терапии добавляется задача присоединения здоровых видов деятельности, характерных для взрослого индивида. Конечная цель - помимо уменьшения симптоматики в более узком смысле - состоит в том, чтобы помочь пациенту организовать свою жизнь с учетом адекватного удовлетворения собственных потребностей. Сюда относятся такие вопросы, как создание здоровой привязанности, развитие собственного потенциала, формирование интереса к учебе, профессии или хобби и проч. Кроме того, следует работать над достижением баланса между обязательствами и досугом, а также заботой о собственных потребностях и потребностях других людей. На этой фазе лечения пациент и терапевт разрабатывают конкретный пошаговый план достижения этих целей в таком объеме, который будет обеспечивать дальнейшее здоровое развитие.

Обсуждая возможные шаги, целесообразно применять ролевые игры (тренинг навыков ассертивности, выражения гнева или близости в коммуникации). Работа над осуществлением этих непростых целей неизбежно приводит к активации дисфункциональных режимов. Важно, чтобы терапевт обсуждал такие эпизоды со здоровой взрослой частью пациента и интерпретировал их как возможность обучения, а не отход от завоеванных позиций (рецидив). На этом этапе можно (и часто нужно) возвращаться к техникам работы с дисфункциональными режимами. Таким образом, терапевтический процесс носит не линейный, а скорее циклический характер, однако его общий вектор состоит в постепенной мобилизации «здорового взрослого» и наделения его ответственностью.

Завершение терапии

Эмоционально-фокусированные интервенции, направленные на работу с дисфункциональными детскими и родительскими режимами, характерны для начала терапии. Эти упражнения эмоционально укрепляют пациента и подготавливают почву для изменений на уровне поведения. В ходе дальнейшей терапии фокус работы постепенно смещается на привитие пациенту соответствующих навыков в повседневной жизни и на анализ уже существующего опыта отказа от проблемных паттернов. Таким образом, на передний план выдвигается режим здорового взрослого.

В то время как основной мишенью эмоционально-фокусированных интервенций являются родительские и детские режимы, интеграция терапевтических достижений в повседневную жизнь пациента (на поведенческом уровне) требует активации режима здорового взрослого. Тем не менее, поведенческие изменения можно подкреплять эмоционально-фокусированными и когнитивными техниками.

Продолжительность терапии

Продолжительность терапии в значительной степени зависит от симптомов и актуальных проблем пациента, а также развитости режима здорового взрослого.

Схема-терапия применяется для работы с самыми разными пациентами, поэтому сроки лечения также могут варьировать. Пациентам с ПРЛ и другими тяжелыми личностными расстройствами рекомендована терапия продолжительностью 2-3 года, в идеальном варианте - по две сессии в неделю на начальном этапе. В менее серьезных случаях курс схема-терапии может быть короче, а сессии - назначаться реже.

Некоторые клиенты приходят в терапию с запросом на решение конкретной проблемы; в таких случаях часто бывает достаточно нескольких сессий.

Мы рекомендуем завершать терапию постепенно (последовательно сокращать частоту сессий - например, проводить бустерные (поддерживающие) сессии один раз в месяц в течение определенного периода времени) и оставаться в пределах досягаемости (хотя бы частично) после окончания терапии. Например, некоторые пациенты просят разрешения дважды в год отправлять терапевтам электронные письма (ожидая, по крайней мере, краткого ответа). Поскольку схема- терапевт во время работы формирует у пациента интенсивный опыт привязанности, мы рекомендуем идти навстречу таким просьбам при условии их адекватности и реалистичности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: