double arrow

Признаки финансово-правовой ответственности. 2 страница

В сфере бюджетных правоотношений основные права и обязанности принадлежат самим публично-правовым образованиям как собственникам соответствующих бюджетов. Права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса, установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, представляют собой бюджетные полномочия в соответствии со ст. 6 БК РФ. При этом публично-правовые образования могут защитить свои права в бюджетной сфере, на что указал и Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 ноября 2003 г. N 16-П <1>. Следует отметить, что суды также уделяют внимание спорам из бюджетных отношений, о чем свидетельствует, например, принятие Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 июня 2006 г. N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" <2>.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4509.

<2> Вестник ВАС РФ. 2006. N 8.

 

8.3. Правовая специфика бюджетного законодательства

 

Нормы бюджетного права содержатся прежде всего в Конституции РФ. Статьи 71 и 72 определяют исключительную компетенцию Российской Федерации и сферу совместной компетенции РФ и ее субъектов, в том числе и в области бюджета. В Конституции РФ установлен порядок рассмотрения, утверждения бюджета, контроля за его исполнением (ст. ст. 101, 104, 106, 114 и др.).

Бюджетное законодательство Российской Федерации в соответствии со ст. 2 БК РФ состоит из Бюджетного кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.

Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований не могут противоречить БК РФ. Внесение изменений в Бюджетный кодекс РФ, а также приостановление, отмена и признание утратившими силу положений Бюджетного кодекса РФ осуществляются только путем принятия отдельных федеральных законов и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Еще одним ключевым нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения, является федеральный закон о текущем бюджете, принимаемый ежегодно на трехлетний период, при этом в данном законе могут устанавливаться особенности исполнения федерального бюджета на соответствующий год.

В соответствии со ст. 3 БК РФ Президент РФ имеет право издавать указы, регулирующие бюджетные правоотношения, которые не могут противоречить БК РФ и федеральным законам, входящим в состав бюджетного законодательства, хотя следует отметить, что доля указов Президента РФ, влияющих на бюджетные отношения, в настоящее время очень незначительна, и они носят скорее организационный характер (например, Указ Президента РФ от 2 февраля 2016 г. N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" <1> перераспределил полномочия в сфере бюджетного контроля), поскольку установлены определенные ограничения по кругу регулируемых данными актами отношений: например, нельзя указами внести изменения в бюджет и т.п.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2016. N 6. Ст. 831.

 

На основании и во исполнение БК РФ, федеральных законов, указов Президента России, Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. В бюджетной сфере Правительство РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета, а также принимает иные нормативные акты в пределах своей компетенции (см., например, Постановление Правительства РФ от 26 мая 2016 г. N 469 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета" <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2016. N 23. Ст. 3318.

 

Остальные федеральные органы исполнительной власти в соответствии со ст. 3 БК РФ принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в случаях и пределах, которые предусмотрены БК РФ, федеральными законами, указами Президента РФ и актами Правительства РФ. Ведущая роль среди данных подзаконных актов принадлежит актам Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России). В качестве примера можно привести весьма значимый Приказ Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (в ред. от 16 июня 2017 г.) "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" <1>.

--------------------------------

<1> Финансовая газета. 2013. N 32; изменения к Приказу опубликованы на сайте: http://www.minfin.ru.

 

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления также принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции, закрепленной в ст. ст. 8, 9 БК РФ.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора. При этом международные договоры Российской Федерации применяются к бюджетным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международных договоров следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов.

Многие акты бюджетного законодательства отличаются специфическим действием во времени, то есть имеют точную дату начала и (или) окончания своего действия. Так, например, закон (решение) о соответствующем бюджете вступает в силу 1 января и действует по 31 декабря финансового года включительно, если иное не предусмотрено БК РФ и (или) законом (решением) о бюджете. Закон о бюджете подлежит обязательному официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке, а решение о бюджете подлежит официальному опубликованию не позднее 10 дней после его подписания в установленном порядке, что закреплено в ст. 5 БК РФ.

Кроме того, не следует забывать об актах Конституционного Суда РФ, которые оказывают влияние на формирование бюджетного законодательства и его применение (например, суд указал, что публично-правовые образования (то есть Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования) могут защитить свои права в бюджетной сфере, в Постановлении от 11 ноября 2003 г. N 16-П <1>).

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 2). Ст. 4509.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие и предмет бюджетного права.

2. Дайте определение бюджетного права. Охарактеризуйте бюджетное право как подотрасль финансового права.

3. Соотнесите понятие предмета бюджетного права и бюджетных правоотношений.

4. Принципы бюджетного права.

5. Какие бывают источники бюджетного права.

6. Как соотносятся между собой субъекты бюджетного права и участники бюджетного процесса?

7. Какие общие черты вы можете выделить среди бюджетных полномочий Российской Федерации, бюджетных полномочий субъектов Российской Федерации и бюджетных полномочий муниципальных образований?

8. Правовая специфика бюджетного законодательства.

9. Бюджетно-правовые нормы: понятие и особенности.

10. Правовой статус субъектов бюджетного права.

 

Глава 9. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

9.1. Понятие и значение бюджета

 

В юридической и экономической литературе понятие "бюджет" не совпадает и рассматривается в различных аспектах, которые представляют собой разные стороны одного явления. Необходимость существования бюджета обусловлена тем, что только государство может осуществить определенные функции, например оборонные, социальные, культурные, для чего необходима концентрация большого объема денежных средств и создание централизованных фондов этих средств в собственности конкретного публично-правового образования. Исторически этот термин происходит от английского слова, означавшего "мешок с деньгами".

Бюджет как экономическая категория представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, распределения и использования единого централизованного фонда денежных средств, который создается для осуществления государством (в том числе субъектом Федерации) или муниципальным образованием его задач и функций. Как правовая категория бюджет - это юридическая форма (нормативный правовой акт), регламентирующая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по формированию и исполнению такого централизованного фонда денежных средств.

Таким образом, бюджет одновременно представляет собой финансовый план соответствующего публично-правового образования (государства, субъекта Российской Федерации или муниципального образования), фонд денежных средств и нормативный правовой акт, материально опосредующий функции государства и муниципальных образований. Первые две составляющие понятия бюджета представляют собой его экономическую сторону, а третья - его правовой аспект.

В соответствии со ст. 6 БК РФ <1> бюджет - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Поскольку Россия - федеративное государство, под государственным бюджетом понимают бюджет Российской Федерации (федеральный бюджет) и бюджеты субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 71 Конституции РФ <2> федеральный бюджет находится в ведении Российской Федерации. Нормативному акту, которым утверждается бюджет публично-правового образования, придается высшая юридическая сила, так же как и отчету об исполнении соответствующего бюджета. Так, федеральный бюджет и отчет о его исполнении, а также бюджеты государственных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении принимаются в форме федеральных законов, бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, а также бюджеты территориальных внебюджетных фондов и отчеты об их исполнении - в форме законов субъектов Российской Федерации, а местные бюджеты и отчеты об их исполнении принимаются в форме решений представительных органов местного самоуправления, то есть муниципальных актов. Это положение вытекает из ст. 132 Конституции РФ и Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ (в ред. от 29 июля 2017 г.) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <3>, в ст. 52 которого вопросы утверждения местного бюджета отнесены к исключительному ведению представительных органов местного самоуправления.

--------------------------------

<1> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (в ред. от 30 сентября 2017 г.) // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; 2017. N 40. Ст. 5752.

<2> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

<3> СЗ РФ. 2003. N 40. Ст. 3822; 2017. N 31 (ч. I). Ст. 4828.

 

Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, однако в бюджетном законодательстве существует понятие консолидированного бюджета, который в соответствии со ст. 6 БК РФ <1> представляет собой свод бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Так, например, консолидированным бюджетом субъекта РФ будет признана совокупность местных бюджетов на территории данного субъекта и бюджета самого субъекта РФ, а консолидированным бюджетом Российской Федерации считается совокупность консолидированных бюджетов субъектов Федерации и федерального бюджета.

--------------------------------

<1> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; 2017. N 40. Ст. 5752.

 

В целях систематизации показателей бюджетов вводится такое понятие, как бюджетная классификация Российской Федерации, которая в соответствии со ст. 18 БК РФ является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

 

9.2. Бюджетная система Российской Федерации

и принципы ее построения

 

Бюджетная система Российской Федерации и принципы ее построения являются основополагающей частью бюджетного устройства Российской Федерации. Во многом бюджетное устройство определено государственным устройством; так, факт того, что Россия является федерацией, повлиял и на бюджетную систему Российской Федерации.

Бюджетная система - это совокупность бюджетов, действующих на территории Российской Федерации.

Согласно Бюджетному кодексу бюджетная система Российской Федерации - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (ст. 6 БК РФ). Данное определение показывает нам, что бюджетная система состоит из нескольких взаимосвязанных элементов, а именно бюджетов. Далее, в ст. 10 Бюджетный кодекс раскрывает саму структуру бюджетной системы, в нее входят:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты городских округов с внутригородским делением, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;

- бюджеты городских и сельских поселений, бюджеты внутригородских районов.

Таким образом, становится ясно, что в Российской Федерации существует трехуровневая бюджетная система. При этом невозможно использование иных форм образования и расходования денежных средств, предназначенных для исполнения расходных обязательств, как Российской Федерации, так и ее субъектов и муниципальных образований.

Районный бюджет и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района, образуют консолидированный бюджет муниципального района. Бюджет городского округа с внутригородским делением и свод бюджетов внутригородских районов, входящих в состав городского округа с внутригородским делением, образуют консолидированный бюджет городского округа с внутригородским делением. В свою очередь, бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта, образуют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации. А федеральный бюджет и свод консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации образуют консолидированный бюджет Российской Федерации. При этом межбюджетные трансферты между бюджетами не учитываются при образовании консолидированного бюджета.

Бюджетный кодекс также закрепляет принципы, на которых построена бюджетная система. Перечень этих принципов обозначен в ст. 28 БК РФ и представляет собой закрытый список. Так, бюджетная система построена на следующих принципах:

1) единства бюджетной системы Российской Федерации. Прежде всего, данный принцип означает единство бюджетного законодательства, единство принципа функционирования бюджетной системы и осуществления бюджетного процесса, а также регулирования и функционирования бюджетных и связанных с ними правоотношений;

2) разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации. Он означает законодательное закрепление доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований;

3) самостоятельности бюджетов. Предусматривает наличие определенных ограничений, а также наделение определенными правами органов государственной власти и местного самоуправления, для достижения необходимой автономности деятельности этих бюджетов;

4) равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Означает применение единых принципов и требований ко всем бюджетам;

5) полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов. Все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах;

6) сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов;

7) эффективности использования бюджетных средств. Означает необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности);

8) общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Предусматривает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете;

9) прозрачности (открытости). Обозначает обеспечение доступа к информации о бюджетах, за исключением секретных статей;

10) достоверности бюджета. Означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;

11) адресности и целевого характера бюджетных средств. Значит то, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования;

12) подведомственности расходов бюджетов. Означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся, а также предусматривает требования к подведомственности получателя средств;

13) единства кассы. Предусматривает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Рассмотрим более подробно принципы бюджетной системы.

Статья 29 БК РФ раскрывает принцип единства бюджетной системы, под которым понимается единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со ст. 30 БК РФ означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований. При этом органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Один из наиболее важных принципов бюджетной системы - принцип самостоятельности бюджетов в соответствии с положениями ст. 31 БК РФ означает:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных БК РФ;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с БК РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований закреплен в ст. 31.1 БК РФ и представляет собой определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными БК РФ. При этом договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие БК РФ, являются недействительными.

Статья 32 БК РФ описывает содержание принципа полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, под которым понимается, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов (ст. 33 БК РФ). В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Это принцип связан со структурой любого бюджета, которая включает в себя доходную и расходную часть. Доходы бюджета классифицируются на налоговые и неналоговые, а также безвозмездные поступления. Также доходы могут быть внешними и внутренними, выделяют как самостоятельный вид доходов и собственные доходы бюджетов, то есть закрепленные за бюджетами на постоянной основе. Подробнее состав доходов и расходов будет рассмотрен ниже. Превышение доходов над расходами бюджета называется профицитом, превышение расходов над доходами - дефицитом, равенство доходов и расходов предполагает сбалансированность бюджета, к которому и следует стремиться.

Принцип эффективности использования бюджетных средств регулируется ст. 34 БК РФ, которая гласит, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Необходимость общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов представляет собой принцип, закрепленный в ст. 35 БК РФ и означающий, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований); добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;

расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

Такой принцип, как прозрачность (открытость) (ст. 36 БК РФ), означает:

- обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

- обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

- обеспечение доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на едином портале бюджетной системы Российской Федерации;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: