double arrow

Признаки финансово-правовой ответственности. 1 страница


Первый признак. Финансово-правовая ответственность - это всегда государственное принуждение. Причем финансово-правовая ответственность - не само по себе принуждение, а мера этого принуждения, она имеет количественные показатели (штраф - в рублях, лишение свободы - в годах и т.д.).

Второй признак. Юридическая ответственность предполагает только наличие совершенного финансового правонарушения. По своей правовой природе ответственность за нарушение финансового законодательства является реакцией общества и государства на негативные действия (правонарушение) и своеобразной формой защиты общества от нарушений.

Третий признак. Финансово-правовая ответственность всегда предполагает определенные лишения для правонарушителя. Это мера его наказания. Лишения могут быть личного, организационного или имущественного характера. Личный характер лишений предполагает, что правонарушитель испытывает неприятности лично (лишение права занимать определенную должность, наложение штрафа на определенное лицо). Организационный характер лишений проявляется в том, что человек чувствует дискомфорт в связи с изменением своего правового статуса (запрет заниматься определенной деятельностью). Лишения имущественного порядка связаны с лишением определенных имущественных, материальных (денежных) средств (штраф, взыскание неуплаченных налогов).

Четвертый признак. Финансово-правовая ответственность осуществляется государством (его органами) в рамках правоприменительного процесса и включает все его особенности и стадии.

Пятый признак. Вид и мера государственного принуждения к правонарушителю - не результат субъективистского решения правоприменителя, они определяются исходя из санкции финансово-правовой нормы. Следует заметить, что государственно-принудительные меры могут осуществляться и на основе диспозиции правовой нормы. Однако юридическая ответственность - всегда реализация санкций.

Исходя из внутри отраслевых норм, предусматривающих ответственность за нарушения финансового законодательства, ответственность можно классифицировать на следующие виды: финансовую (налоговую, бюджетную и т.д.), имущественную (материальную), дисциплинарную, административную, уголовную.




Особенность финансово-правовой ответственности заключается в том, что она имеет определенную специфику, обусловленную особенностями финансовой деятельности государства и муниципальных образований, механизмом правового регулирования финансовых отношений. Обособление ее в самостоятельный вид юридической ответственности подтверждается и выделением в финансовом законодательстве процедурно-процессуальных норм, регулирующих производство по делам о финансовых правонарушениях.

Согласно ст. 71 Конституции РФ финансовое регулирование относится к предметам исключительного ведения Российской Федерации. Следовательно, меры государственного принуждения, а также ответственность за нарушения финансового законодательства могут устанавливаться только на федеральном уровне.

Особенность финансово-правовой ответственности проявляется в том, что она выражается в лишениях имущественного (денежного) характера. По своей сути финансовые правоотношения являются имущественными (денежными), поэтому и воздействие на правонарушителя происходит в присущих финансовому праву формах. Всякое финансовое правонарушение наносит вред финансовым интересам публично-правового образования (государства или муниципального образования).

 

7.4. Меры государственного принуждения,

финансово-правовые санкции

 

Вопрос о санкции правовой нормы связан с проблемой применения мер государственного принуждения, в том числе юридической ответственности. Санкции, предусматривающие меры государственного принуждения, в том числе и юридическую ответственность, носят, как правило, относительно-определенный характер, что вытекает из принципа их индивидуализации в соответствии с тяжестью и последствиями правонарушения и характеристикой личности правонарушителя. Одной из наиболее важных и действенных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина является возможность применения государственных мер принуждения, в том числе и юридическая ответственность. С ее помощью решаются задачи обеспечения стабильности в государстве, охраны общества от преступных посягательств и иных правонарушений, развития и укрепления демократических основ.



Первое упоминание на законодательном уровне термина "финансовые санкции" было в п. 8 ст. 7 Закона РСФСР от 21 марта 1991 г. N 943-1 "О Государственной налоговой службе РСФСР" <1>, в то же время понятие "финансовая ответственность" впервые было упомянуто в Указе Президента РФ от 23 мая 1994 г. N 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Ведомости РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.

<2> См.: РГ. 1994. 24 мая.

 

В научной литературе понятие "финансовые санкции" появилось в 1940 г. в учебном пособии под редакцией М.А. Гурвича. Под определением "финансовые санкции" он подразумевал наложение ареста на бюджетный счет или временное ограничение его пользования <1>.

--------------------------------

<1> См.: Финансовое право: Учебник / Под ред. М.А. Гурвича. М., 1940. С. 49.

 

Реализация юридической ответственности в сфере финансов в любом случае связана с реализацией санкций финансово-правовой нормы, однако следует отличать санкции, являющиеся мерами ответственности, от иных мер государственного финансового принуждения.

Санкция как элемент правовой нормы предусматривает неблагоприятные последствия для нарушителя. Санкция существует в правовой норме как стимулятор, воплощенный в действительность лишь при правонарушении. Применение санкций не ставится в зависимость от вины правонарушителя, поскольку направлены они на восстановление нарушенных прав и обеспечение исполнения обязанностей. Упомянутые выше санкции относятся не к мерам ответственности, а к мерам защиты <1>.

--------------------------------

<1> См.: Алексеев С.С. Общая теория социалистического права. Свердловск, 1964. Вып. 2. С. 187; Серегина В.В. Государственное принуждение по советскому праву. Воронеж, 1991. С. 95.

 

Отличие санкций, закрепляющих меры юридической ответственности, основывается на содержащихся в них указаниях на неблагоприятный характер последствий, которые наступают в случае нарушения предписаний правовых норм. В таких санкциях закреплено государственное осуждение и принуждение правонарушителя.

Финансово-правовые санкции закреплены в законодательстве о налогах и сборах, в бюджетном законодательстве, законодательстве о валютном регулировании и валютном контроле, в нормативных актах о банковской деятельности, а также рынке ценных бумаг. Специфика общественных отношений также позволяет отграничить финансово-правовые санкции от административных.

Особенность финансово-правовых санкций проявляется в их предназначении в системе охранительных финансовых правоотношений. Поскольку финансовая ответственность выполняет правовосстановительную и карательную функцию, то и финансово-правовые санкции нацелены прежде всего на восполнение финансовых потерь государства, принудительное выполнение обязанностей, устранение противоправных состояний. Наличие восстановительных санкций не исключает необходимость воздействия на правонарушителя с целью общей и частной превенции. В юриспруденции санкции, в зависимости от того, как они служат охране финансовых правоотношений, подразделяются на поощрительные, компенсационные (правовосстановительные) и карательные. Однако указанная позиция ученых носит дискуссионный характер.

1. В качестве поощрительной санкции рассматривают, например, применение налоговой амнистии, но лишь в том случае, если субъект выполнит указанные в акте амнистии правомерные действия.

Финансово-правовая поощрительная санкция обладает следующими признаками:

1) применяется за заслуженное финансово-правомерное поведение, под которым понимается добросовестный правомерный поступок, связанный со "сверхисполнением" субъектом своих обязанностей либо с достижением им общепризнанного полезного результата;

2) применяется в случае добровольности поступка;

3) присутствует юридическое одобрение позитивных действий, т.е. это форма вознаграждения со стороны общества и государства;

4) выступает в качестве юридического стимула, причем самого действенного <1>.

--------------------------------

 

КонсультантПлюс: примечание. Статья Мусаткиной А.А. "Поощрительные финансово-правовые санкции" включена в информационный банк согласно публикации - "Современное право", 2005, N 5.

<1> Мусаткина А.А. Поощрительные финансово-правовые санкции // Финансовое право. 2005. N 5. С. 48.

 

2. Правовосстановительные санкции - их реализация направлена на устранение вреда, причиненного противоправным деянием финансовым интересам государства, на принудительное исполнение невыполненных финансовых обязанностей и на восстановление нарушенных имущественных прав государства.

3. Карательные (штрафные) санкции - их реализация направлена на предупреждение финансового правонарушения, а также на исправление и наказание нарушителей финансового законодательства.

Так, санкции, предусмотренные ст. ст. 116, 126, 126.1, 128, 129 НК РФ, носят карательный характер, другие санкции, предусмотренные НК РФ, направлены на восполнение финансовых потерь государства. Компенсационный характер носит большинство мер воздействия, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства.

Размеры санкций предусматриваются статьями нормативных правовых актов отраслевого законодательства, устанавливаются и применяются, как правило, в виде денежных взысканий относительно лица, признанного виновным в совершении правонарушения в сфере финансов. Денежная форма финансовых санкций обусловлена характером финансовых обязанностей субъектов финансового права, которые также выражены в денежной форме: налогоплательщик обязан уплачивать налоги в денежной форме; распорядители бюджетных средств обязаны использовать денежные средства по целевому назначению; организации обязаны совершать денежные расчеты между собой в безналичной форме, перечислять валютную выручку на счета в уполномоченных банках и т.д.

Несмотря на широкий перечень применяемых в современном финансовом праве санкций, способов их исчисления и применения, их денежная природа подразумевает сходство их юридической природы - все финансовые санкции заключаются в принудительном изъятии денежных средств в пользу государства.

Процессуальный порядок применения финансово-правовых санкций зависит от их вида.

Штрафы за нарушения финансового законодательства взыскиваются только в судебном порядке и в законодательно установленной последовательности. Судебный порядок взыскания финансовых санкций является развитием принципа неприкосновенности собственности, закрепленного ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

Нарушение финансового законодательства влечет за собой причинение имущественного вреда интересам государства, поэтому задача финансовых санкций состоит в максимальной нейтрализации и предотвращении денежных потерь государственной казны, в восстановлении нарушенных прав и наказании правонарушителя.

Финансово-правовая санкция представляет собой элемент финансово-правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия неисполнения либо несоблюдения финансовых обязанностей, сформулированных в диспозициях финансово-правовых норм, и применяемый в особом процессуальном порядке <1>. При этом необходимо иметь в виду, что норма финансового права и соответствующая статья в нормативном правовом акте могут не совпадать. Поэтому санкция как элемент нормы финансового права может находиться в другой статье нормативного правового акта, а не в той, в которой находятся гипотеза и диспозиция данной нормы.

--------------------------------

<1> Финансовое право: Учебник / А.Ю. Ильин и др.; под ред. И.И. Кучерова. М.: Эксмо, 2011; Финансовое право: Учебник для академического бакалавриата / А.Ю. Ильин, М.Н. Кобзарь-Фролова, И.Г. Ленева, В.А. Яговкина; под ред. А.Ю. Ильина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2016.

 

Финансовые санкции имеют общую юридическую природу, но вместе с тем и отличительные признаки. Различия между штрафом как карательной санкцией и недоимкой и пеней как правовосстановительными санкциями состоят в следующем:

а) основанием ответственности в виде штрафа является совершение финансового правонарушения. Основанием правовосстановительной ответственности является наличие финансовых обязанностей перед государством, и в случае необходимости применяется государственно-властное принуждение к их исполнению;

б) штраф носит абсолютно или относительно определенный характер, имеет низшие и высшие границы, которые также могут быть изменены в зависимости от наличия смягчающих или отягчающих обстоятельств. Размеры недоимки и пени всегда абсолютно определенны и не изменяются от наличия каких-либо индивидуальных обстоятельств, поскольку сумма ущерба, причиненного государственной казне финансовым правонарушением, может быть подсчитана достаточно точно;

в) взыскание штрафа является результатом деятельности уполномоченных государственных органов, и правонарушитель не может сам подвергнуть себя финансовой ответственности. В отличие от штрафа, уплатить недоимку или пени правонарушитель может самостоятельно, без вмешательства государственных органов.

Имеющиеся различия в основаниях, механизме применения и реализации правовосстановительных и карательных санкций не означают их взаимоисключения;

г) штрафы взыскиваются по принципу сложения, а недоимки и пени взыскиваются до полного (как минимум) возмещения причиненного государству ущерба.

 

Контрольные вопросы

 

1. Понятие и признаки финансового правонарушения.

2. Юридический состав финансового правонарушения.

3. Юридическая ответственность за нарушение финансового законодательства.

4. Признаки финансово-правовой ответственности.

5. Понятие, функции и признаки мер государственного принуждения за нарушение финансового законодательства.

6. Принципы финансово-правовой ответственности.

7. Административная ответственность в области финансов.

8. Особенности мер государственного принуждения за нарушение финансового законодательства, в том числе финансово-правовой ответственности.

9. Финансово-правовые санкции.

10. Правовая природа финансовой санкции.

 

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ

 

Раздел IV. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО, БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС,

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ, ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

И МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ДОЛГ, СТРАХОВАНИЕ

 

Глава 8. БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

8.1. Понятие, предмет и метод бюджетного права

 

Бюджетное право является неотъемлемой частью системы финансового права. Более того, бюджетное право является основной подотраслью финансового права, что, в свою очередь, определяет значимость изучения бюджетного права как части учебной дисциплины "финансовое право".

В дореволюционный период бюджетному праву в юридической литературе уделялось достаточно внимания, хотя рассматривался институт бюджета в основном с экономических позиций. В течение XIX в. произошло развитие идеи бюджета от частноправовой, чисто хозяйственной сметы главы государства до идеи о высшем законодательном акте, исполнение которого обеспечено ответственностью исполнительной власти и контролем. Необходимо заметить, что дореволюционная бюджетная система строилась на основе идей известного общественного деятеля и реформатора В.А. Татаринова, который сделал вывод, что в России необходимо составлять сметы по единообразной схеме; тщательно отделять расходы по взиманию доходов от общих государственных расходов; отделять постоянные доходы от временных; утверждать сметы одновременно с рассмотрением последнего отчета по исполнению сметы; сохранять при исполнении росписи главные ее подразделения и заключать сметы в определенный срок <1>.

--------------------------------

<1> Шилов Д.Н. Государственные деятели Российской империи. СПб., 2002. С. 710 - 718.

 

В советское время произошло стремительное развитие бюджетного права, особенно в послевоенный период, что связано с развитием публичных финансов и усилением роли государства в финансовой сфере. Нормы бюджетного права нашли свое отражение в Конституции РСФСР 1918 г., Конституциях СССР 1924 и 1936 гг. Затем произошло принятие Закона СССР от 30 октября 1959 г. "О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик". Государственный бюджет СССР определялся как основной финансовый план образования и использования общегосударственного фонда денежных средств советского государства, а его основная роль заключалась в том, чтобы путем распределения и перераспределения национального дохода создавать общегосударственный фонд денежных средств в целях обеспечения необходимыми финансовыми ресурсами выполнение задач и функций государства.

Что касается понятия бюджетного права как важнейшей части финансового права на современном этапе, то первоначально не учитывалась материальная часть его предмета, однако всеми исследователями в него включались и включаются вопросы бюджетного устройства, бюджетный процесс, распределение доходов и расходов между бюджетами. Кроме того, к предмету бюджетного права следует отнести отношения в сфере бюджетного контроля, бюджетных нарушений и применения бюджетных мер принуждения. Таким образом, в современной юридической литературе в предмет бюджетного права включаются общественные отношения, возникающие в связи с функционированием бюджетной системы, которые и представляют собой предмет бюджетного права.

Деление норм бюджетного права на материальные (регулируют бюджетное устройство, состав доходов и направления расходов, их разграничение между различными звеньями бюджетной системы) и процессуальные (регулируют бюджетный процесс) также не вызывает споров между специалистами, причем бюджетное право является той подотраслью финансового права, в которой деление норм на материальные и процессуальные проявляется наиболее ярко и отчетливо - в Бюджетном кодексе РФ есть отдельная часть 3 "Бюджетный процесс в Российской Федерации".

Бюджетное право использует императивный метод, как и все финансовое право в целом, хотя выделить некоторые группы отношений, вступление в которые не является обязательным, тоже можно. Например, государственные (муниципальные) займы в соответствии с действующим законодательством носят добровольный характер.

Бюджетный кодекс РФ в ст. 1 дает определение бюджетных правоотношений.

Так, согласно БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся:

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности <1>.

--------------------------------

<1> Федеральный закон от 26 апреля 2007 г. N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" // СЗ РФ. 2007. N 18. Ст. 2117.

 

Детально бюджетные правоотношения будут рассмотрены в следующем параграфе. Но с точки зрения предмета бюджетного права стоит отметить, что не все правоотношения, связанные с бюджетной сферой, будут являться предметом бюджетного права. Так как бюджетное право является подотраслью финансового права, оно тесно связано с его другими частями: так, некоторая часть налоговых правоотношений, касающаяся формирования доходов бюджетов, не будет частью предмета бюджетного права, несмотря на тесную фактическую связь данных правоотношений.

В широком смысле под бюджетным правом можно понимать подотрасль финансового права, представляющую собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие непосредственно в бюджетной сфере.

Императивный метод правового регулирования свойствен публичным отраслям права, поэтому он применим и к бюджетному праву как к части финансового права. Более того, он является основополагающим для бюджетного права. Суть бюджетного права, затрагивающая публичные интересы, требует властного регулирования. Но бюджетному праву присущ и диспозитивный метод правового регулирования, при этом его не стоит отождествлять с полной свободой выбора действий субъектов бюджетного права, а он имеет свои особенности. Так, диспозитивный метод проявляет себя в свободе выбора, в рамках, строго очерченных законодательством: например, существует возможность заключения соглашений между участниками бюджетных правоотношений.

Бюджетное право - основная крупнейшая подотрасль финансового права, представляющая собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной системы РФ, по поводу состава бюджетных доходов и расходов, бюджетных полномочий Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований, осуществления бюджетного процесса, а также формирования и использования государственных внебюджетных фондов в целях финансового обеспечения социально-экономического развития страны и иных потребностей общества в целом.

 

8.2. Бюджетно-правовые нормы и бюджетные

правоотношения: понятие и классификация

 

Нормы бюджетного права представляют собой установленные правила поведения субъектов в сфере бюджетных отношений.

Для норм бюджетного права характерен ряд особенностей, обусловленных их сферой применения. Так, они носят публично-правовой характер, что обусловлено публичной природой бюджетного права, связанного с реализацией функций государства. Кроме того, нормы классифицируются по различным основаниям. Как и все нормы права, бюджетно-правовые нормы делятся на обязывающие нормы, которых в этой сфере большинство, а также управомочивающие и запрещающие нормы, что связано с преобладанием властного метода регулирования. В зависимости от функций, выполняемых нормами права, выделяются регулятивные и охранительные нормы. Первые направлены на регламентацию поведения субъектов бюджетного права путем установления их прав и обязанностей, вторые фиксируют необходимость воздержания от определенных действий, а также меры государственного принуждения, применяемые к нарушителям соответствующих правил. По характеру правовых норм бюджетные нормы классифицируются на материальные и процессуальные.

Норма бюджетного права по общему правилу состоит из гипотезы, диспозиции и санкции. Особенности структуры нормы бюджетного права соответствуют особенностям структуры норм финансового права в целом.

К бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; а также отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетные правоотношения, как урегулированные финансово-правовыми нормами отношения в бюджетной сфере, имеют ряд своеобразных черт, которые отличают их иных видов финансовых правоотношений. Так, многие из этих отношений длятся в течение определенного периода времени (например, отношения по поводу исполнения бюджета длятся один календарный год, кроме того, бюджетное планирование охватывает и два последующих года - плановый период) или имеют точное время (дату), когда они начинаются или заканчиваются. Кроме того, такие отношения носят систематический характер и возобновляются между многими участниками отношений в каждом финансовом году.

Важнейшим материальным правом, из которого вытекают все остальные, является право публично-правового образования иметь бюджет. В бюджетном законодательстве относительно публично-правовых образований используется не термин "права", а термин "бюджетные полномочия", которые закреплены ст. ст. 7 - 9 БК РФ и представляют собой установленные БК РФ и принятыми в соответствии с ним правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса (ст. 6 БК РФ).

В соответствии со ст. 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям относятся <1>:

--------------------------------

<1> Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ, в ред. от 30 сентября 2017 г. // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823.

 

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;

- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

Бюджетные правоотношения как урегулированные финансово-правовыми нормами отношения в бюджетной сфере имеют ряд специфических черт: они часто длятся определенный период времени, носят систематический характер и возобновляются между многими субъектами в каждом новом бюджетном году. В бюджетном праве наиболее четко видно деление норм и отношений на материальные и процессуальные: например, нормы, регулирующие бюджетное устройство, состав доходов и расходов, их разграничение между различными уровнями бюджетной системы является материальным, а все нормы, регламентирующие порядок осуществления бюджетного процесса, признаются процессуальными.

Участниками бюджетных правоотношений признаются субъекты, которые могут в них участвовать благодаря наличию бюджетной правосубъектности, то есть могут иметь права и нести обязанности, предусмотренные бюджетным законодательством.

Прежде всего, стоит отметить, что к субъектам бюджетного права относится сама Российская Федерация как государство, а также ее субъекты и муниципальные образования. Они, в свою очередь, в бюджетных правоотношениях могут быть представлены и органами государственной или местной власти соответственно. А также государственные или муниципальные организации могут выступать субъектами бюджетного права, являясь получателями бюджетных средств.

Если обратиться к Бюджетному кодексу, то в нем можно найти лишь положения, касающиеся участников бюджетного процесса, но не напрямую субъектов бюджетных правоотношений. Но, исходя из данного в БК РФ понятия бюджетных правоотношений и предмета бюджетного права, можно сделать вывод о том, что участники бюджетного процесса также являются и участниками бюджетных правоотношений.

Так, согласно ст. 152 БК РФ участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Российской Федерации;

- высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

- законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления (далее - законодательные (представительные) органы);

- исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

- Центральный банк Российской Федерации;

- органы государственного (муниципального) финансового контроля;

- органы управления государственными внебюджетными фондами;

- главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

- главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

- главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

- получатели бюджетных средств.

Исходя из анализа перечисленных субъектов бюджетного права, можно сделать вывод о том, что субъекты участвуют в формировании, распределении и использовании средств бюджетов, а именно либо участвуют в распределении доходов и расходов бюджетов, либо являются участниками бюджетного процесса, либо являются получателями бюджетных средств.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: